Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками,
негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми,
которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро
превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность
того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем
стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание:
беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что
большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на
руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации,
которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство
людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-
стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения
работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.
К числу таких профессий относится и профессия педагога (например,
недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30
активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).
В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают
не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от
выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они
следующие:
- высокая текучесть кадров;
- снижение вовлеченности сотрудников в работу;
- поиск “козла отпущения”;
- антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
- режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и
проявлении беспомощности и безнадежности;
- развитие критического отношения к сотрудникам;
- недостаток
сотрудничества среди
- прогрессирующее падение инициативы;
- рост
чувства неудовлетворенности
- проявления негативизма относительно роли или функции отделения
(Чернисс,
2003г.).
1.2. Эмоциональное выгорание как стресс
Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К.
Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала,
не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне
стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно Гансу Селье
(1936г.), основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е.
всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие
факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как
процесса:
1) непосредственная
реакция на воздействие (
2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). (“Стресс без
дистресса” 1936г.)
Р.М. Грановская отмечает, что развивается стресс обычно таким образом:
стрессор – накопления – реакция. В промежутке между стрессором и ответом
организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним
опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает и физиологические,
и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя
целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие
неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или
адаптацию. (Грановская, 1997г.)
Основные черты психического стресса:
1) стресс – состояние организма, его возникновение предполагает
взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно
требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция
недостаточна.
По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно приравнять к дистрессу
в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации –
стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не
определен.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно,
в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы
стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая
психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная
ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается
более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение
эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное
сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы,
нарастающего эмоционального выгорания.
Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются
умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и
симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например,
путем расслабления или организации перерыва в работе.
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят
более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может
чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел
В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и
снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень
выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и
полностью восстанавливается через три недели. (Орел, 2001г.)
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.
Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и
депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата,
а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал
может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как
таковой.
Очень подробно освещает симптомы всех трех фаз Бойко В.В. в своей
статье
“Энергия эмоций в общении: взгляд
на себя и других”, рассмотрим
их.
Фаза “напряжения”. Нервное (тревожное) напряжение служит
предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального
выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается
изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
1 . Симптом
“переживания
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов
профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если
человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается
отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих
явлений “выгорания”.
2. Симптом “неудовлетворенности собой”.
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие
обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной
профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует
механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не
столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый
энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов
деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь
переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой
схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы,
способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная
интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная
совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания”
они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую
защиту.
3. Симптом ”загнанности в клетку”.
Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим
продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства
очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство
безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем
неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению
психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление,
действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов