Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности педагога………………………………………………………….6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33


Выводы…………………………………………………………………………...37



Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39


1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64


Заключение…………………………………………………………………..65



Литература…………………………………………………………………...66


Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом эмоц выгорание.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

Исследование  факторов эмоционального выгорания  педагогов 

Министерство  общего и профессионального образования  РФ 

Тюменский областной государственный институт 

развития  регионального образования

Кафедра практической психологии 
 
 

Дипломная работа 

Исследование факторов эмоционального

выгорания педагогов 
 
 

Исполнитель:       Митченко

Л.Э.

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Просекова В.М. 
 
 

Тюмень 2003 г. 

Министерство  общего и профессионального

образования РФ 
 

Тюменский областной государственный институт 

развития  регионального образования

Кафедра практической психологии 
 
 

Дипломная работа 

Исследование  факторов эмоционального

выгорания педагогов 
 
 

Подпись исполнителя______________________________ 

Подпись научного руководителя_____________________ 

Подпись рецензента _______________________________ 

Подпись заведующего кафедрой_______________________ 
 
 

Тюмень 2003 г. 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….………4

Глава 1.  Психологические особенности  развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной

деятельности  педагога………………………………………………………….6

1. Понятие  синдрома эмоционального выгорания.  История вопроса…………7

1. Факторы,  инициирующие возникновение синдрома  эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы  эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное  выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования  профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель  в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные  меры профилактики синдрома эмоционального  выгорания...33 

Выводы…………………………………………………………………………...37 
 

Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39 

1.  Гипотеза  исследования…………………………………………….39

2.  Цели  и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики  исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты  исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64 

Заключение…………………………………………………………………..65 
 

Литература…………………………………………………………………...66 

Приложения………………………………………………………………….68 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Современная школа предъявляет значительные  требования  ко  всем  аспектам

деятельности   учителя:   знаниям,   педагогическим   умениям   и   способам

деятельности  и, конечно, к личностным особенностям.  В  условиях  реализации

принципов личностно-ориентированного обучения, особую  актуальность  на  наш

взгляд  приобретает изучение факторов, препятствующих  гуманизации  отношений

в диаде  “учитель-ученик”.

Можно   предположить,    что    синдром    эмоционального    выгорания,

характеризующийся  эмоциональной  сухостью   педагога,   расширением   сферы

экономии  эмоций, личностной отстраненностью,  игнорированием  индивидуальных

особенностей  учащихся, оказывает  достаточно  сильное  влияние  на  характер

профессионального  общения  учителя.  Данная   профессиональная   деформация

мешает  полноценному  управлению  учебным  процессом,  оказанию  необходимой

психологической помощи, становлению профессионального  коллектива.  Реальная

педагогическая   практика   показывает,   что   сегодня    довольно    четко

прослеживается  факт потери интереса к ученику  как   к  личности,  неприятие

его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной  стороны  профессионального

общения. Многие педагоги отмечают  у  себя  наличие  психических  состояний,

дестабилизирующих  профессиональную   деятельность   (тревожность,   уныние,

подавленность, апатия, разочарование, хроническая  усталость).

Мы считаем, что обязательным  условием  на  современном  этапе  развития

педагогики   является   ориентация   деятельности   учителей   на   личность

воспитанника.  Выполнение  этой  роли  требует   от   педагога   способности

противостоять влиянию эмоциональных  факторов  современной  профессиональной

среды. На  наш  взгляд  существует  некоторое  противоречие  между  тем  как

выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом   оптимально

реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от  своего  труда.  С

учетом  данного противоречия была выбрана  тема дипломной  работы,  в  которой

автор попытается исследовать  факторы,  оказывающие  наибольшее  влияние  на

развитие  синдрома эмоционального выгорания.

Объектом  исследования  является  синдром  эмоционального выгорания.

Предмет исследования –  организационные  факторы в  профессии  педагога  и

личностные  качества педагогов.

Цель  исследования заключается  в  исследовании   синдрома  эмоционального

выгорания  и  выявлении  влияния  на  него  организационных   и   личностных

факторов.  Достижение  поставленной  цели  предполагает  решение   следующих

задач:

1. Изучение  литературы по заявленной теме.

2. Проведение  исследования синдрома эмоционального  выгорания  педагогов,

работающих  в школе и детском саду.

3.  Проведение  исследования  личностных  и   организационных   факторов,

инициирующих  синдром эмоционального выгорания  у педагогов.

4. Обработка  и анализ результатов исследования.

Гипотезой исследования послужили следующие  предположения:

- синдром  эмоционального  выгорания  развивается   в  процессе  длительной

профессиональной  деятельности педагога;

- на  формирование синдрома эмоционального  выгорания  оказывают  влияние,

как личностные качества педагогов, так и организационные  характеристики

их деятельности.

База  исследования. Исследование проводилось  в  учебных  и  воспитательных

учреждениях города Тюмени. В них приняли участие 40  педагогов  различного

возраста  и с разным стажем работы. 
 
 

Глава 1.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 

Поскольку  основным  в  данной  дипломной  работе   является   понятие

“эмоциональное  выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения  эмоций

и их значения в жизни  человека.  Психологический  словарь  дает  нам  такое

определение  эмоций  (от  лат.emoveo  –потрясаю,   волную)   –   психическое

отражение в форме  непосредственного пристрастного переживания жизненного

смысла  явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных  свойств

к потребностям субъекта.

Говоря  о том, для чего  человеку  нужны  эмоции,  следует  различать  их

функции и  роль.  Функция  эмоций  –  это  узкое  природное  предназначение,

работа, выполняемая эмоциями в  организме,  а  их  роль  –  это  характер  и

степень участия эмоций в чем-либо, определяемая  их  функциями,  или  же  их

влияние на что-то помимо их природного  предназначения.  Роль  эмоций  может

быть  положительной  и  отрицательной.  Функция   эмоций,   исходя   из   их

целесообразности,  предопределена  природой,  быть   только   положительной,

иначе, зачем бы они появились и закрепились?

“Отрицательные” (гнев, злость и т.п.) эмоции, по  мнению  Б.И.  Додонова,

играют  более важную  биологическую  роль  по  сравнению  с  “положительными”

эмоциями.  Не  случайно  механизм  “отрицательных”  эмоций  функционирует  у

ребенка с первых дней  появления  его  на  свет,  а  “положительные”  эмоции

появляются  значительно позднее (цит. по  Макаровой,  1968).  “Отрицательная”

эмоция  –  это  сигнал  тревоги,  опасности  для  организма.  “Положительная”

эмоция  –  это  сигнал  возвращенного  благополучия.  Ясно,  что  последнему

сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная  адаптация  к

хорошему  наступает быстро. Сигнал же тревоги  должен подаваться до  тех  пор,

пока  опасность не устранена. Вследствие  этого  застойными  могут  оказаться

только  “отрицательные”  эмоции.  При  этих   условиях   здоровье   человека

действительно страдает. Отрицательные эмоции  вредны  лишь  в  избытке,  как

вредно  все, что превышает норму ( в том  числе и положительные аффекты).

С  точки  зрения  П.В.  Симонова,   нервные   механизмы  положительных

Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов