Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

-53  года,  все  фазы  синдрома  эмоционального  выгорания  также   имеют

тенденцию  к  росту.  Но  среди  них   педагогов   со   сформировавшимся,

формирующимся и не сформировавшимся синдромом  оказалось  примерно  равное

количество (35,7%, 35,7% и 28,5%). Можно предположить, что  данный  подъем

также связан с  возрастными особенностями. Этот период связан с  кризисом

идентичности  личности. Перед человеком встает вопрос: “А зачем  все  это?

Зачем я работаю, зачем живу?”. Тот,  кто  избегает  работы  по  изменению

себя, к  старости может оказаться в трагической  ситуации. Единственным  ее

содержанием могут стать болезни,  одиночество  и  ожидание  смерти.  Если

человек успешно решает жизненные задачи,  то  в  возрасте  50-55  лет  он

переживает  новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе

оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.

Наиболее  устойчивой к синдрому оказалась  группа  педагогов  со  стажем

работы  от  15  до  20 лет,  возрастные  границы 35-41  год.  Для этого

возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с  детьми,

появляется  возможность  больше  времени   и   внимания   уделять   своей

собственной жизни. Это  приводит  к  обновлению  переживаний,  появляется

чувство  полноты  жизни,  причастности  ко  всем  ее  проявлениям.  Таким

образом,  можно  предположить,  что  достижение   определенной   душевной

гармонии, стабильности этого возрастного  периода являются  положительными

факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

Перейдем  теперь к анализу проявления   личностных  факторов  данного

явления. В данном разделе  особый  интерес  для  нас  будут  представлять

педагоги, вошедшие в первую (выгорание произошло  хотя бы в одной из  фаз)

и третью (выгорание не произошло) группы.

С целью  выявления личностных факторов,  влияющих  на  возникновение

выгорания, необходимо сравнить личностные качества присущие педагогам  из

первой  группы и педагогам из третьей  группы. Для диагностики этих качеств

был использован  многофакторный личностный  опросник FPI. Для  того  чтобы

удостоверится в статистически достоверных  различиях  между  результатами

первой  и  второй  групп,  воспользуемся  процедурой  вычисления  критерия

Стьюдента, при t=0,05. 
 

Таблица № 3

Исследование  личности с помощью модифицированной формы "В" (FPI) 

|   |                         |1 группа    |3 группа   |Коэффициент    |

|   |                         |            |           |Стьюдента      |

|I  |невротичность            |6,7         |5,6        |2,41           |

|II |спонтанная  агрессивность |4,8         |4,1        |1,15           |

|III|депрессивность           |6,3         |5,5        |2,94           |

|IV |раздражительность        |6,2         |5,6        |0,95           |

|V  |общительность            |3           |4,1        |1,37           |

|VI |уравновешенность         |3,8         |4,8        |1,08           |

|VII|реактивная  агрессивность |5,4         |4,8        |1,72           |

|VII|застенчивость            |6,7         |6,3        |2,78           |

|I  |                         |            |           |               |

|IX |открытость               |6,8         |6,4        |0,86           |

|X  |экстраверсия-интроверсия  |3,9         |3,9        |0,5            |

|XI |эмоциональная  лабильность|6,5         |5,4        |2,43           |

|XII|маскулинизм-феминизм     |2,3         |4,1        |3,3            | 

Таким образом, статистически значимыми  являются показатели по следующим

шкалам:

- невротичность (I);

- депрессивность (II);

- застенчивость  (VIII);

- эмоциональная  лабильность (XI);

- маскулинизм  – феминизм (XII).

Рассмотрим  более подробно количественные характеристики по данным

шкалам. Обратимся сначала к результатам, полученным в первой группе

(синдром сформировался хотя бы в одной из фаз): 

По шкале  невротичность в данной группе:

- высокие  показатели имеют – 13 человек,  что составляет 68,4%;

- средние  показатели – 3 человека, что составляет 15,8%;

- низкие  показатели – 3 человека, что составляет 15,8%.

Высокие  показатели  по  шкале  невротичность,   соответствуют   выраженному

невротическому  синдрому астенического типа  со  значительными  соматическими

нарушениями, т.е.  эти  люди  нервные,  болезненные,  не  умеющие  выйти  из

положения.  Как  мы  видим количество  таких педагогов,  в данной  группе

преобладает.

По шкале  депрессивность:

- высокие  показатели – 11 человек, что  составляет 57,9%;

- средние  показатели – 6 человек, что  составляет 31,6%;

- низкие  показатели – 2 человека, что составляет 10,5%.

Высокие   показатели   по   данной   шкале   характерны    для    людей    с

психопатологическим депрессивным синдромом, эти люди робкие,  неуверенные  в

себе, внутренне  терзающиеся. В данной группе такие  показатели  имеет  более

половины  педагогов.

По шкале  застенчивость:

- высокие  показатели – 14 человек, что  составляет 73,7%;

- средние  показатели – 5 человек, что  составляет 26,3%;

- низкие  показатели – 0.

Высокие показатели по  шкале  застенчивость  отражают  наличие  тревожности,

скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в  социальных

контактах. Как  мы  видим,  количество  таких  педагогов  в  данной  группе,

является  подавляющим. Педагогов с низкими  показателями, в данной  группе  не

оказалось.

По шкале  эмоциональная лабильность:

- высокие  показатели – 12 человек, что  составляет 63,2%;

- средние  показатели – 6 человек, что  составляет 31,6%;

- низкие  показатели – 1 человек, что  составляет 5,2%.

Высокие   показатели   по   данной   шкале   указывают   на   неустойчивость

эмоционального состояния,  проявляющуюся  в  частых  колебаниях  настроения,

повышенной  возбудимости,  раздражительности,  недостаточной  саморегуляции.

Низкие  показатели  могут  характеризовать  не  только  высокую  стабильность

эмоционального  состояния, но и хорошее умение  владеть собой.  Несмотря  на

это, мы видим, что количество  людей  с  низкими  показателями  имеет  очень

небольшой процент, в то время как с высокими больше половины.

По шкале  маскулинизм – феминизм:

- высокие  показатели – 0;

- средние показатели – 7 человек, что составляет 36,8%;

- низкие  показатели – 12 человек, что  составляет 63,2%.

Высокие оценки по данной  шкале  свидетельствуют  о  протекании  психической

деятельности  преимущественно по мужскому типу, т.е. эти люди являются  более

решительными, активными, настойчивыми и т.д.

Рассмотрим  теперь  количественные  характеристики  по  данным  шкалам,

присущие  педагогам из третьей группы (синдром  не сформировался).

По шкале  невротичность:

- высокие  показатели – 4 человека, что составляет 50%;

- средние  показатели – 3 человека, что составляет 37,5%;

- низкие  показатели – 1 человек, что  составляет 12,5%.

Мы видим, что по сравнению с показателями педагогов из первой  группы,  в

третьей группе, -  высокие  показатели  имеет  меньшее  количество  человек,

разница составляет 18%;

- разница  в средних показателях составляет 21,7% (в третьей группе более

высокий процент педагогов со средними показателями);

- педагогов  с низкими показателями оказалось  больше в первой группе,  но

с очень  небольшим перевесом (разница составляет 3,3%).

По шкале  депрессивность:

- высокие  показатели – 1 человек, что  составляет 12,5%;

- средние  показатели – 7 человек, что  составляет 87,5%;

- низкие  показатели – 0.

Таким образом, мы видим, что  подавляющее  большинство  педагогов  данной

группы  обладает средне выраженной депрессивностью.

По шкале  застенчивость:

- высокие  показатели – 2 человека, что составляет 25%;

- средние  показатели – 6 человек, что  составляет  75%;

- низкие  показатели – 0.

Таким образом, мы видим, что  в  данной  группе  преобладают люди  со

средней  степенью  застенчивости  по  сравнению  с   первой   группой,   где

преобладают педагоги с высокой степенью застенчивости.  Педагогов  с  низкой

степенью  застенчивости не оказалось ни в  одной из групп.

По шкале эмоциональная лабильность:

- высокие  показатели – 2 человека, что составляет 25%;

- средние  показатели – 6 человек, что  составляет 75%;

- низкие  показатели – 0.

Итак, мы видим, что в данной группе также  преобладают педагоги со средней

выраженностью эмоциональной лабильности, по сравнению с первой группой,  где

преобладают педагоги с высокими показателями по данной шкале.

По шкале  маскулинизм - феминизм:

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов