Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

эмоциональных  реакций  более  сложные  и  тонкие,  чем  отрицательных.   Он

считает, что “положительные” эмоции имеют  самостоятельное  приспособительное

значение, т.е. роль “положительных” эмоций отлична  от  роли  “отрицательных”

эмоций: “положительные” эмоции  побуждают  живые  системы  активно  нарушать

достигнутое  “уравновешивание”  с   окружающей   средой:   “Важнейшая   роль

положительных эмоций  –  активное  нарушение  покоя,  комфорта,  знаменитого

“уравновешивания  организма с внешней средой” (1970). “Отрицательные  эмоции,

- пишет  Симонов, -  как  правило,  обеспечивают  сохранение  того,  что  уже

достигнуто  эволюцией или индивидуальным  развитием  субъекта.  Положительные

эмоции  революционизируют  поведение,  побуждая   искать   новые,   еще   не

удовлетворенные потребности, без которых немыслимо  наслаждение…  Социальную

ценность  эмоций всегда определяет мотив, вызвавший  ее к жизни”.

Данная  дипломная работа посвящена исследованию  синдрома  эмоционального

выгорания и  как  видно  из  его  названия  –  это  эмоциональное  состояние

человека.  Только  вот  какое?  Для  чего  оно  дано  человеку,  какую  роль

выполняет в жизни профессионала?  На  этот  вопрос  постараемся  ответить  в

следующей главе. 

1.1. Понятие  синдрома эмоционального выгорания. История вопроса.

Термин  ‘’эмоциональное  выгорание’’  введен  американским  психиатром

Х.Дж.Фрейденбергером  в  1974  году  для   характеристики   психологического

состояния здоровых людей, находящихся  в  интенсивном  и  тесном  общении  с

клиентами, пациентами  в  эмоционально  насыщенной  атмосфере  при  оказании

профессиональной  помощи.  Первоначально   этот   термин   определялся   как

состояние изнеможения, истощения с ощущением  собственной бесполезности.

К 1982 г. в англоязычной литературе было  опубликовано  свыше  тысячи

статей  по  “эмоциональному  сгоранию”.  Представленные  в  них  исследования

носили   главным   образом   описательный    и    эпизодический    характер.

Первоначально  количество  профессионалов,  относимых  к   подверженным   ‘’

эмоциональному  сгоранию’’,   было   незначительно   это   были   сотрудники

медицинских учреждений и  различных  благотворительных  организаций.  Р.Шваб

(1982 г.) расширяет  группу профессионального   риска:  это  –  прежде  всего

учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал,  политики,  менеджеры  всех

уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущих  специалистов  по  исследованию

“эмоционального  сгорания’’,  “  деятельность  этих  профессионалов   весьма

различна, но всех  их  объединяет близкий контакт с людьми,  который,  с

эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать  продолжительное

время”.

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения  на

сущность  психического  выгорания  и  его  структуру.  Согласно  современным

данным,  под  “психическим  выгоранием”  понимается  состояние  физического,

эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях

социальной  сферы. Этот синдром включает в себя  три  основные  составляющие,

выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию  (цинизм)

и редукцию профессиональных достижений.

Под  эмоциональным  истощением   понимается   чувство   эмоциональной

опустошенности  и усталости, вызванное собственной  работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к  труду  и  объектам

своего   труда.   В   социальной   сфере    деперсонализация    предполагает

бесчувственное, негуманное отношение к  клиентам,  приходящим  для  лечения,

консультации, получения  образования  и  т.д. Контакты  с ними  становятся

формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут  поначалу

иметь скрытый характер и проявляться  во внутренне сдерживаемом  раздражении,

которое со временем прорывается наружу и  приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у  работников

чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание  неуспеха

в ней.

Исследования  последних лет  позволили  существенно  расширить  сферу

распространения  этой  структуры,  включив   профессии,   не   связанные   с

социальной   сферой,   что   привело   к   некоторой   модификации   понятия

‘’выгорания’’  и  его  структуры.  Психическое  выгорание   понимается   как

профессиональный  кризис,  связанный  с  работой  в  целом,  а  не  только  с

межличностными  взаимоотношениями в процессе ее.  Такое  понимание  несколько

видоизменило  и его основные  компоненты:  эмоциональное  истощение,  цинизм,

профессиональная  эффективность.  С  этих  позиций  понятие  деперсонализации

имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только  к

клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

1.1.1.Факторы,  инициирующие возникновение синдрома  эмоционального

выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник  вопрос  о

факторах,   способствующих   развитию   или,   наоборот,   тормозящих   его.

Традиционно  они   группировались   в   два   больших   блока,   особенности

профессиональной  деятельности   и   индивидуальные   характеристики   самих

профессионалов. Чаще  эти  факторы  называют  внешними  и  внутренними   или

личностными и организационными (Орел, 2001г.;  Решетова,  2002г.)  Некоторые

авторы  выделяли  и  третью  группу  факторов,  рассматривая  содержательные

аспекты  деятельности  как  самостоятельные.  Так,  Форманюк  Т.В.  выделяет

личностные,  ролевые  и  организационные  факторы  (у  К.   Кондо   (1991г.)

соответственно: индивидуальные, социальные и  “характер  работы  и  рабочего

окружения”).

Рассмотрим  в качестве примера классификацию  В.В.Бойко, который

выделяет  ряд   внешних  и  внутренних  факторов  предпосылок,  провоцирующих

эмоциональное выгорание.

Группа  организационных (внешних)  факторов,  куда  включаются  условия

материальной  среды, содержание работы  и  социально-психологические  условия

деятельности, является  наиболее  представительной  в  области  исследований

выгорания. Не случайно в некоторых работах  подчеркивается доминирующая  роль

этих  факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

-  хроническая   напряженная   психоэмоциональная   деятельность:   такая

деятельность  связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным

восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему

с людьми, приходиться постоянно  подкреплять  эмоциями  разные  аспекты

общения: активно ставить и решать проблемы,  внимательно  воспринимать,

усиленно  запоминать и быстро интерпретировать  визуальную,  звуковую  и

письменную  информацию,  быстро  взвешивать  альтернативы  и  принимать

решения.

-  дестабилизирующая   организация  деятельности:  основные  ее   признаки

общеизвестны  – нечеткая организация и  планирование  труда,  недостаток

оборудования,  плохо  структурированная  и   расплывчатая   информация,

наличие  в  ней  “  бюрократического  шума”  –   мелких   подробностей,

противоречий,  завышенные  нормы   контингента,   с   которым   связана

профессиональная  деятельность, например, учащихся в  классе.  При  этом

дестабилизирующая обстановка вызывает многократный  негативный  эффект:

она сказывается  на самом профессионале, на субъекте общения –  клиенте,

потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих  сторон

(Решетова , 2002г.).

-  повышенная  ответственность  за  исполняемые   функции   и   операции:

представители массовых профессий обычно работают в  режиме  внешнего  и

внутреннего контроля. Прежде всего, это  касается  медиков,  педагогов,

воспитателей  и  т.д.   Процессуальное   содержание   их   деятельности

заключается в том, что постоянно надо входить  и находиться в  состоянии

субъекта, с которым осуществляется совместная  деятельность.  Постоянно

приходится  принимать на себя энергетические разряды  партнеров. На всех,

кто работает с людьми и честно относится к  своим  обязанностям,  лежит

нравственная  и юридическая ответственность  за  благополучие  вверенных

деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока –

нервное перенапряжение. Например, школьный учитель  за  день  проведения

уроков  самоотдача и самоконтроль столь  значительны,  что  к  следующему

рабочему  дню  психические  ресурсы  практически  не  восстанавливаются

(Решетова , 2002г., Чернисс 2003 г.).

-    неблагополучная    психологическая    атмосфера    профессиональной

деятельности: таковая определяется двумя основными  обстоятельствами  –

конфликтностью  по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и

по горизонтали, в системе “ коллега –  коллега”.  Нервозная  обстановка

побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии

психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов