Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

Возникают вопросы: кто же учит детей? Может  ли человек, обремененный  такими

страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение?

Рассмотрим  теперь индивидуальные факторы, в  эту  группу   включены

социально-демографические  и  личностные  особенности.   Орел   В.Е.(2001г.)

отмечает, что из  всех  социально-  демографических  характеристик  наиболее

тесную  связь  с  выгоранием   имеет   возраст   и   стаж.   Причины   спада

профессиональной  деятельности учителя   старшего  возраста,  так  называемый

“педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова(1998г.). По ее мнению, это:

- во-первых, стремление педагога использовать  новые  достижения  науки   и

невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи

учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;

- во-вторых, возникновение и развитие  излюбленных   приемов,  шаблонов  в

работе  и осознание того, что нужно  менять сложившуюся ситуацию, но  как

менять  – неизвестно;

- в-третьих,  возможность изоляции учителя   в  педагогическом  коллективе,

когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами,  что  вызывает

чувство тревоги, одиночества, неверия в  себя.

Большая часть учителей справляется с  кризом,  но  частично  он  может

оказывать влияние на развитие выгорания (Львова, 1998г.).

Что касается зависимости эмоционального выгорания  и пола,  то,  как

пишет Форманюк Т.В.– феминизированность профессии учителя имеет целый  ряд

отрицательных моментов. Среди них повышенная  в сравнении с мужчинами -  в

три раза, по данным Т.Н.  Егоровой  (цитата  по  Колесникову   1985г.),  -

заболеваемость   психическими   болезнями,   высокая    “стрессируемость”,

вызываемая  бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой  по

дому,   недостаточности   внимания,   уделяемого   домочадцам    и    т.п.

(Форманюк.1994г.)

Личностные  особенности.  Более всего риску  возникновения СЭВ подвержены

лица, предъявляющие  непомерно высокие требования к  себе. В их  представлении

настоящий  педагог   –   это   образец   профессиональной   неуязвимости   и

совершенства. Входящие в эту категорию  личности  ассоциируют  свой  труд  с

предназначением, миссией, поэтому у них  стирается  грань  между  работой  и

частной жизнью (Иевлева, Шаталова, 2003г.).

А  вот  как  описывает  людей  мотивированных  на  выбор  педагогической

специальности  Аминов  Н.А.  (1988г.)  –  эти  люди  оказались  обладателями

слабой,  лабильной  и  активированной  нервной  системы,   кроме   того,   с

социальной  направленностью  интеллекта,   направленностью   на   группу   и

социальной  ориентацией на совместную деятельность.  На  наш  взгляд,  данные

личностные  характеристики могут способствовать развитию выгорания,

Таким образом, мы видим, что личностные характеристики  людей  приходящих

в профессию, так же как характер профессиональной  деятельности,  играют  не

последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так  какова

же  основная причина развития эмоционального выгорания  –  личностные  черты

или характеристики  профессиональной  деятельности?   Определенной  попыткой

ответа  на этот вопрос стало появление нескольких новых  подходов  к  понятию

выгорания, среди которых следует отметить подход  К.  Маслач  и  М.  Лейтер.

Основная идея подхода, предложенного данными авторами,  заключается  в  том,

что  выгорание  –  результат  несоответствия  между  личностью  и   работой.

Увеличение   этого   несоответствия   повышает   вероятность   возникновения

выгорания.  Авторы   выходят  за   рамки   интерперсонального   подхода   и

рассматривают выгорание как проявление эрозии  человеческой  души  в  целом,

независимо  от типа профессиональной деятельности. 

1.4. Возможные  меры профилактики и коррекции  синдрома 

эмоционального  выгорания

Исходя  из  всего  вышесказанного,  мы  видим,  что  обычно  “синдром

сгорания” представляют как  негативные  изменения  в  состоянии  и  личности

профессионала, то, что наносит вред человеку и  его работе.  Но  Трунов  Д.Г.

говорит  в  своей  статье,   что   нельзя

однобоко  подходить к данному явлению. Он  представляет  симптомы  “сгорания”

как внешние  проявления  некоторых  естественных  процессов,  происходящих  в

работнике во время выполнения им должностных  обязанностей.  Автор  позитивно

относится к симптомам “выгорания”, как к  сигналам,  идущим  из  “внутренней

сферы”  в “сферу  сознания”,  как  способу  коммуникации  между  “скрытым”  и

“понятым”,  неосознанным  и  осознанным.  “В  какой-то  мере  –  это  друзья

профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит.  Восприятие  этих

сигналов  как врагов означает  отказ  от  предоставляемой  возможности  более

глубокого понимания себя и своей деятельности”.  (Трунов,  1998  г.)  Другой

аспект  “позитивности” синдрома “выгорания”  состоит  в  том,  что  процессы,

происходящие  в  человеке  и  выражаемые  внешне  в  симптомах  “выгорания”,

являются  не  только  не  патологическими,   но   даже   позитивными,   т.е.

выполняющими  положительную функцию. (Трунов, 1998г.).  Другими  словами  эти

процессы  дают возможность педагогу понять, что с ним  происходит  и,  исходя

из этого  решить, что делать дальше, возможно изменить профессию  или  каким-

то образом  постараться скорректировать проявления синдрома.

Таким образом, в контексте синдрома эмоционального  выгорания,  неизбежно

возникает такой вопрос как  профилактика и  коррекция данного явления.

Надо  отметить, что эмоциональное выгорание  – процесс довольно коварный,

поскольку человек, подверженный  этому  синдрому  часто  мало  осознает  его

симптомы. Он не может увидеть себя  со  стороны  и  понять  что  происходит.

Поэтому он нуждается в поддержке и  внимании, а не конфронтации и  обвинении.

К. Маслач (1978г.) считает, что “ сгорание” не является неизбежным.  Скорее

должны  быть предприняты профилактические шаги, которые могут  предотвратить,

ослабить  или исключить его возникновение. Она подчеркивает,  что  многие  из

причин  эмоционального  выгорания  содержатся   не   только   в   личностных

особенностях  людей, но и так же  в  определенных  социальных  и  ситуативных

факторах.

На сегодняшний  день используются разнообразные  подходы  в  разрешении

обозначенных  выше трудностей.  Эти  подходы  могут  быть  использованы  и  в

педагогической  деятельности. Рассмотрим некоторые  из них.

Наиболее  распространенным  средством  является  непрерывное  психолого-

педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации.   Это

связано с тем, что знания,  полученные  в  период  обучения  в  ВУЗе  быстро

устаревают.  В  зарубежной  литературе  фигурирует  даже  единица  измерения

устаревания  знаний   специалиста   так   называемый   “период   полураспада

компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае  означает

продолжительность  времени  после  окончания  ВУЗа,   когда   в   результате

устарения  полученных  знаний  по  мере  появления  новых  знаний  и   новой

информации  компетентность специалиста снижается  на 50%.

Со   стороны   администрации   нужна   система   поощрений,    должны

использоваться  методы  психологической  разгрузки,  релаксация   прямо   на

работе, акцент должен быть сделан на том, каким  образом  руководители  могут

структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало  более

значимым  для исполнителей.

Важным  аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является

саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда,  когда  педагог

сталкивается  с  новой,  необычной,  трудноразрешимой  для  него  проблемой,

которая  не  имеет   однозначного   решения   или   предполагает   несколько

альтернативных  вариантов. В ситуации, когда педагог  находится  в  состоянии

повышенного эмоционального и физического напряжения,  что  побуждает  его  к

импульсивным  действиям.  Или  в  случае  если  он  находится   в   ситуации

оценивания  со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают  в  себя  управление,  как

познавательными  процессами,  так  и  личностью:  поведением,   эмоциями   и

действиями.  В  настоящее  время  для  саморегуляции  психических  состояний

используется  так называемое нейролингвистическое программирование.  В  русле

данного  направления  Г.  Дьяконовым  (1993г.)  разработан  цикл  упражнений

ориентированных  на  восстановление  ресурсов  личности.  Зная  себя,   свои

потребности и способы их удовлетворения,  человек  может  более  эффективно,

рационально распределять свои силы в течении  каждого  дня,  целого  учебного

года. (Регуляция  эмоциональных  состояний.  “Детский  психолог”.  1993  г.,

вып.4, с.67-79).

Аутогенная  тренировка используется в таких  видах деятельности,  которые

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов