Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 17:23, курсовая работа
Цель исследования: изучение гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Раскрыть понятие фрустрации как одного из видов психических состояний.
Проанализировать различия в поведении мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.
Изучить гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ……………...6
1 Фрустрация как состояние……………………………………………6
2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях…………………………………………………………………11
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИАОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ……………………………………………………………………..15
2. 1. Краткая характеристика исследования……………………………15
2. 2. Обработка и интерпретация результатов изучения гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию……………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.
Сочетанию
тех или иных двух вариантов присваивается
собственное буквенное
Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.
Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу (Приложение 1).
Далее вычисляется GCR – коэффициент
групповой конформности, или, иначе
говоря, мера индивидуальной адаптации
субъекта к своему социальному окружению.
Он определяется путем сравнения ответов
испытуемого со стандартными величинами,
полученными путем статистического подсчета.
Ситуаций, которые используются для сравнения,
всего 14. . Их значения представлены в таблице
Таблица 1 Общая таблица GCR
Номер ситуации | OD | ED | NP |
1 | М’ | Е | |
2 | I | ||
3 | |||
4 | |||
5 | i | ||
6 | e | ||
7 | Е | ||
8 | |||
9 | |||
10 | Е | ||
11 | |||
12 | Е | m | |
13 | е | ||
14 | |||
15 | Е’ | ||
16 | Е | i | |
17 | |||
18 | Е’ | е | |
19 | I | ||
20 | |||
21 | |||
22 | М’ | ||
23 | |||
24 | М’ |
Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.
Следующий этап – заполнение таблицы профилей (Приложение 2). Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. [ 21 ]
Таблица 2 Таблица профилей
OD | ED | NP | сумма | % | |
Е | |||||
I | |||||
М | |||||
сумма | |||||
% |
В ходе обработки тестовых данных (Приложение 2) были заполнены бланки, отражающие значения полученные каждым испытуемым по 24 рисункам по отдельности и по всему тесту в целом. Так же, респонденты были разделены на две группы: группу парней и группу девушек соответственно, что позволило наглядно получить интересующие нас сведения об отличиях в уровне реагирования на фрустрирующую ситуацию мужчин и женщин.
На основе анализа данных, представленных в бланках вышеуказанных групп, мы получили средние значения по каждому критерию в группе парней и группе девушек (первичные эмпирические данные представлены в Приложении 3).
В группе парней средний показатель направления реакции на фрустрирующую ситуацию составляет:
экстрапунитивной 39,96%;
интропунитивной 15,81%;
импунтивной 44,13%.
Средний показатель типа реакции на фрустрирующую ситуацию составляет:
реакция «с фиксацией на препятствии» 24,57%;
реакция «с фиксацией на самозащите» 50,38%;
реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» 23,72%
Средняя процентная величина GCR по группе составляет 17,16%.
В группе девушек средний показатель направления реакции на фрустрирующую ситуацию составляет:
экстрапунитивной 30,09%;
интропунитивной 22,88%;
импунтивной 47,05%.
Средний показатель типа реакции на фрустрирующую ситуацию составляет:
реакция «с фиксацией на препятствии» 35,39%;
реакция «с фиксацией на самозащите» 46,22%;
реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» 26,72%
Средняя процентная величина GCR по группе составляет 33,65%.
Таким образом, на основании результатов проведенного исследования гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию можно заключить о присутствии незначительных различий в направлениях и типах реагирования на фрустрирующую ситуацию.
Так у мужчин и у женщин доминантным типом является импунтивной реакция (44,13% у мужчин; 47,05% у женщин ) на фрустрирующую ситуацию «с фиксацией на самозащите» ( 50,38% у мужчин; 46,22% у женщин ).
Количественная величина GCR более выражена у девушек (33,65%), что свидетельствует об их большей мере адаптации к своему социальному окружению.
Однако различия в уровнях реагирования представлены в процентном соотношении, что все же подтверждает свидетельствует о том, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза:
1.у мужчин преобладающим направлением будут экстрапунтивные реакции с «фиксацией на самозащите»;
2.у женщин преобладающим направлением будут интропунитивные реакции с «фиксацией на препятствии», подтвердилась частично.
Исходя
из этого, мы вынуждены судить о необходимости
увеличения выборки испытуемых, которая
составляла 20 респондентов, что свидетельствует
о возможности продолжения исследований
по данной проблематике.
Выводы
Во
второй главе курсовой работы идет речь
о самом исследовании – изучении гендерных
особенностей реагирования на фрустрирующую
ситуацию; нами было проведено тестирование
респондентов посредством методики экспериментально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема
гендерных особенностей реагирования
в фрустрирующих ситуациях
В
ходе курсовой работы мы осуществили
анализ психологической литературы
по проблеме фрустрации и поведения
мужчин и женщин в конфликтных
и фрустрирующих ситуациях, после
чего провели тестирование данной психологической
категории у студентов посредством методики
экспериментально-
В свою очередь среднее значение общего уровня GCR более выраженного у девушек (33,65%), свидетельствует об их большей мере адаптации к своему социальному окружению.
Студентам женской и муской выборки свойственны такие способы реагирования на фрустрирующую ситуацию как: импунтивной реакции (реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению); «с фиксацией на самозащите» (активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
Исходя из этого, мы можем сказать, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования и говорящая о том, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза:
1.у
мужчин преобладающим
2.у
женщин преобладающим
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. -
Вопросы психологии. 1967. № 6.
2. Баркер Р. Фрустрация. Конфликт. Защита. - Вопросы психологии. - № 6 -
1991.
3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.
5. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний / Вопросы психологии. 1955. - № 2.
6. Фрустрация. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 434
7. Ребер А. Большой психологический словарь. Т – 1./ А. Ребер – М.,2000г.
8. Современный психологический словарь / под.ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 490с.
10. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.
11. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
12. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004.
13. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. — СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004. – 450c.
14. Кон И.С. Введение в гендерные исследования. Часть 1 / Под ред. И.А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. с. 320
15. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб,2002г. – 320 с.
16. Шнейдер Л. Е. Основы семейной психологии: Учебное пособие / Л. Е. Шнейдер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 928 с.
17. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т. В. Бендас. — СПб. : Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
18. Блок Дж. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин//Практикум по социальной психологии/Под ред. Пайнс Э., Маслач К. СПб: «Питер», 2000. с.168-181.
Информация о работе Гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию