Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

     В 60-ые годы Л.И. Божович указывала, что  готовность к обучению в школе  складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции.

     По  мнению А.В. Запорожец - готовность к  обучению в школе представляет собой  целостную систему взаимосвязанных  качеств детской личности, включая  особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

     Наряду  с развитием мышления в контексте интеллектуальной готовности детей к школе большое значение имеют познавательные интересы. Практика и исследования психологов и педагогов Л.И. Божович, Н.А. Беляевой, Л.С. Славиной доказывают, что среди ряда причин негативного отношения детей к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательно интереса или его отсутствие.

     В психолого-педагогических исследованиях  понятие готовности ребенка к  школе рассматривается в контексте  вместе с понятием преемственности. Поэтому необходимо рассмотреть  основные подходы к пониманию  сущности преемственности.

     А.В. Запорожец указывает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой. Исходя из этого, преемственность  можно охарактеризовать с двух взаимосвязанных сторон: со стороны динамики развития детей и со стороны организации и осуществления самого педагогического процесса.

     В.А. Ситаров и В.Д. Брагина рассматривают  преемственность в развитии через готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни и деятельности, а преемственность в организации педагогического процесса через понятие преемственных и перспективных связей. [6]

     Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний после учебных предметов. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов и эмпирический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др.

     Т.И  Бабаева доказывает, что важным показателем  интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является развитие самостоятельности. Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются стремление к решению задач без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. То есть чем выше уровень самостоятельности старшего дошкольника, тем выше уровень готовности к познавательной деятельности в школе. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности. Для развития самостоятельности Т.И. Бабаева рекомендует использовать различные наглядные средства (инструкционные карты, схемы, предметные и графические модели, алгоритмы действий); приемы самоконтроля, самопроверки, самооценки; разнообразные проблемные ситуации; косвенные приемы обучения, которые могут способствовать успешности познавательной деятельности.

     Исследования  З.И. Калмыковой посвящены изучению умственных способностей к усвоению знаний как один из показателей уровня умственного развития, обеспечивающий продуктивность учебной деятельности. Определяющими компонентами умственных способностей исследователь называет систему интеллектуальных свойств личности: обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемого соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

     Согласно  М.И. Лисиной, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Познавательную активность можно определить, как состояние готовности к познавательной деятельности, т.е. состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Индикаторами познавательной активности могут служить особенности предметной деятельности детей – ее латентный период, интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, а также качественные особенности: внутреннее целеполагание, настойчивость в решении познавательных задач, самостоятельно выделенных индивидов. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски.

     Дошкольный  период П.Я. Гальперин называет «подпериодом дооперационального мышления, который  затем переходит в период организации  самих конкретных операций». Он предлагает схему поэтапного формирования умственных действий и понятий: 1) формирование адекватной мотивации действий; 2) обеспечение правильного выполнения нового действия; 3) воспитание его желаемых свойств; 4) превращение его в умственное действие.

     Основной характеристикой развития личности ребенка 6-7 лет А.Н. Леонтьев считает переход к возникновению иерархии мотивов, их соподчинения. Появляется идеальная мотивация, когда поведение направляется представлением о предмете, а не подчиняется однозначно внешнепредметной заданности.

     К.Д. Ушинский [32] считал, что, приступая к обучению ребенка, надо иметь в виду, что ребенок, независимо от учения, развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего ребенка приносят более перемен в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет. Угадать настоящее время для начала учения довольно трудно, но, во всяком случае, лучше начать учение несколько позднее, чем несколько раньше, хотя как то, так и другое имеют свои плохие стороны.

     Определить  внутреннюю позицию ребенка можно  по специально разработанному плану беседы (методика Н.И. Гуткиной). Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности: прослушивания сказки или игры с игрушками. Ребенку предлагают рассмотреть игрушки в течение минуты, затем начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают ее. Далее у ребенка спрашивают, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Если ребенок отдает предпочтение игре, значит, он еще мотивационно не готов к обучению; если же ребенок предпочитает узнать, чем закончиться сказка, то у него доминирует подготовительный интерес, что свидетельствует о личностной готовности ребенка к школе.

     Известный американский психолог К. Изард считает, что радость вместе с эмоцией  интереса обеспечивает то, что человек  будет социальным творением. Принцип  «хочу знать все обо всем» - это принцип жизни ребенка. И  чем больше они узнают, чем больше им рассказывают, показывают, объясняют, тем больше возникает у них новых вопросов, самых неожиданных и весьма странных (для взрослых).

     В научных исследованиях психологи  рассматривают понятие волевого действия в различных аспектах: одни психологи считают важным звеном – выбор решения и постановку цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью.

     А.В. Запорожец считает, что наиболее существенным в психологии воли превращение  социальных и моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющие ее поступки.

     Л.С. Выготский [8] считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущая роль остается за речевым общением с взрослыми. 
 
 
 

     1.2 Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость» 

     В зарубежных исследованиях традиционно  выделяются три аспекта школьной зрелости: эмоциональный, интеллектуальный и социальный.

     Интеллектуальная  зрелость – это дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигуры из фона;  концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, а также тонких движений рук и сенсомоторную координацию. Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание  структур головного мозга.

     Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное занятие.

     Социальная  зрелость – это потребность ребенка  в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам  детских групп, способность исполнять  роль ученика в ситуации школьного  обучения.

     В отечественной психологии и педагогике выделяется  общая и специальная готовность детей к школе.

     К общей готовности относится физическая, личностная, интеллектуальная; к специальной – подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, письма, счета и т.д.).

     Специальная подготовка ребенка к школе  уделяет  внимание тем областям знания, которые  будут востребованы в начальной  школе – чтению, письму, математике. Единство счета, чтения и письма рассматриваются  как общекультурные навыки. К сожалению, общественность, родители и даже педагоги, считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребенка, что является явным заблуждением.

     Физическая  готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более не ухудшать его здоровье.

     Еще В.А. Сухомлинский писал: «… примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная  причина отставания в учебе –  плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное т поддающееся  лечению…» [6]

     По  данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем.

     Уровень морфологического и функционального  развития («школьная зрелость») позволяет  говорить о зрелых и незрелых детях. Так, среди 6-летних детей зрелые дети составляют 49%, в 6,5 лет – 68%, в 7лет – 87%, в 7,5-8 лет – 98%, причем девочки существенно опережают мальчиков в достижении «школьной зрелости» на полгода.

     Существуют  такие психологические сферы  – аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая – от развития уровня которых можно судить о готовности ребенка к школе.

     Личностная  готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение  ребенка к самому себе. Следует отметить, что в личностной готовности ребенка особое значение имеет мотивационный план, включающий познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.

     Дошкольное  детство – один из возрастных периодов, в который происходят психологические изменения, играющие большую роль для формирования личности. Л.И. Божович, характеризуя личность человека, выделяла в нем способность управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать и «переживать» самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии «Я», а также наличие собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок. По А.Н Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок произносит «Я сам!», и второй – когда возникает сознательная личность. В дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности.

     Основной  характеристикой развития личности ребенка 6-7 лет А.Н. Леонтьев считает переход к возникновению иерархии мотивов, их соподчинения. Появляется идеальная мотивация, когда поведение направляется представлением о предмете, а   не только реальным предметом. Деятельность становиться внутренне осмысленной, а не подчиняется однозначно внешнепредметной заданности.

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе