Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа
В современном обществе заметно возросло количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях особенно актуальными и важными для человека становятся такие категории как осмысленность бытия, индивидуальность, самовыражение, креативность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.
Введение……………………………………………………………………………с.3
Глава 1. Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект.
§ 1 О самоактуализации и самоактуализирующейся личности…………….....с.5
§ 2 Развитие теории самоактуализации в зарубежной психологии ……........с.8
§ 3 Теория самоактуализации в трудах отечественных психологов……….с.13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния гендерного аспекта на особенности самоактуализации личности
§ 1 Организация и метод исследования………………………………………с.16
§ 2 Результаты и анализ исследования………………………………….…….с.20
Заключение ……………………………………………………………………....с.25
Список литературы………………………………………………………………с.26
Приложение 1. Самоактуализационный тест
Приложение 2. Ключи к тесту
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Психологическое исследование
Гендерные особенности самоактуализации личности
Выполнила: Студентка x курса xxxx
гр.xxxxxx
xxxxxxxxxxxxxxxx
Проверила: к.п.н., доц.
xxxxxxxxxxxxx.
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект.
§ 1 О самоактуализации и самоактуализирующейся личности…………….....с.5
§ 2 Развитие теории самоактуализации в зарубежной психологии ……........с.8
§ 3 Теория самоактуализации в трудах
отечественных психологов……….с.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния гендерного аспекта на особенности самоактуализации личности
§ 1 Организация и метод
§ 2 Результаты
и анализ исследования………………………………….…….
Заключение ……………………………………………………………………....
Список литературы…………………………………
Приложение 1. Самоактуализационный тест
Приложение 2. Ключи к тесту
Введение
В современном обществе заметно возросло количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях особенно актуальными и важными для человека становятся такие категории как осмысленность бытия, индивидуальность, самовыражение, креативность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.
Американский психолог Абрахам Маслоу самоактуализацией называл образ жизни, при котором человек точно знает, чего хочет, умеет ставить цели и легко их достигать, наиболее полно используя свой внутренний потенциал. На бытовом языке все это эквивалентно выражениям «брать от жизни все» и «жить полной жизнью». По мнению Маслоу «чтобы достичь наивысшего удовлетворения, человек должен жить в соответствии со своей природой и полностью использовать заложенный в него потенциал».
Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений. Однако в настоящее время, время широких возможностей, далеко не все используют выпадающие им шансы, немногие развивают свои способности, воплощают в реальность свои проекты и мечты.
Воплощение
потребности в
В данной работе будет рассмотрено влияние гендера на особенности самоактуализации личности. Таким образом, целью данного исследования является изучение влияния гендерной составляющей на процесс самоактуализации личности.
Объект исследования – самоактуализация.
Предмет исследования – особенности самоактуализации у юношей и девушек.
Выдвигается следующая гипотеза: юноши являются наиболее самоактуализирующимися личностями по сравнению с девушками.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался самоактуализационный тест (САТ) (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.). Исследование проводилось на базе ИМЭИ ИГУ. В исследовании приняло участие 10 человек (5девушек и 5 юношей), студентов 4 курса. Возраст испытуемых – 20 лет.
Глава 1. Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект.
§ 1. О самоактуализации и самоактуализирующейся личности.
Согласно работам американского психолога, создателя теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация представляет собой постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей, т.е. применение своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» [1].
Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.
Самоактуализация
обеспечивается правильностью каждого
решения из длинной вереницы жизненных
выборов человека. Каждый жизненный
выбор продвигает человека на один
шаг ближе к личностному
В современной психологии под самоактуализацией понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя.
Проявление потребности в самоактуализации значительно различается в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще она найдет выражение в создании картин или изобретательстве и т.д. Однако самоактуализирующихся людей можно безошибочно определить по таким характерным качествам как креативность, непосредственность, азарт и в то же время рассудительность. Самоактуализирующиеся люди обладают широкими взглядами на жизнь, не ограничиваются стереотипами, объективно оценивают реальность. Они стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.
Существование
для самоактуализирующейся
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
- полное
принятие реальности и
- принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
- профессиональная
увлеченность любимым делом,
- автономность,
независимость от социальной
среды, самостоятельность
- способность
к пониманию других людей,
- постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
- различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);
- спонтанность, естественность поведения; юмор
- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
- готовность
к решению новых проблем, к
осознанию проблем и
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья [1].
Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни.
§ 2. Развитие теории самоактуализации в зарубежной психологии.
Теория самоактуализации является ключевым элементом гуманистического направления в психологии. Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности её проявления в жизни и деятельности человека практически совпадают у представителей различных зарубежных философских и психологических направлений (К.Гольдштейн, А. Маслоу, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Г.Олпорт и другие). В основе идей самоактуализации личности в зарубежной психологии лежат следующие положения. Каждый человек в отдельности уникален. Уникальность определяется способностью осознавать свою специфичность в каждый момент времени. Человек никогда не статичен, он всегда находится в процессе становления. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Люди являются активными творцами собственной жизни.
Впервые термин «самоактуализация», как научную категорию, ввел К.Гольдштейн (1939). Он объяснял ряд изменений в поведении больных с повреждениями мозга с помощью понятий «самоактуализации» и «самореализации». Согласно К.Гольдштейну «самоактуализация обозначает способность перестройки организма под воздействием травмы» [3]. Он утверждал, что самоактуализация является основным и единственным мотивом организма, служащим предпосылкой для самореализации всего организма, основой развития, самосовершенствования, творческой тенденцией личности. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, — лишь проявление главной силы жизни — самоактуализации. Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность — это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Гольдштейн считает, что нормальный, здоровый организм — это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы» [4]. Для Гольдштейна самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может привести к определенному страданию и боли.
Развитие теории самоактуализации связывается, прежде всего, с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.
А. Маслоу (1954), ученик Гольдштейна, использовал понятие «самоактуализация» в контексте изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы. В центре концепции самоактуализации лежит вера в индивидуальный опыт человека, способность открывать и обнаруживать в себе уникальный личностный потенциал, самостоятельно определять направление и способы личностного роста. Побудительной причиной самоактуализации выступает не противоречие, а согласование между внутренней натурой человека и решениями, которые он принимает как деятель.
Информация о работе Гендерные особенности самоактуализации личности