Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

- высокие  показатели – 0;

- средние  показатели – 5 человек, что  составляет 62,5%;

- низкие  показатели – 3 человека, что составляет 37,5%.

Таким образом, мы видим, что  в  данной  группе,  средние  показатели  по

данной  шкале, имеет подавляющее количество педагогов, по сравнению с  первой

группой.

Подводя итоги, можно предположить, что педагогам  со  сформировавшимся

синдромом эмоционального  выгорания,   более  присущи  такие  качества  как:

невротичность, депрессивность, застенчивость,  они  более  подвержены  смене

настроения, а также являются более феминными.  И  напротив,  педагоги  с  не

сформировавшимся синдромом,  являются более маскулинными,  обладают  гораздо

менее выраженными невротичностью и  депрессивностью,  они  менее  застенчивы

(что  подтверждается менее выраженной  феминностью),  а  также   имеют  менее

выраженную  эмоциональную лабильность.

Следовательно, можно  предположить,  что,  наличие  у  педагогов,  данных

личностных  характеристик, может влиять на формирование и  развитие  синдрома

эмоционального  выгорания.

Далее   представляется   необходимым   выявить   преобладающие    стили

межличностных отношений у педагогов, и  сравнить  результаты,  полученные  в

первой  и третьей группах. Для этого  мы воспользовались методикой Т. Лири. 

Таблица 4

Результаты  диагностики межличностных отношений

|Тип  отношений                           |1 группа   |3 группа   |

|                                        |%          |%          |

|властный-лидирующий                     |25         |25         |

|независимый-доминирующий                |59,3       |43,7       |

|недоверчивый-скептический               |10,5       |31,3       |

|зависимый-послушный                     |3,9        |0          |

|сотрудничающий-конвенциальный           |1,3        |0          | 

В данной таблице представлены типы межличностных  отношений представленные

в первой (синдром сформировался) и  третьей  (синдром  не  сформировался)

группах.

Анализируя  результаты диагностики,  мы  видим,  что  преобладающим  типом

межличностных отношений в первой (синдром сформировался) группе  является

независимый-доминирующий (59,3%).  Преобладание  данного типа  отношений

сочетается   с   такими   особенностями,   как:   черты   самодовольства,

дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень  притязаний,  выраженное

чувство соперничества, проявляющееся  в  стремлении  занять  обособленную

позицию  в группе.  Стиль мышления  нешаблонный,   творческий.   Мнение

окружающих  воспринимается критически,  собственное  мнение  возводится  в

ранг  догмы или достаточно  категорично  отстаивается.  Эмоциям  недостает

тепла, поступкам – конформности. Низкая подчиняемость.

Властный-лидирующий  тип  отношений  в  обеих  группах   представлен

одинаково (25%). Этот тип отношений выявляет уверенность в  себе,  умение

быть  хорошим  наставником  и   организатором,   свойства   руководителя.

Характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью,

выраженной  мотивацией достижений, легкостью и  быстротой принятия решений.

Можно предположить,  что  это  люди  с  поведением  типа  “А”.  Люди,

демонстрирующие этот  тип  поведения,  предпочитают  бурный  темп  жизни,

преодоление трудностей, сильную потребность  держать  все  под  контролем,

поэтому   они   более   подвержены   влиянию   стрессовых   факторов   и,

следовательно, выгоранию. Так как педагоги, участвовавшие  в  исследовании

это женщины, важно отметить, что у женщин связь между поведением типа “А”

и показателями выгорания выражена сильнее, чем  у мужчин (Орел, 2001г.)

В группе педагогов  с  не  сформировавшимся  синдромом  эмоционального

выгорания  преобладающим  также  является  независимый-доминирующий   тип

межличностных отношений, и в процентном соотношении  он выражен меньше чем

в первой группе  (43,7%),  а  также  усилен  таким  типом  отношений  как

недоверчивый-скептический (31,3%). Этот тип  взаимоотношений  проявляется

такими  личностными характеристиками как системное  мышление,  опирающееся

на конкретный опыт, практичность, реалистичность,  склонность  к  иронии,

высокая  конфликтность,   которая   может   быть   не   столь   явной   и

аккумулироваться, создавая тем самым повышенную  напряженность,  а  также

обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический  настрой  к

любым мнениям кроме собственного. Такие  личностные характеристики  скорее

могут оказывать влияние на  развитие  синдрома  эмоционального  выгорания

(Бойко, 1996г.)

Рассмотрим  типы преобладающих взаимоотношений в  еще  более  узких

группах, т.е. в группе педагогов с полностью  сформировавшимся  синдромом

во  всех  трех  фазах  (15%),  и  в  группе  педагогов  с  полностью   не

сформировавшимся  синдромом (5%). Мы  видим следующую  картину:  в  первой

группе  преобладает независимый-доминирующий тип  межличностных  отношений

(83%), а  во  второй  по  50%  имеют   властный-лидирующий  и  независимый-

доминирующий  типы отношений.

Как мы видим, очень значимых различий между  результатами  в  разных

группах не наблюдается, следовательно,  мы  можем  предположить,  что  на

формирование  и развитие синдрома эмоционального выгорания могут оказывать

влияние другие факторы, например организационные.

Исходя  из всего вышесказанного,  мы  можем  составить  гипотетический

“портрет”   педагога   со   сформировавшимся   синдромом   эмоционального

выгорания. Это человек с высоким уровнем  невротичности,  депрессивности,

застенчивости,  с  высокой  эмоциональной  лабильностью   с   выраженными

феминными чертами. Кроме того, это человек,  с независимым-доминирующим

типом  межличностных  отношений,  т.е.   склонный   к   субъект-объектным

отношениям, старающийся сохранить контроль над “окружающей средой”.

Далее  рассмотрим  возможное  влияние  организационных  факторов  на

развитие  синдрома  эмоционального   выгорания.   В   следующей   таблице

представлены   организационные    факторы,    являющиеся    статистически

достоверными.

Таблица  5

Значимые  показатели коэффициента Стьюдента (организационные  факторы)

|Название фактора                |Коэффициент      |

|                                |Стьюдента        |

|Количество  детей в классе       |2,49             |

|Взаимоотношения  с руководством  |2,31             |

|Удовлетворенность  профессией    |3,06             |

|Значимость  профессии в обществе |2,11             | 

Таким образом,  мы  видим,  что  наиболее  значимыми  оказались  такие

факторы как: количество  детей  в  классе  -  более  30  у  педагогов  со

сформировавшимся  синдромом.   И   взаимоотношения   с   руководством   -

непонимание и давление со  стороны  руководства  у  педагогов  из  первой

группы  и поддержка у  педагогов  из  третьей  группы.  Удовлетворенность

профессией  и чувство значимости профессии  в обществе можно назвать скорее

следствием влияния всей совокупности факторов как организационных, так и

личностных.

Недостаток  контроля  над  “окружающей  средой”  является   фактором,

способствующим  выгоранию (Чернисс, 2003 г.). Соответственно,  чем большее

количество  детей в классе, тем сложнее  учителю  удерживать  внимание  на

происходящем,   что   может   являться   источником    невротизации    и,

следовательно, способствовать развитию выгорания.  В  нашем  исследовании

данный  фактор усиливается преобладающим  типом (независимый-доминирующий)

взаимоотношений.

Взаимоотношения с руководством – известно, что  конфликты по  горизонтали

в группе работников гораздо менее психологически опасны, чем конфликты  с

людьми,  занимающими  более  высокое  профессиональное  положение  (Орел,

2001г.). В  нашем исследовании только у   педагогов,  которые  ощущают  на

себе  давление со стороны  руководства,  синдром  сформировался  полностью

(15,8%).   В   группе   педагогов   с   не   сформировавшимся   синдромом

эмоционального  выгорания  отношения  с  руководством  либо   нейтральные

(37,5%) либо  человек ощущает поддержку и  заботу со  стороны  руководства

(62,5%). Важно  отметить, что у  всех  педагогов,  ощущающих  давление  со

стороны руководства, оказался повышенным такой  фактор как  застенчивость,

а, следовательно, повышенная тревожность.

Значимыми  в  нашем  исследовании   оказались   такие   факторы   как

удовлетворенность профессией и чувство значимости профессии  в  обществе.

Мы не можем отнести  эти  факторы  к  организационным,   традиционно  они

рассматриваются в качестве конечных результатов синдрома  (Орел,  2001г.)

Известно, что  если  работа  оценивается  как  незначимая  в  собственных

глазах, то синдром выгорания развивается  быстрее  (Форманюк,  1994г.)  В

группе  педагогов со сформировавшимся синдромом  эмоционального  выгорания

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов