Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

сотрудников.   Те,   кто   подвержен   выгоранию,    становятся    циниками,

негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми,

которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро

превратить целую группу  в  собрание  “выгорающих”.  Наибольшая  вероятность

того,  что  это  случится,  существует  в  организациях  с  высоким  уровнем

стресса. Профессор К. Чернисс в своей  статье  “Профессиональное  выгорание:

беспокойство  за работников и  боссов  растет”(2003г.)  говорит  о  том,  что

большая  ответственность  за  развитие  выгорания  в  организации  лежит  на

руководителе,  потому  что  существуют  такие  рабочие  места  и   ситуации,

которые, в некотором  смысле,  просто  созданы  для  выгорания.  Большинство

людей, работающих в этих местах, очень  уязвимы.  Они  находятся  в  высоко-

стрессовых  ситуациях,  где  от  них  ожидается  высокий  уровень  выполнения

работы, и где они имеют небольшой  контроль над тем, что или как  они  делают.

К  числу  таких  профессий  относится  и   профессия   педагога   (например,

недостаток  контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе  с  30

активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием  страдают

не только люди, но и организации. Также как  и у индивидуума, страдающего  от

выгорания, в организациях проявляются различные  симптомы этого явления,  они

следующие:

- высокая  текучесть кадров;

- снижение  вовлеченности сотрудников в работу;

- поиск  “козла отпущения”;

- антагонистический  групповой процесс и наличие  парных группировок;

-  режим   зависимости,  проявляющийся   в  виде  гнева  на  руководство   и

проявлении  беспомощности и безнадежности;

- развитие  критического отношения к сотрудникам;

- недостаток  сотрудничества среди персонала;

-  прогрессирующее  падение инициативы;

- рост  чувства неудовлетворенности от  работы;

-  проявления  негативизма  относительно  роли  или   функции   отделения

(Чернисс, 2003г.). 

1.2.  Эмоциональное выгорание как стресс

Вернемся  еще раз к  определению  эмоционального  выгорания.  Доктор  К.

Маслач  подчеркивает, что выгорание –  это не потеря  творческого  потенциала,

не реакция  на  скуку,  а  “эмоциональное  истощение,  возникающее  на  фоне

стресса,  вызванного  межличностным   общением”.   Согласно    Гансу   Селье

(1936г.),  основоположнику  учения  о   стрессе,  это  неспецифическая  (т.е.

всеобщего действия) защитная реакция организма  в ответ на  психотравмирующие

факторы  разного  свойства.  Он  определил следующие стадии  стресса   как

процесса:

1) непосредственная  реакция на воздействие (стадия  тревоги);

2) максимально  эффективная адаптация (стадия  резистентности);

3) нарушение  адаптационного процесса  (стадия  истощения).  (“Стресс  без

дистресса” 1936г.)

Р.М. Грановская отмечает, что развивается стресс  обычно  таким  образом:

стрессор  – накопления – реакция. В промежутке  между  стрессором  и  ответом

организма  развертываются  определенные  процессы,  опосредованные   прежним

опытом  ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает  и  физиологические,

и психологические  компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует  себя

целиком  на  приспособление   к   новой   ситуации,   приводя   в   действие

неспецифические  защитные  механизмы,   обеспечивающие   сопротивление   или

адаптацию. (Грановская, 1997г.)

Основные  черты психического стресса:

1)  стресс  –  состояние   организма,   его   возникновение   предполагает

взаимодействие  между организмом и средой;

2) стресс  – более напряженное состояние, чем  обычное  мотивационное,  оно

требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления  стресса имеют место тогда,  когда нормальная адаптивная  реакция

недостаточна.

По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно  приравнять  к дистрессу

в его  крайнем проявлении и к третьей  стадии  общего  синдрома  адаптации  –

стадии  истощения,  однако,  момент,  когда  стресс   переходит,   ясно   не

определен.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс  и  возникает  поэтапно,

в полном соответствии с механизмом развития стресса,  налицо  все  три  фазы

стресса:

1) нервное  (тревожное) напряжение  –   его  создают  хроническая

психоэмоциональная  атмосфера,  дестабилизирующая   обстановка,   повышенная

ответственность, трудность контингента;

2) резистенция,  то  есть  сопротивление,  -  человек  пытается

более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3)   истощение  –  оскудение   психических  ресурсов,  снижение

эмоционального  тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное

сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно  каждому этапу, возникают отдельные  признаки, или симптомы,

нарастающего  эмоционального выгорания.

Так у  индивидуума, подверженного выгоранию  первой степени,  проявляются

умеренные, недолгие и случайные признаки  этого  процесса.  Эти  признаки  и

симптомы  проявляются в легкой форме и  выражаются в заботе о себе,  например,

путем расслабления или организации перерыва в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются  более регулярно, носят

более затяжной характер, и труднее поддаются  коррекции.  Профессионал  может

чувствовать себя истощенным после хорошего сна  и даже после  выходных.  Орел

В.Е. отмечает, что  перерывы  в  работе  оказывают  положительный  эффект  и

снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер:  уровень

выгорания частично повышается через три дня  после  возвращения  к  работе  и

полностью восстанавливается через три  недели. (Орел, 2001г.)

Признаки  и симптомы третьей стадии выгорания  являются  хроническими.

Могут  развиваться  физические  и  психологические  проблемы  типа   язв   и

депрессии; попытки заботиться о себе, как  правило, не  приносят  результата,

а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.  Профессионал

может подвергать сомнению ценность  своей  работы,  профессии  и  жизни  как

таковой.

Очень подробно освещает  симптомы всех  трех  фаз  Бойко  В.В.  в  своей

статье  “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”,  рассмотрим  их. 
 

Фаза  “напряжения”.   Нервное  (тревожное)  напряжение  служит

предвестником  и  “запускающим”  механизмом  в  формировании  эмоционального

выгорания.  Напряжение  имеет  динамический  характер,  что  обусловливается

изматывающим  постоянством   или   усилением   психотравмирующих   факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1 . Симптом  “переживания психотравмирующих  обстоятельств”.

Проявляется  усиливающимся   осознанием   психотравмирующих   факторов

профессиональной  деятельности, которые трудно или  вовсе  неустранимы.  Если

человек не ригиден, то  раздражение  ими  постепенно  растет,  накапливается

отчаяние  и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию  прочих

явлений “выгорания”.

2. Симптом  “неудовлетворенности собой”.

В результате неудач или  неспособности  повлиять  на  психотравмирующие

обстоятельства, человек  обычно  испытывает  недовольство  собой,  избранной

профессией,  занимаемой  должностью,  конкретными  обязанностями.  Действует

механизм  “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только  и  не

столько вовне,  сколько  на  себя.  По  крайней  мере,  возникает  замкнутый

энергетический  контур “Я и обстоятельства”: впечатления  от внешних  факторов

деятельности  постоянно травмируют личность и  побуждают  ее  вновь  и  вновь

переживать  психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В  этой

схеме   особое   значение   имеют   известные   нам   внутренние    факторы,

способствующие    появлению    эмоционального     выгорания:     интенсивная

интериоризация  обязанностей, роли, обстоятельства  деятельности,  повышенная

совестливость и чувство ответственности.  На  начальных  этапах  “выгорания”

они нагнетают  напряжение,  а  на  последующих  провоцируют  психологическую

защиту.

3.  Симптом  ”загнанности в клетку”.

Возникает,  но  не  во  всех  случаях,  хотя  выступает  логическим

продолжением  развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства

очень давят  и  устранить  их  невозможно,  к  нам  часто  приходит  чувство

безысходности. Мы пытаемся,  что-то  изменить,  еще  и еще раз обдумываем

неудовлетворительные  аспекты  своей  работы.  Это   приводит   к   усилению

психической  энергии  за  счет  индукции  идеального:   работает   мышление,

действуют планы, цели, установки, смыслы,  подключаются  образы  должного  и

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов