Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

постепенно  учится работать как робот,  как  бездушный  автомат.  В  других

сферах  он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование  без чувств и эмоций наиболее яркий  симптом  “выгорания”.  Он

свидетельствует о профессиональной деформации  личности  и  наносит  ущерб

субъекту  общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие

и может  быть глубоко травмирован. Особенно  опасна  демонстративная  форма

эмоциональной  отстраненности,  когда  профессионал   всем   своим   видом

показывает: “плевать на вас”.

3. Симптом  “личностной отстраненности, или  деперсонализации”.

Проявляется   в   широком   диапазоне   умонастроений   и   поступков

профессионала в  процессе  общения.  Прежде  всего,  отмечается  полная  или

частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального  действия.

Он воспринимается как неодушевленный предмет, как  объект для  манипуляций  –

с  ним  приходится  что-то  делать.  Объект   тяготит   своими   проблемами,

потребностями, неприятно его присутствие, сам  факт его существования.

Метастазы  “выгорания”  проникают  в  установки,  принципы  и  систему

ценностей личности. Возникает деперсонализированный  защитный  эмоционально-

волевой антигуманистический  настрой.  Личность  утверждает,  что  работа  с

людьми  не  интересна,  не  доставляет   удовлетворения,   не   представляет

социальной  ценности. В наиболее тяжелых формах  “выгорания”  личность  рьяно

защищает  свою антигуманистическую философию: “  ненавижу…”,  “презираю…”.  В

таких случаях  “выгорание”  смыкается  с  психопатологическими  проявлениями

личности,  с  неврозоподобными  или  психопатическими   состояниями.   Таким

личностям противопоказана эта профессиональная деятельность.  Но,  увы,  они

ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

4. Симптом  “психосоматических и психовегетативных  нарушений”.

Как следует  из названия, симптом  проявляется  на  уровне  физического  и

психического  самочувствия.  Обычно  он  образуется  по  условно-рефлекторной

связи  негативного  свойства:  многое  из  того,  что   касается   субъектов

профессиональной  деятельности, провоцирует  отклонения  в  соматических  или

психических состояниях. Порой даже мысль о таких  субъектах  или  контакт  с

ними  вызывает плохое  настроение,  дурные  ассоциации,  бессонницу,  чувство

страха,  неприятные  ощущения  в   области   сердца,   сосудистые   реакции,

обострение  хронических заболеваний.

Переход   реакций   с   уровня   эмоций   на   уровень   психосоматики

свидетельствует  о  том,  что   эмоциональная   защита   –   “выгорание”   –

самостоятельно  уже  не  справляется  с   нагрузками,   и   энергия   эмоций

перераспределяется  между  другими  подсистемами  индивида.  Таким  способом

организм  спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной  энергии  (Бойко,

1996г.).

Таким образом, согласно Бойко В.В.,   синдром  эмоционального  выгорания

развивается поэтапно  и  каждому  этапу  характерны  определенные  признаки,

которые вызываются определенными факторами. 
 

1.3.  Требования профессии к личности  педагога 

Не  вызывает  сомнения,  что  любая  профессиональная  работа,  помимо

физических  и  психологических  особенностей  имеет  основанием   личностные

качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую  очередь  это

относится к профессиям, где объектом  профессиональной  активности  человека

выступает другой человек, и взаимодействие “  человек – человек”  зависит  от

качеств того и другого. Профессию педагога,  относят  к  профессиям  высшего

типа  по признаку необходимости постоянной рефлексии на  содержание  предмета

своей деятельности по А.С. Шафрановой (1925г.). Таким образом,  не  вызывает

сомнения  то,  что  педагог  должен  обладать  определенной  суммой  каких-то

высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена  попытками

обозначить  качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но  такие

попытки   обычно   заканчиваются   перечислением   достоинств   современного

культурного  человека  таких  как:  гуманизм,   честность,   справедливость,

трудолюбие  и прочие столь же прекрасные черты  достойного  человека,  но  не

являющиеся  производными определенной профессии.

Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное  руководство”(2000г.),  говорит  о

том, что  если исходить из  сущности и содержания  профессии педагога,  то

первая  основная личностная черта это:

1. интерес  к  жизни.  Влияние  этой  личностной  черты  на  содержание  и

характер  работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что

оно незаметно  даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к  жизни

не прощает  равнодушия  к  жизни  кого-либо,  тем  более,  если  такое

равнодушие  проявляет педагог. Интерес  к  жизни  –  условие  работы  с

детством, это условие эффективности  воспитания,  так  как  воспитание

непременно ориентировано на формирование способности быть  счастливым,

а в  основе такой  способности  лежит  принятие  жизни  как  таковой  в

качестве  великого дара природы.

Вторая  личностная характеристика, способствующая успешности работы с

детьми  это:

2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее

отношение к человеку как феномену в системе  живых организмов на земле.

Когда внимание к разного  рода  личностным  проявлениям  “Я”  человека

связано с познанием человеческой души, с  уважением индивидуальности, с

признанием  права человека на особенности и  несходство с другими людьми

и когда  в отношении к  человеку  сохраняется  ценностная  позиция  вне

зависимости от конкретных характеристик этого  человека. Если  педагогу

интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд

проблем. Решается пресловутый вопрос “любви  к  ребенку”,  потому  что

педагогу  при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник.

Нельзя  любить сотни и тысячи людей,  с  которыми  приходится  работать

педагогу  в течение своей профессиональной жизни: для этого  не  хватит

духовных  и физических сил. Но, имея интерес  к  человеку,  работать  с

множеством  маленьких детей, при всей сложности  и тонкости этой  работы

легко, если  обеспечена  профессиональная  компетентность.  Интерес  к

человеку  помогает обрести профессиональное  равновесие  и  устоять  на

профессиональной  высоте, а значит, трезво искать решение  проблемы.

Третья  важная личностная характеристика это:

3.  интерес   к  культуре.  Как  личностная  характеристика  он,  с  одной

стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а  с

другой  стороны эта черта  личности  развивается  в  процессе  воспитания.  В

понятие культуры входит все, что возделывается  человеком,  все,  что  стало

преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога,  то

имеется в виду широкая палитра его  интересов к  технике,  науке,  искусству,

устройству  быта,   политическому  устройству  общества,  морали,  экономике,

гигиене и др. форм созидания в этом мире.

Интерес к культуре  у педагога   означает   не   только   собственное

ознакомление  с фактами развивающейся мировой  культуры, но и  формирование  у

детей  такого   пристального   внимания   к   данным   фактам,   не   только

преобразование  собственной жизни, но и приобщение  детей  к  корректированию

привычного  содержания  и  хода  жизни  в  согласии  с  достижениями  мировой

культуры,  не  только  личное  оценивание  происходящего  в   культуре,   но

непременно  целенаправленное приобщение детей  к аналитической  работе  ума  в

оценивании  культурных продвижений либо падений  их.

Одно  из  самых  сильных  противоречий  воспитания  состоит  в  том,  что

педагог  является  представителем  вчерашней  культуры,  ему  же  приходится

выступать  в  роли  представителя  сегодняшней,  хотя  он   ею   владеет   в

недостаточной степени, а  иногда  далек  от  нее.  Однако  это  противоречие

преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог  сам овладевает  тем,  что

прививает детям.

Согласно  Щурковой  Н.Е.  перечисленные  выше  личностные  характеристики

являются   базовыми.    Обозначим    теперь    профессиональные    качества,

обеспечивающие  успешное педагогическое общение и  взаимодействие  учителя  с

учащимися  более  подробно.  Столяренко  Л.Д.  (1999г.)  к  таким  качествам

относит:

- наличие  потребности и умений  общения,  общительность,  коммуникативные

качества;

- способность  эмоциональной эмпатии и понимания  людей;

- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее  умение  быстро

и правильно  ориентироваться  в  меняющихся  условиях  общения,  быстро

изменять  речевое  воздействие  в  зависимости  от  ситуации   общения,

индивидуальных  особенностей учащихся;

-  умение  ощущать  и  поддерживать  обратную  связь  в  общении;  умение

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов