Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

желаемого.  Сосредоточение  психической   энергии   достигает   внушительных

объемов. И  если  она  не  находит  выхода,  если  не  сработало  какое-либо

средство  психологической  защиты,  включая  “эмоциональное  выгорание”,  то

человек  переживает  ощущение  “загнанности  в   клетку”.    Это   состояние

интеллектуально-эмоционального затора, тупика.  В  жизни  мы  часто  ощущаем

состояние “загнанности в клетку", и не  только  по  поводу  профессиональной

деятельности. В таких случаях мы в  отчаянии  произносим:  “неужели  это  не

имеет пределов”, “нет сил,  с  этим  бороться”,  “я  чувствую  безысходность

ситуации".  Нас   повергает   в   исступление   бюрократическая   казенщина,

организационная   бестолковщина,   людская   непорядочность,    повседневная

рутинность.

4. Симптом  “тревоги и депрессии”.

Обнаруживается  в  связи  с  профессиональной  деятельностью  в  особо

осложненных обстоятельствах,  побуждающих  к  эмоциональному  выгоранию  как

средству  психологической  защиты.  Чувство  неудовлетворенности  работой  и

собой  порождают  мощные  энергетические  напряжения  в  форме   переживания

ситуационной  или личностной  тревоги,  разочарования  в  себе,  в  избранной

профессии,  в  конкретной  должности.  Симптом  “тревоги  и  депрессии”,   -

пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии

эмоционального  выгорания.

Фаза   “резистенции”. Вычленение этой фазы  в  самостоятельную  весьма

условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с  момента

появления тревожного напряжения.  Это  естественно:  человек  осознанно  или

бессознательно  стремится  к  психологическому  комфорту,  снизить  давление

внешних обстоятельств  с  помощью  имеющихся  в  его  распоряжении  средств.

Формирование  защиты с участием эмоционального выгорания происходит  на  фоне

следующих явлений:

1. Симптом  ”неадекватного избирательного  эмоционального реагирования”

Несомненный  “признак  выгорания”,  когда  профессионал  перестает

улавливать  разницу  между  двумя  принципиально  отличающимися  явлениями:

экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное  эмоциональное

реагирование.

В первом случае речь идет  о  выработанном  со  временем  полезном

навыке  подключать к взаимодействию с деловыми партнерами  эмоции  довольно

ограниченного  регистра  и   умеренной   интенсивности:   легкая   улыбка,

приветливый взгляд, мягкий, спокойный  тон  речи,  сдержанные  реакции  на

сильные раздражители, лаконичные формы  выражения  несогласия,  отсутствие

категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне  профессионализма.

Он вполне оправдан в случаях:

-   если   не   препятствует   интеллектуальной    проработке    информации,

обусловливающей эффективность деятельности.  Экономия  эмоций  не  снижает

“вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не

мешает  принятию решений и формулировке выводов;

- если  не настораживает и не отталкивает  партнера;

-  если,  при  необходимости,  уступает  место   иным,   адекватным   формам

реагирования  на  ситуацию.  Например,  профессионал,   когда   требуется,

способен  отнестись  к  партнеру,  подчеркнуто  вежливо,  внимательно,   с

искренним  сочувствием.

Совсем  иное дело, когда  профессионал  неадекватно  “экономит”  на

эмоциях,   ограничивает   эмоциональную   отдачу   за   счет   выборочного

реагирования  в ходе рабочих контактов.  Действует  принцип  “хочу  или  не

хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение  –

откликнусь  на его состояния и потребности. При всей неприемлемости  такого

стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в  том,  что

человеку  чаще всего кажется, будто он поступает  допустимым образом. Однако

субъект общения или сторонний наблюдатель  фиксирует иное  –  эмоциональную

черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в

профессиональное  общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их

личности, то есть переходит в плоскость  нравственных оценок.

2.  Симптом  “ эмоционально-нравственной дезориентации”.

Он как бы  углубляет  неадекватную  реакцию  в  отношениях  с  деловым

партнером. Нередко у профессионала возникает  потребность  в  самооправдании.

Не проявляя должного эмоционального отношения  к субъекту, он  защищает  свою

стратегию.  При  этом  звучат  суждения:  “  это  не   тот   случай,   чтобы

переживать”, “такие люди не заслуживают доброго  отношения”,  “таким  нельзя

сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

Подобные  мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют  о том, что  эмоции

не пробуждают или  не  достаточно  стимулируют  нравственные  чувства.  Ведь

профессиональная  деятельность,  построенная  на  человеческом  общении,  не

знает  исключений.  Врач  не  имеет  морального  права  делить  больных   на

“хороших” и “плохих”.  Учитель  не  должен  решать  педагогические  проблемы

подопечных  по собственному выбору.

К  сожалению,  в  жизни  мы  зачастую   сталкиваемся   с   проявлениями

эмоционально-нравственной   дезориентации.   Как   правило,   это   вызывает

справедливое  возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас  на  достойных  и

недостойных уважения. Но с такой же легкостью  почти  каждый,  занимая  свое

место  в  системе  служебно-личностных  отношений,  допускает  эмоционально-

нравственную  дезориентацию.  В  нашем  обществе  привычно  исполнять   свои

обязанности в зависимости от настроения и  субъективного  предпочтения,  что

свидетельствует,  если  можно  так  сказать,  о  раннем   периоде   развития

цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

3.   Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.

Такое доказательство эмоционального выгорания  имеет место тогда,  когда

данная  форма защиты осуществляется вне  профессиональной области – в  общении

с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе  вы  до  того

устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,  что  вам  не  хочется

общаться  даже с близкими. Кстати, часто именно  домашние  становятся  первой

“жертвой”   эмоционального   выгорания.   На   службе   вы   еще   держитесь

соответственно  нормативам и  обязанностям,  а  дома  замыкаетесь  или,  хуже

того, готовы послать всех подальше, а то  и  просто,  “рычите”  на  брачного

партнера  и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими  контактами.

Вы переживаете  симптом “отравления людьми”.

4. Симптом  “редукции профессиональных обязанностей”.

Термин  редукция означает упрощение. В  профессиональной  деятельности,

предполагающей  широкое общение с людьми,  редукция  проявляется  в  попытках

облегчить или сократить обязанности, которые  требуют эмоциональных затрат.

По  пресловутым  “законам  редукции”  субъектов   сферы   обслуживания,

лечения, обучения и воспитания, обделяют  элементарным  вниманием.  Врач  не

находит  нужным  дольше  побеседовать  с  больным,  побудить  к   подробному

изложению жалоб. Анамнез получается  скупым  и  недостаточно  информативным.

Проводник  не  спешит  предложить   чай   пассажирам.   Стюардесса   смотрит

“стеклянными  глазами”. Одним словом, редукция профессиональных  обязанностей

– привычная  спутница бескультурья в деловых  контактах.

Фаза  “истощения”. Характеризуется более  или  менее  выраженным  падением

общего  энергетического тонуса и ослаблением  нервной  системы.  Эмоциональная

защита  в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом  “эмоционального дефицита”.

К профессионалу  приходит ощущение,  что  эмоционально  он  уже  не  может

помогать  субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их  положение,

соучаствовать  и  сопереживать,  отзываться  на  ситуации,  которые   должны

трогать,  побуждать,  усиливать  интеллектуальную,  волевую  и  нравственную

отдачу. О том, что это не что иное,  как  эмоциональное  выгорание,  говорит

его еще  недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было,  и

личность  переживает  их  появление.  Постепенно  симптом   усиливается   и

приобретает более осложненную  форму:  все  реже  проявляются  положительные

эмоции  и все  чаще  отрицательные.  Резкость,  грубость,  раздражительность,

обиды, капризы – дополняют симптом  “эмоционального дефицита”.

2. Симптом  “эмоциональной отстраненности”.

Личность  почти полностью исключает эмоции из  сферы  профессиональной

деятельности.  Ее  почти  ничего  не  волнует,  почти  ничто  не  вызывает

эмоционального  отклика – ни позитивные обстоятельства,  ни  отрицательные.

Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности,

а приобретенная  за годы обслуживания людей эмоциональная  защита.  Человек

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов