Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться
от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь
нервы.
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в
сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями
характера, нервной системы и с задержками психического развития. В
процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается
клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого
каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и
прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи
формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики
своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально
игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или
безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но
эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда
профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального
партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и
конфликт
– эмоциональное выгорание
стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей
статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко
относит следующие факторы:
- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное
выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто
менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например,
формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей
импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная
впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать
рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему
развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается
так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил
отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и
сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).
- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств
профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у
людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть,
наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком
эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из
практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие
субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание,
мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это
безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами
“Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и
возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или
иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через
какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых
учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный
вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16
лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной
деятельности.
Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды
интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие
неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень
переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например,
педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров
подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным
ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается –
тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его
семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное
выгорание обернулось безразличием и апатией.
- слабая
мотивация эмоциональной
здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не
считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять
соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее
умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его
крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-
вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и
соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной
деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами –
материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая
эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не
нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “
выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими
ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату
эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных
потерь, как утрату человечности.
- нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал
имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или
приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен
неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие
моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность,
честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная
дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от
плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в
случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной
дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается.
Увеличивается
вероятность безразличия к
к исполняемым обязанностям.
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой
Т.В. (2002 г.):
- неэмоциональность или неумение общаться;
- алекситимия
во всех проявлениях (
ощущения), всегда связано с тревогой;
- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы
работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную
несостоятельность);
- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь,
профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель,
здоровье
и т.д.)
1.1.2.
Симптомы эмоционального
К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:
физические,
поведенческие и
- усталость;
- чувство истощения;
- восприимчивость
к изменениям показателей
- астенизация;
- частые
головные боли расстройства
- избыток или недостаток веса;
- одышка;
- бессонница.
К поведенческим и психологическим:
- работа
становится все тяжелее, а
- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
- поздно появляется на работе и рано уходит;
- берет работу на дом;
- чувство неосознанного беспокойства;
- чувство скуки;
- снижение уровня энтузиазма;
- чувство обиды;
- чувство разочарования;
- неуверенность;
- чувство вины;
- чувство невостребованности;
- легко возникающее чувство гнева;
- раздражительность;
- человек обращает внимание на детали;
- подозрительность;
- чувство
всемогущества (власть над
- ригидность;
- неспособность принимать решения;
- дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от
коллег;
- повышенное
чувство ответственности за
- растущее избегание;
- общая
негативная установка на
- злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов