Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

     Содержание

      Введение…………………………..………………………………………………..3

      Основная  часть

  1. Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
    1. Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
    2. Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
    3. Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19

    Практическая  часть 

  1. Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28

     2.1    Процедура определения психологической готовности к школе……...…28

     2.2      Конкретные результаты обследования ………………………...………...36

    2.3    Анализ   результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43

     Заключение……………………………………………………………………...…49

    Глоссарий………………………………………………………………………….52

    Список использованных источников…………………………………………....56

    Приложения

 

      

      Введение

 

     Проблема  психологической готовности ребенка  к школе актуальна и в нынешнее время. Недостаточное количество детских  садов, недостаток внимания детям со стороны родителей и других взрослых родственников приводит часто к тому, что ребенок в свои 6,5 – 7 лет не готов к обучению в школе. Еще одной противоположной проблемой является и то, что родители стараются своим детям дать как можно больше знаний в то время, когда ребенок еще не готов к принятию столь значимой для него информации. Появляется негативная  тенденция раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов, что входит в противоречия с задачами дошкольного образования, неблагоприятно влияет на здоровье детей. Но не все родители обеспокоены проблемами подготовки дошкольников к обучению: есть определенный процент детей, которые приходят в школу неподготовленными, даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты, в соответствии с возрастом, такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и непреодолимым.

     От  определения сущности психологической  готовности, ее показателей, пути ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой стороны – успешность последующего развития и обучения детей в школе.

     Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.Н. Гуткина, Л.И. Божович и др.)

     Проблема  готовности дошкольников к обучению в школе сейчас приобретает особое значение, так как сейчас изменились требования жизни в организации воспитания и обучения, использование новых, более эффективных психолого-педагогических подходов в соответствии с новыми требованиями.  От решения этой проблемы зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для этого в школе создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к обучению в школе.

     Многие  психологи (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Л.И. Божович и др.) занимались проблемой готовности ребенка к школе, разработаны различные методики и программы (М.М. Безруких, Н.Н. Гуткина, Р.В. Овчарова и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании составляющих компонентов школьной зрелости.

     Вышесказанное подтверждает актуальность теоретического и практического изучения данной темы и в наши дни.

     Объект исследования: психологическая готовность и особенности развития ребенка дошкольного возраста (6-7 лет).

     Предмет исследования: возрастные особенности  детей как соответствие готовности ребенка к школьному обучению.

     Цели  исследования: определение условий  формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического  подхода и адаптации ребенка в школе.

     Задачи  исследования:

    1. Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
    2. Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
    3. Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

     Гипотеза: составление прогноза о зависимости адаптации или дезадаптации и обучаемости ребенка в школе от уровня развития и готовности детей к школе на основании различных диагностических подходов.

     Для достижения цели исследования, решения  поставленных задач и проверки исходных предположений был использован  комплекс методов исследования:

  • изучение и анализ научной психологической литературы по данной теме;
  • изучение и обобщение зарубежных и отечественных исследований в области готовности ребенка к школе;
  • проведение сравнительного анализа полученных результатов с помощью специально подобранных психологических методик по данной теме.

     Экспериментальная работа была проведена с февраля по сентябрь 2011 года  в группе дошкольников 6,5 – 7 лет (март-апрель), учащихся первого класса (первый месяц обучения в школе – сентябрь) общеобразовательной средней школы.

     Практическая  значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволяют  определить приемы работы с детьми-дошкольниками, способствующие целенаправленному созданию для условий, влияющих на формирование уровня готовности ребенка к школьному обучению. Предложенные методики могут быть использованы для диагностики уровня развития ребенка, определения нормы или отклонения от нормы, что позволит использовать эти данные для индивидуализации педагогического влияния. Индивидуальные особенности развития ребенка часто дают возможность определить причины его дезадаптации и пути преодоления этих причин, возможность работать с ребенком по индивидуальной для него программе, корректировать по возможности учителем и родителями проблемы в психофизиологическом развитии.

 

 

     Основная  часть 

  1. Готовность  ребенка к школьному  обучению
 
    1.   Анализ литературы по теме
 

     Готовность  к школьному обучению – это  совокупность морфофизиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе. Наряду с понятием «готовность к школьному обучению» в психологической и педагогической литературе употребляется и понятие «школьная зрелость». Эти слова являются синонимами, хотя термин «школьная зрелость» более отражает психофизиологический аспект органического созревания.

     Готовность  к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Проблема готовности к школе отражена как в работах зарубежных исследователей, так и в отечественных. В зарубежных исследованиях (Г. Гетцер, А.Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: эмоциональный, интеллектуальный и социальный.

     В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Н.Г. Салминой, Д.Б. Эльконина. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С. Выготским и разработанные Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. Д.Б. Эльконин в содержание психологической готовности включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению.

     Л.А. Венгер полагает, что должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые сводятся к умению выполнять действия по правилам, производить деятельность по указанию взрослого. Несмотря на единые исходные основы, психологическая готовность в понимании исследователей имеет разное содержание. До сих пор отсутствует четкое представление о самих критериях, которые должны служить показателями готовности к обучению (М.И. Лисина, А.А. Люблинская, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, Т.А. Нежнова, У.В. Ульенкова).

     Анализ  литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как  готовность к школьному обучению или учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.Н. Гуткина и др.). Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих типов деятельности. Е.Е. Кравцова пишет, что проблема «психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности… это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности» [1]

      В отечественной психологии теоретическая  проработка проблем психологической  готовности к школе основана на трудах Л.С. Выготского.

      Л.С. Выготский [9] подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.

     В отечественной психологии и педагогике проблема готовности к началу систематического школьного обучения  изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина и др.). Так выделяется  общая и специальная готовность детей к школе.

     Ребенок, у которого стремление  в общении  с другими людьми, найти свое место  в обществе, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома, может считаться готовым к школе. Две эти потребности способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде Л.И. Божович [5] назвала «внутренней позицией школьника». Это новообразование позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании произвольного поведения ученика. Д.Б. Эльконин [35] считает, что произвольное поведение рождается во время ролевой игры в коллективе детей и помогает ребенку подняться на более высокую ступень развития.

     В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической  готовности к школе предпочтение отдается не объему знаний, а уровню развития интеллектуальных процессов.

     Центральным показателем интеллектуального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность образного и основ словесно-логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков и др.).

     Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место  ставил сформированность предпосылок  к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, умение работать по образцу. Следует упомянуть о том, что Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.

     Правильнее  было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая социальные умения (общение со сверстником, взрослым); развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ребенка (физическое, психическое).

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе