Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа
Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.
Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………
Современные психологопедагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Поэтому выяснение условий, эффективно влияющих на развитие познавательного отношения ребенка к окружающему миру, несомненно, способствует подготовке его к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с уровнем развития мыслительных процессов. Установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий перерастают в элементарные мыслительные действия, происходящие в уме в виде образов. Наглядно-действенная форма мышления уступает место наглядно-образному мышлению. Дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности. Мышление шире используется для освоения окружающего мира за счет развития любознательности, познавательных процессов. Ребенок ищет объяснение явлениям, происходящим вокруг, начинает рассуждать, делать выводы.
Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, усвоение морфологической системы языка. В 6-7 лет в речи ребенка постепенно сокращается число простых предложений, но значительно увеличивается количество обобщающих слов и сложных, в том числе сложноподчиненных предложений, свидетельствующих о развитии словесно-логического мышления. У ребенка должен быть развит фонематический слух; обладать хорошим словарным запасом (3,5 –7 тысяч слов); грамматически правильно строить предложения; способны передавать интонацией различные чувства.
Речевая готовность – овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя – внутренняя, диалогическая – монологическая) и функций (общение, обобщение, планирование, оценивание и т.д.) речи.
Одна из острых проблем работы с детьми 6-7 лет – трудность концентрации внимания. Они могут уже по словесной инструкции направлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, а также способность к его распределению еще очень низки. Лишь к 9-10 годам произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать достаточно длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. А в 6-7 лет ребенок еще легко реагирует на посторонние привлекательные раздражители и быстро отвлекается.
Важным показателем развития ребенка является память. Процессы памяти включают кодирование информации, для чего нужна кратковременная память, когда информация хранится недолго и удерживается только благодаря повторению. Из кратковременной памяти коды поступают и сохраняются в долговременной памяти. У ребенка 6-7 лет произвольное запоминание приближается по своей продуктивности к непроизвольному. Он уже умеет управлять своей памятью, используя различные мнемонические приемы и средства. Фактически к 6-7 годам формируется не только механическая (способность к запоминанию по ассоциации), но и словесно-логическая, наглядно-образная, эмоциональная память.
Восприятие, внимание, память – все эти познавательные процессы совершенствуются в период дошкольного развития, и вместе с ними совершенствуется мышление ребенка. К 7 годам в психическом развитии ребенка происходит поворот, который касается эмоциональной и интеллектуальной сфер жизни. Именно в этот период он становится способным к сотрудничеству. Он уже может понять и принять не только свою, но и чужую точку зрения, умеет рассуждать, что тесно связано с речевым развитием. Таким образом, интеллектуальная готовность характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыков мыслительной деятельности.
Интеллектуальная готовность обеспечивается наличием у ребенка запаса знаний, представлений и обязательно уровнем развития его интеллектуальных процессов, т.е. ценных качественных изменений детского мышления. Но и этого еще недостаточно. У ребенка должны быть развиты познавательные интересы, любознательность; сформирована известная способность управлять своим поведением и преднамеренно усваивать знания.
Умственная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Самое важное достижение ребенка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые движения и действия становятся подконтрольными сознанию. Ребенок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т.е. направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает их между собой.
Готовность ребенка к школьному обучению должна быть как интеллектуальной, так и личностной (нравственно-волевая готовность, интерес к учению в школе, желание стать школьником).
Собственное
«Я» возникает в общении
Личностное
общение позволяет ребенку
Ребенок, идущий в школу, стремиться занять новое социальное положение, которое ведет к образованию его внутренней позиции. Внутренняя позиция школьника – это система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой.
Коммуникативная готовность – произвольно-контекстное общение с взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. Ребенок, придя в школу, должен обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь отступать и защищаться. Социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться обычаям и интересам детского коллектива, развитие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Вместе с тем ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала и др. Поэтому очень важно еще в дошкольные годы развивать у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.
Взрослые является постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по образцу, при этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам деятельности, поступкам, взаимоотношениям с другими людьми. Во время общения ребенка со взрослым формируется общественное знание социальных норм, хотя значение еще до конца не осознаваемо и связано с положительными или отрицательными моментами эмоциональных переживаний.
Волевая готовность – умение ребенка произвольно действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
Для определения личностной готовности ребенка к школе необходимо знать уровень развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка довольно легко можно определить при выполнении ребенком требований, определенных правил, заданных учителем во время работы по образцу. Он сознательно контролирует себя, управляет своими внешними и внутренними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это и есть проявление детской воли. В этом возрасте развитие воли связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. Ребенок, руководствуясь своим поведением и мотивами, сознательно добивается поставленной цели, не поддается отвлекающим факторам окружающей среды, то есть постепенно овладевает умением соподчинять свои действия мотивам.
Мотивационная готовность
Обобщая
все выше изложенное, можно сказать,
что школьная готовность – это
комплексное явление, включающее в
себя интеллектуальную, личностную, волевую,
речевую, мотивационную и
Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости.
Для определения готовности ребенка к обучению в школе и профилактики возможных школьных трудностей, связанных с неготовностью, проводится диагностика школьной зрелости. Детский практический психолог должен четко понимать, для чего определяется психологическая готовность к школьному обучению: выявление уровня развития ребенка с целью определения индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе; на профилактику школьной неуспеваемости в случае неготовности ребенка к школьному обучению.
Диагностические методики служат для получения фактологической информации и ее первичной обработки. Для проведения диагностики используются различные тесты для определения уровня развития детей в определенных сферах.
Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.
Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».
Я.
Йирасек подчеркивает, что результат
тестового испытания можно
К
наиболее известным отечественным
методам определения
Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна содержать выявление новообразований закончившегося возрастного периода и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности – ее основных структурных компонентов, уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны – потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание или память), а операциональные единицы деятельности, что создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития.
Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе