Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
Возникают вопросы: кто же учит детей? Может ли человек, обремененный такими
страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение?
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены
социально-демографические и личностные особенности. Орел В.Е.(2001г.)
отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее
тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада
профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый
“педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова(1998г.). По ее мнению, это:
- во-первых,
стремление педагога
невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи
учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
- во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в
работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как
менять – неизвестно;
- в-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе,
когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает
чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может
оказывать влияние на развитие выгорания (Львова, 1998г.).
Что касается зависимости эмоционального выгорания и пола, то, как
пишет Форманюк Т.В.– феминизированность профессии учителя имеет целый ряд
отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в
три раза, по данным Т.Н. Егоровой (цитата по Колесникову 1985г.), -
заболеваемость психическими болезнями, высокая “стрессируемость”,
вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по
дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п.
(Форманюк.1994г.)
Личностные особенности. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены
лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении
настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и
совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с
предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и
частной жизнью (Иевлева, Шаталова, 2003г.).
А вот как описывает людей мотивированных на выбор педагогической
специальности Аминов Н.А. (1988г.) – эти люди оказались обладателями
слабой, лабильной и активированной нервной системы, кроме того, с
социальной направленностью интеллекта, направленностью на группу и
социальной ориентацией на совместную деятельность. На наш взгляд, данные
личностные характеристики могут способствовать развитию выгорания,
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих
в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не
последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова
же основная причина развития эмоционального выгорания – личностные черты
или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой
ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию
выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер.
Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том,
что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой.
Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения
выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и
рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом,
независимо
от типа профессиональной деятельности.
1.4. Возможные
меры профилактики и коррекции
синдрома
эмоционального выгорания
Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно “синдром
сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности
профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г.
говорит в своей статье, что нельзя
однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания”
как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в
работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно
относится к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней
сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и
“понятым”, неосознанным и осознанным. “В какой-то мере – это друзья
профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих
сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более
глубокого понимания себя и своей деятельности”. (Трунов, 1998 г.) Другой
аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том, что процессы,
происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”,
являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е.
выполняющими положительную функцию. (Трунов, 1998г.). Другими словами эти
процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя
из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-
то образом
постараться скорректировать
Таким образом, в контексте синдрома эмоционального выгорания, неизбежно
возникает такой вопрос как профилактика и коррекция данного явления.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный,
поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его
симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит.
Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
К. Маслач (1978г.) считает, что “ сгорание” не является неизбежным. Скорее
должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить,
ослабить
или исключить его
причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных
особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных
факторах.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении
обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в
педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-
педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это
связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро
устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения
устаревания знаний специалиста так называемый “период полураспада
компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает
продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате
устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой
информации компетентность специалиста снижается на 50%.
Со стороны администрации нужна система поощрений, должны
использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на
работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут
структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более
значимым для исполнителей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является
саморегуляция.
Необходимость саморегуляции
сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой,
которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько
альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии
повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к
импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации
оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как
познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и
действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний
используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле
данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений
ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои
потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно,
рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного
года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский психолог”. 1993 г.,
вып.4, с.67-79).
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов