Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

управлять собой, своим психическим состоянием,  своим телом,  голосом,

мимикой,  умение  управлять  настроением,  мыслями,  чувствами,  умение

снимать мышечные зажимы;

- способность  к спонтанности (неподготовленной  коммуникации);

- умение  прогнозировать возможные  педагогические  ситуации,  последствия

своих воздействий;

- хорошие  вербальные  способности:  культура,  развитость  речи,  богатый

лексический запас, правильный отбор языковых средств;

- владение  искусством педагогических  переживаний,  которые  представляют

собой   сплав   жизненных,   естественных   переживаний   педагога    и

педагогически  целесообразных  переживаний,   способных   повлиять   на

учащихся  в требуемом направлении;

-  способность   к  педагогической  импровизации,  умение  применять   все

разнообразие  средств  воздействия  (убеждение,  внушение,   заражение,

применение   различных   приемов   воздействия,   “приспособлений”    и

“пристроек”).

По мнению Щурковой Н.Е.(2000г.) все перечисленные  личностные  качества

не   заменяют   профессионализма,   и    поэтому   вредны    призывы    к

самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются  хорошим

профессиональным  обучением,  но,  тем  не  менее,  их  влияние  сильно  и

основательно.

Выявленные  личностные  качества  профессионально  ценностны,   они

необходимы  как условие, они достаточны для  педагога, но они  обладают  еще

одной важной ролью: сберегают физическое, психическое  здоровье  педагога,

укрепляют его духовные силы. 
 

1.3.1.   Учитель в напряженных условиях 

Для  того  чтобы  перейти  к  эмпирическим   исследованиям   необходимо

проанализировать  деятельность педагога  с  точки  зрения  наличия   факторов

инициирующих  эмоциональное  выгорание.  Сделаем  это  с  опорой  на   схему

предложенную  Орлом В.Е.(2001г.) 

|Индивидуальные  факторы        |Организационные факторы           |

|Социально-демографические:    |Условия работы:                   |

|Возраст                       |Рабочие перегрузки                |

|Пол                           |Дефицит времени                   |

|Уровень  образования           |Продолжительность рабочего дня    |

|Семейное  положение            |Содержание труда:                 |

|Стаж  работы                   |Число клиентов                    |

|Личностные  особенности:       |Острота  их проблем                |

|Выносливость                  |Глубина контакта с клиентом       |

|Локус  контроля                |Обратная связь                    |

| Стиль  сопротивления          |Социально-психологические:        |

|Самооценка                    |Взаимоотношения в организации     |

|Нейротизм  (тревожность)       |Отношение  к объекту труда         |

|Экстраверсия                  |                                  | 
 
 

Рассмотрим  сначала группу организационных  факторов, куда включаются  условия

материальной  среды, содержание работы  и  социально-психологические  условия

деятельности.

- Условия  работы. Основной упор в изучении  этих факторов  был  сделан  на

временные параметры  деятельности  и  объема  работы.  Практически  все

исследования  дают  сходную  картину,  свидетельствующую  о  том,   что

повышенные  нагрузки  в  деятельности,  сверхурочная  работа,   высокая

продолжительность  рабочего   дня   стимулируют   развитие   выгорания.

Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе  факт,

что средняя величина рабочей недели учителя, равна  по  подсчетам  Л.Ф.

Колесникова (1985г.), 52 часам, намного выше той  (40  часов),  которая

установлена по стране; очень низкая  оплата  труда,  не  обеспечивающая

нормального существования (практически все  исследования  подтверждают,

что недостаточное  вознаграждение,  денежное  или  моральное,  или  его

отсутствие  способствуют  возникновению   выгорания),   как   следствие

сверхурочная  работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит

к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению  как  предпосылке

различных психических заболеваний.

- Содержание  труда. Данная группа факторов  включает в себя количественные

и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися):  их  количество,

частоту  обслуживания,  степень глубины контакта.  Так в   профессии

педагога, большое  количество  учащихся  в  классе,  может  привести  к

недостатку  элементарного контроля, что будет  являться главным фактором,

способствующим  выгоранию.  Так же не секрет, что  педагогам, в настоящее

время,  все  чаще  приходится  иметь  дело  с  детьми   из   социально-

неблагополучных семей, острота проблем этих детей  обычно  способствует

возникновению  выгорания.  Наиболее  выпукло  показано   влияние   этих

факторов  в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем

клиентов  сочетается с минимизацией успеха в  эффективности их решения, в

педагогике  это  могут  быть  классы  коррекции,  где  при  максимальном

вложении  усилий со стороны педагога, результат  может оказаться не самым

высоким.  При  этом  отмечается,  что  любая  критическая  ситуация   с

учеником, независимо от  ее  специфики  является  тяжким  бременем  для

педагога, отрицательно воздействуя на него и  приводя, в конечном итоге,

к выгоранию.

- Социально-психологические  факторы.       Анализ  взаимодействия  между

социально-психологическими отношениями работников к  объекту  их  труда

можно провести в двух направлениях: позиции  работников по  отношению  к

своим  реципиентам   и   особенностей   поведения   самих   реципиентов

(учеников). Существует   взаимосвязь  между   данной  характеристикой  и

выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена  спецификой  самой

деятельности.  Так  учителя,   характеризующиеся   наличием   опекающей

идеологии во взаимоотношениях с учениками, а  так  же  не  использующие

репрессивную  и  ситуационную  тактики,  демонстрируют  высокий  уровень

выгорания. С другой стороны,  атмосфера  в  коллективе  учащихся  и  их

отношение  к  учителю   и   учебному   процессу   могут   провоцировать

возникновение выгорания  у  педагогов.  В  частности,  отмечается,  что

апатия  учеников  и  неблагоприятная  атмосфера  в  классе,   например,

активное  сопротивление учителю в виде  негативного  поведения  учеников

вызывают  у учителей выгорание (Орел, 2001г.)

Таким  образом,  на  основании    вышесказанного,   мы   видим,   что

профессия учителя может быть отнесена к  “разряду  стрессогенных,  требующих

от него самообладания и саморегуляции” (Форманюк,1994г.) Проявления  стресса

в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в  первую  очередь  выделяются

фрустрированность,  тревожность,  изможденность,  депрессия,   эмоциональная

ригидность  и эмоциональное опустошение  – это цена  ответственности,  которую

платит  учитель.

Маркова А.К. в работе “Психология труда учителя”(1993г.),  говорит  о

том, что  для работы учителя характерны: информационный  стресс,  возникающий

в ситуациях  информационных  перегрузок,  когда  человек  не  справляется  с

задачей, не успевает принимать верные решения  в требуемом темпе при  высокой

степени ответственности за их последствия;  и  эмоциональный  стресс,  когда

под влиянием опасности, обид возникают  эмоциональные  сдвиги,  изменения  в

мотивации,  характере  деятельности,  нарушения  двигательного  и   речевого

поведения.

По  данным  социально-демографических исследований   труд   педагога

относится к числу наиболее напряженных  в эмоциональном  плане  видов  труда:

по  степени  напряженности  нагрузка  учителя  в  среднем  больше,   чем   у

менеджеров  и банкиров,  генеральных  директоров  и президентов ассоциаций,

т.е. тех,  кто  непосредственно  работает  с  людьми.  Бойко  В.В.  приводит

следующие  данные:  из  7300  педагогов  общеобразовательных  школ,  риск  и

повышенный  риск  патологии  сердечно-сосудистой  системы  отмечен  в  29,4%

случаев, заболевания  сосудов  головного  мозга  у  37,2%  педагогов,  57,8%

обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного  тракта.  Вся

выявляемая  соматическая патология  сопровождается  клиникой  неврозоподобных

нарушений.  Собственно  невротические  расстройства   выявились   в   60-70%

случаев. (Бойко 1996г.) Указанная сторона здоровья  учительства  обусловлена

многими социальными,  экономическими,  жилищно-бытовыми  факторами.  Немалая

роль   здесь,   конечно,   и   психического   напряжения,    сопровождающего

профессиональные  будни педагога. Не мудрено, что,  в  целях  экономии  своих

энергоресурсов,   многие   педагоги   прибегают   к   различным   механизмам

психологической  защиты  и,  по  крайней  мере,  обречены на  эмоциональное

выгорание.

Но есть еще и  оборотная  сторона  приведенной  удручающей  статистики.

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов