Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
- 9 и
менее баллов симптом не
- 10-15 баллов – складывающийся симптом;
- 16 и
более баллов – симптом
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.
- 36 и
менее баллов – фаза не
- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и
более баллов – фаза
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма
показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в
приложении N1.
4. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,
Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”). Опросник и его структура
соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы,
высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков
и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает “согласен” или
“нет”. Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как:
невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность
(шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность
(шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII);
открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная
лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник
предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и
групповое предъявление.
Описание методики представлено в приложении N2.
5. Метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал
интерперсональной диагностики Т. Лири). Данная методика адаптирована
Собчик
Л.Н. и предназначена для
внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется
в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими,
Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16-ти вариантов
межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного
поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых
характеристик, на которые испытуемые отвечают “да” или “нет”. Данная
методика выбрана мною, так как позволяет получить данные, как о личности
испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими. Описание
методики представлено в приложении N3.
4.
Для исследования влияния
эмоционального выгорания, была составлена анкета. Анкета состоит из 14
вопросов, относящихся к организационной сфере. Анкета представлена в
приложении
N4.
2.4 База исследования
Исследование проводилось в двух детских садах и одной средней школе
города Тюмени. Испытуемыми стали 40 педагогов с разным профессиональным
стажем. Из них: 23 воспитателя и 17 учителей начальных классов.
Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами или
индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см.
приложения). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны
и сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведен корреляционный анализ
результатов и подсчитаны коэффициенты корреляции Стьюдента по фазам
симптома, а так же по личностным и организационным факторам. На основе
полученных данных мы попытались проследить зависимость влияния личностных
и организационных
факторов на развитие синдрома эмоционального
выгорания.
5. Результаты исследования и их анализ
В таблице 1 представлены результаты исследований степени
эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все
испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных
фазах, так и по общему количеству набранных баллов.
Таблица
1
Мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального
выгорания. Рассмотрим теперь возможную зависимость выгорания от стажа
работы.
Значимые показания коэффициента Стьюдента
|Сравниваемые
группы
|Коэффициент Стьюдента
|1-5 лет
и 10-15 лет
|2,51
|5-10 лет
и 10-15 лет
|3,13
|10-15 лет
и 15-20 лет
|3,04
На рисунке 2 показана динамика развития синдрома эмоционального выгорания
по отдельным фазам у педагогов с различным стажем работы.
Рисунок 2
[pic]
Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что в фазе
“напряжения” наиболее высокие показатели, имеют педагоги со стажем
работы: от 0 до 5 лет; от 10 до 15 лет и более 20 лет. В группах от 5 до
10 лет и от 15 до 20 показатели имеют более низкий уровень. В фазе
“резистенции”, на графике мы видим постепенное возрастание уровня
сопротивления от первой к третьей группе (от 0 до 15 лет), затем спад в
группе педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет и у педагогов со
стажем работы более 20 лет этот уровень снова повышается. Фаза
“истощения” наиболее ярко выражена у педагогов со стажем работы от 10 до
15 лет; затем у педагогов со стажем работы свыше 20 лет. И менее выражена
у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и от 15 до 20.
На рисунке 3 показаны средние значения развития синдрома
эмоционального
выгорания у педагогов с
Рисунок 3
[pic]
Таким образом, наиболее высокие показатели имеют педагоги
со стажем работы от 10 до 15 лет. Причем педагогов с не формировавшимся
синдромом эмоционального выгорания в этой группе не оказалось, СЭВ в
стадии формирования у 12,5% и сформировался у 87,5%. То есть, педагоги,
вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 29-39 лет,
оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно
предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с
частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в
этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается
назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает
свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы,
статуса, должности и т.д. Если этого не происходит, осознанно или нет,
человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое
напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это
может быть одним из факторов формирования СЭВ. Важно отметить, что все
испытуемые педагоги это женщины, а у женщин стадии жизненного цикла в
большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями
семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми
родительской семьи (Поливанова 2000 г.). Возраст 29-39 лет - это тот
возраст, когда первый ребенок, уже возможно, подросток, а если есть
другие дети, то еще не совсем самостоятельные. Специальные исследования
показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то
специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как
семейное положение и количество детей (Абрамова, 1999г.). Этот факт также
может быть одним из возможных факторов возникновения СЭВ. Еще одной
причиной может быть так называемый “педагогический криз” (Львова, 1988
г.), это спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет
работы.
Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29
лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать
несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной
действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований
относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас
обществом. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил
обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые
педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя
неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были
подготовлены. Это также средний возраст создания семьи (24 года, по
Абрамовой, 1999г.) и молодых педагогов вступивших в брак ждет не только
начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может
быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания.
И, напротив,
неудачные попытки создать
наш взгляд могут накладывать отпечаток на профессиональную деятельность
педагога.
У педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов