Особенности поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными.
Как завершить конфликт с наименьшими потерями, а может быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разрешения.
Цель данной работы - рассмотреть предпосылки возникновения конфликтов в процессе общения.
Особенности поведения в конфликтной ситуации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Особенности поведения в конфликтной ситуации…………….……….4

Способы разрешения конфликтов в процессе общения……………….9

Заключение…………………………………………..………………………..…12
Список литературы……………………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 87.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3 

  1. Особенности поведения в конфликтной ситуации…………….……….4
 
  1. Способы разрешения конфликтов в процессе общения……………….9

     

Заключение…………………………………………..………………………..…12 

Список  литературы……………………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Противоречия  пронизывают все сферы жизни  общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех  или иных противоречий создает "зоны кризиса". Кризис проявляется в  резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

     Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

     Конфликт  связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

       Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют общие стадии протекания, более или менее четко выраженную структуру. Процесс общения предполагает наличие трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Предпосылки возникновения конфликта в общении: - несовпадение рассуждений, т.е. разногласия из-за несовпадения ваших рассуждений с рассуждениями другой стороны. - особенности восприятия, т.е. люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга.

     Как предотвратить конфликт, грозящий погубить мир и добрые отношения между  людьми, затянуть нас в бесконечную  череду интриг и беспощадных битв, опасных для здоровья и жизни.

     Как вести себя в ходе конфликта, чтобы  снизить его накал и сделать  связанные с ним переживания  менее болезненными.

     Как завершить конфликт с наименьшими  потерями, а может быть, и с  каким-то выигрышем от его удачного разрешения.

     Цель  данной работы - рассмотреть предпосылки возникновения конфликтов в процессе общения. 

  1. Особенности поведения в конфликтной ситуации
 

     Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет. Как образно замечал американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить его другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут принести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.

     Как и множество других понятий, у  конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

     Рассмотрим  особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

     Социально-психологические  предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят увидеть. Из массы актов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого – это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта. Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас  возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т.п. – все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации.

     Следующая трудность, которая возникает в  процессе общения и может оказывать  влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень часто  разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и прямо, вас могут не услышать. Как часто вам кажется, что люди не обращают внимание на ваши слова. Столь же часто и вы не в состоянии повторить то, что они сказали, так как в этот момент можете быть заняты обдумыванием контраргумента и т.п. Кроме того то, что говорит один, другой может не так понять. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.

     Учитывая  трудности в процессе общения, Е. Мелибрудой, В. Зигертом и Л. Ланге, была разработана модель поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения ее соответствия психологическим стандартам. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

     - адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

     - открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

     - создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для руководителя также полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

     - неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;

     - стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;

     - консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

     - излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

     - критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;

     - определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

     Но  конфликт возникает, если личностные особенности  человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями  человека, предрасположенного к конфликтам, т.е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.

     В качестве примера рассмотрим несовместимые  типы темперамента при определенных условиях. В нормальной спокойной  обстановке холерик и флегматик  успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и ^суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

     Еще более часто основой для межличностной  несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например у руководителя образованной фирмы или предприятия — расширить дело, а у сотрудников — как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.

     Социально-психологическая  несовместимость может также  возникнуть из-за того, что группа, окружение  предъявляет личности требования, которые  расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.

     Одной из причин ошибок в восприятии может  быть искаженное восприятие личных качеств, мотивов поведения тех, кто участвует в конфликте. Как правило, обе стороны приписывают сходные добродетели, благородные мотивы самим себе, а пороки — своим оппонентам: «хорошие люди совершают хорошие поступки, а плохие люди действуют плохими методами».

     Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого  человека. В одном из направлений  современной психологии – нейролингвистическом программировании — эти различия положены в основу классификации  людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так  визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, кинестетики — через состояния своего тела. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.

     Далее, одной из причин конфликта может  быть несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, т.е. в процессе межличностного общения люди (один или оба) могут  играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по общению.

     Причиной  конфликта может стать непонимание  людьми того, что при обсуждении проблемы (особенно сложной) несовпадение позиций может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с разных сторон.

     Довольно  распространенной причиной конфликта  может стать также выбор участниками  конфликта различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Оценивая других людей, человек, как правило, за основу оценки берет то, что не удалось сделать по сравнению с нормой, идеалом. Собственные же результаты деятельности мы оцениваем, чаше сравнивая ее с тем, что было в начале деятельности, или с другими людьми, выполняющими аналогичную работу похуже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Способы разрешения конфликтов в процессе общения
 

     Считается, что конструктивное разрешение конфликта  зависит от следующих факторов:

1) адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;

2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

3) создания  атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

     Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности  личности (черты характера) создают  у человека  склонность или предрасположенность  к конфликтным отношениям с другими  людьми. 

     Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

1) неадекватная  самооценка своих возможностей  и способностей, которая может  быть как завышенной, так и  заниженной. И в том, и в другом  случае она может противоречить  адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;

2) стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно  сказать свое последнее слово;

3) консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

4) излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

Информация о работе Особенности поведения в конфликтной ситуации