Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом,
мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение
снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение
прогнозировать возможные
своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый
лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют
собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и
педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на
учащихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической импровизации, умение применять все
разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение,
применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и
“пристроек”).
По мнению Щурковой Н.Е.(2000г.) все перечисленные личностные качества
не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к
самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим
профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и
основательно.
Выявленные личностные качества профессионально ценностны, они
необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще
одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога,
укрепляют
его духовные силы.
1.3.1.
Учитель в напряженных условиях
Для того чтобы перейти к эмпирическим исследованиям необходимо
проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов
инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему
предложенную
Орлом В.Е.(2001г.)
|Индивидуальные факторы |Организационные факторы |
|Социально-демографические:
|Условия работы:
|Возраст
|Рабочие перегрузки
|Пол
|Дефицит времени
|Уровень образования |Продолжительность рабочего дня |
|Семейное
положение
|Содержание труда:
|Стаж
работы
|Число клиентов
|Личностные особенности: |Острота их проблем |
|Выносливость
|Глубина контакта с клиентом
|Локус
контроля
|Обратная связь
| Стиль
сопротивления
|Социально-психологические:
|Самооценка
|Взаимоотношения в
|Нейротизм (тревожность) |Отношение к объекту труда |
|Экстраверсия
|
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия
материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия
деятельности.
- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на
временные параметры деятельности и объема работы. Практически все
исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что
повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая
продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.
Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт,
что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф.
Колесникова (1985г.), 52 часам, намного выше той (40 часов), которая
установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая
нормального существования (практически все исследования подтверждают,
что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его
отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие
сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит
к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке
различных психических заболеваний.
- Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные
и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество,
частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии
педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к
недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором,
способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее
время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-
неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует
возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих
факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем
клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в
педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном
вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым
высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с
учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для
педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге,
к выгоранию.
- Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между
социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда
можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к
своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов
(учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и
выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой
деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей
идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие
репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень
выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их
отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать
возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что
апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например,
активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников
вызывают у учителей выгорание (Орел, 2001г.)
Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что
профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих
от него самообладания и саморегуляции” (Форманюк,1994г.) Проявления стресса
в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются
фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная
ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую
платит учитель.
Маркова А.К. в работе “Психология труда учителя”(1993г.), говорит о
том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий
в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с
задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой
степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда
под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в
мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого
поведения.
По данным социально-демографических исследований труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда:
по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у
менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций,
т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Бойко В.В. приводит
следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и
повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4%
случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8%
обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся
выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных
нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70%
случаев. (Бойко 1996г.) Указанная сторона здоровья учительства обусловлена
многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая
роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего
профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих
энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам
психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное
выгорание.
Но есть еще и оборотная сторона приведенной удручающей статистики.
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов