Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания:  держаться

от всего  и всех подальше, не принимать  все  близко  к  сердцу,  беречь

нервы.

- психологически  трудный контингент, с которым  имеет дело профессионал  в

сфере общения:  у  педагогов  и  воспитателей  это  дети  с  аномалиями

характера, нервной системы и  с  задержками  психического  развития.  В

процессе  профессиональной  деятельности  почти  ежедневно   попадается

клиент  или пациент, который “портит  вам нервы” или “ доведет до  белого

каления”. Невольно специалист  начинает  упреждать подобные  случаи  и

прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая  себя  при  помощи

формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости  от  статистики

своих  наблюдений,  он  добавляет,  кого   именно   надо   эмоционально

игнорировать:  невоспитанных,  распущенных,  неумных,   капризных   или

безнравственных.   Механизм   психологической   защиты    найден,    но

эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда

профессионал  не включается в  нужды  и  требования  вполне  нормального

партнера  по деловому общению. На этой почве  возникают  недоразумение  и

конфликт  – эмоциональное выгорание проявилось  своей  дисфункциональной

стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное  выгорание,  в  своей

статье  “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на  других”,  В.В.Бойко

относит следующие факторы:

- склонность  к эмоциональной  ригидности:  естественно,  эмоциональное

выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто

менее реактивен  и  восприимчив,  более  эмоционально  сдержан.  Например,

формирование  симптомов  “выгорания”  будет  проходить  медленнее  у  людей

импульсивных,  обладающих  подвижными  нервными   процессами.   Повышенная

впечатлительность   и   чувствительность   могут   полностью   блокировать

рассматриваемый  механизм  психологической  защиты  и  не  позволяет   ему

развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное.  Нередко  случается

так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил

отзывчивость,  эмоциональную  вовлеченность,  способность  к  соучастию  и

сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).

-  интенсивная   интериоризация  (восприятие  и   переживание)   обстоятельств

профессиональной  деятельности: данное психологическое  явление возникает  у

людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую  роль.

Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и,  может  быть,

наивности, специалист,  работающий  с  людьми,  воспринимает  все  слишком

эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный   случай  из

практики  оставляет глубокий след в душе.  Судьба,  здоровье,  благополучие

субъекта  деятельности  вызывает  интенсивное  соучастие  и  сопереживание,

мучительные раздумья в бессонницу. Профессор  Решетова  Т.В.  называет  это

безграмотным  сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами

“Я”.  Постепенно   эмоционально-энергетические   ресурсы   истощаются,   и

возникает необходимость восстанавливать  их или беречь, прибегая к тем  или

иным  приемам психологической  защиты.  Так,  некоторые  специалисты  через

какое-то время меняют профиль  работы  и  даже  профессию.  Часть  молодых

учителей  покидает школу в  первые  5  лет  трудового  стажа.  Но  типичный

вариант экономии ресурсов – эмоциональное  выгорание. Учителя спустя  11-16

лет приобретают  энергосберегающие  стратегии  исполнения  профессиональной

деятельности.

Нередко бывает, что в  работе  профессионала  чередуются  периоды

интенсивной интериоризации и психологической  защиты. Временами  восприятие

неблагоприятных сторон деятельности обостряется,  и  тогда  человек  очень

переживает  стрессовые ситуации, конфликты,  допущенные  ошибки.  Например,

педагог,  научившийся  спокойно   реагировать   на   аномалии   характеров

подросткового  возраста,  вдруг  “срывается”  в  общении  с   определенным

ребенком, возмущен его бестактными выходками  и грубостью. Но  случается  –

тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его

семье, однако не в силах предпринять  соответствующие  шаги.  Эмоциональное

выгорание обернулось безразличием и апатией.

- слабая  мотивация эмоциональной отдачи  в профессиональной  деятельности:

здесь  имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения  не

считает для себя необходимым или почему-то не  заинтересован  проявлять

соучастие и сопереживание субъекту своей  деятельности.  Соответствующее

умонастроение стимулирует не только эмоциональное  выгорание, но  и  его

крайние формы  –  безразличие,  равнодушие,  душевную  черствость.  Во-

вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя  за  сопереживание  и

соучастие,  проявляемые  по  отношению  к  субъектам   профессиональной

деятельности. Систему самооценок он  поддерживает  иными  средствами  –

материальными   или   позиционными    достижениями.    Альтруистическая

эмоциональная отдача для такого человека ничего  не  значит,  и  он  не

нуждается в ней, не испытывает от нее  удовлетворения.  Естественно, “

выгорать” ему просто и легко. Иное дело  личность  с  альтруистическими

ценностями. Для нее  важно  помогать  и  сочувствовать  другим.  Утрату

эмоциональности в общении она переживает  как  показатель  нравственных

потерь, как утрату человечности.

- нравственные дефекты и дезориентация личности:  возможно,  профессионал

имел  нравственный изъян еще до того, как стал работать  с  людьми,  или

приобрел  в  процессе  деятельности.  Нравственный  дефект   обусловлен

неспособностью  включать во взаимодействие с деловыми  партнерами  такие

моральные  категории,  как  совесть,  добродетель,   добропорядочность,

честность, уважение прав и  достоинств  другой  личности.  Нравственная

дезориентация вызывается иными причинами –  неумением отличать доброе от

плохого, благо от вреда,  наносимого  другой  личности.  Однако  как  в

случае  нравственного  дефекта,  так   и   при   наличии   нравственной

дезориентации,  формирование  эмоционального   выгорания   облегчается.

Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и  апатии

к исполняемым  обязанностям.

К этому  перечню можно добавить  факторы, выделенные   Решетовой

Т.В. (2002 г.):

- неэмоциональность  или неумение общаться;

- алекситимия  во всех проявлениях (невозможность  высказать  словами  свои

ощущения), всегда связано с тревогой;

-  трудоголизм,  когда  происходит  камуфлирование  какой-либо   проблемы

работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою  профессиональную

несостоятельность);

-  люди  без  ресурсов  (социальные  связи,  родственные  связи,  любовь,

профессиональная  состоятельность,  экономическая  стабильность,  цель,

здоровье  и т.д.) 
 

1.1.2.     Симптомы эмоционального выгорания 

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального  выгорания на:

физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

- усталость;

- чувство  истощения;

- восприимчивость  к изменениям показателей внешней  среды;

- астенизация;

- частые  головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

- избыток  или недостаток веса;

- одышка;

- бессонница.

К поведенческим  и психологическим:

- работа  становится все тяжелее, а способность  выполнять ее все меньше;

- профессионал  рано приходит на работу и  остается надолго;

- поздно  появляется на работе и рано уходит;

- берет  работу на дом;

- чувство  неосознанного беспокойства;

- чувство  скуки;

- снижение  уровня энтузиазма;

- чувство  обиды;

- чувство  разочарования;

-  неуверенность;

- чувство  вины;

- чувство  невостребованности;

- легко  возникающее чувство гнева;

- раздражительность;

- человек  обращает внимание на детали;

- подозрительность;

- чувство  всемогущества (власть над судьбой  пациента);

- ригидность;

- неспособность  принимать решения;

- дистанционирование  от пациентов и стремление  к  дистанционированию  от

коллег;

- повышенное  чувство ответственности за пациентов;

- растущее  избегание;

- общая  негативная установка на жизненные  перспективы;

- злоупотребление  алкоголем и (или) наркотиками.

Выгорание очень инфекционно и  может  быстро  распространяться  среди

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов