Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных
объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо
средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то
человек переживает ощущение “загнанности в клетку”. Это состояние
интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем
состояние “загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной
деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: “неужели это не
имеет пределов”, “нет сил, с этим бороться”, “я чувствую безысходность
ситуации". Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина,
организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная
рутинность.
4. Симптом “тревоги и депрессии”.
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо
осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как
средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и
собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания
ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной
профессии, в конкретной должности. Симптом “тревоги и депрессии”, -
пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии
эмоционального выгорания.
Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма
условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента
появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или
бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление
внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне
следующих явлений:
1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”
Несомненный “признак выгорания”, когда профессионал перестает
улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:
экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное
реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном
навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно
ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка,
приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на
сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие
категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.
Он вполне оправдан в случаях:
- если не препятствует интеллектуальной проработке информации,
обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает
“вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не
мешает принятию решений и формулировке выводов;
- если
не настораживает и не
- если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам
реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется,
способен отнестись к партнеру, подчеркнуто вежливо, внимательно, с
искренним сочувствием.
Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно “экономит” на
эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного
реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип “хочу или не
хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение –
откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого
стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что
человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако
субъект
общения или сторонний
черствость, неучтивость, равнодушие.
Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в
профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их
личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.
2. Симптом
“ эмоционально-нравственной
Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым
партнером.
Нередко у профессионала
Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою
стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы
переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя
сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.
Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции
не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь
профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не
знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на
“хороших” и “плохих”. Учитель не должен решать педагогические проблемы
подопечных по собственному выбору.
К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями
эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает
справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас на достойных и
недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое
место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-
нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои
обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что
свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития
цивилизации
в сфере межсубъектных
3.
Симптом “расширения сферы
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда
данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении
с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того
устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется
общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой
“жертвой” эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь
соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже
того, готовы послать всех подальше, а то и просто, “рычите” на брачного
партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами.
Вы переживаете симптом “отравления людьми”.
4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности,
предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках
облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
По пресловутым “законам редукции” субъектов сферы обслуживания,
лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не
находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному
изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным.
Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит
“стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей
– привычная спутница бескультурья в деловых контактах.
Фаза “истощения”. Характеризуется более или менее выраженным падением
общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная
защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом “эмоционального дефицита”.
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может
помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение,
соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны
трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную
отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит
его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и
личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и
приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные
эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность,
обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.
2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.
Личность
почти полностью исключает
деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает
эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности,
а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов