Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
Однако достоверные различия (6,76 при кр.зн. 2,01 при α=0,01 по методу углового преобразования Фишера) было получено по шкале «доминирование – независимость». Как показали результаты нашего эмпирического исследования, молодые люди склонны отстаивать свои убеждения без всякой критики в свой адрес, а девушки стараются обосновывать свои выводы и грамотно, цивилизованно отстаивать их. Мальчики – подростки, видимо, ставят перед собой цель как можно заметнее выделиться из группы сверстника, причем, что характерно для подросткового возраста, делают они это путем настаивания на своей позиции, отстаивая свои ценности и убеждения. Даже если мальчик – подросток вдруг получит доказательства, что он был не прав, ему сложно будет признать свою неправоту и он всячески постарается все-таки отстоять свою позицию в группе. А для девочек в процессе общения на первое место выходит не сам процесс «отстаивания» своей позиции, а истинность, правильность и взвешенность решений.
Следующая анализируемая нами шкала – шкала «агрессивности», по которой не было получено статистически достоверных различий. То есть, как показали результаты проведенного эмпирического исследования, и молодые люди, и девушки склонны при общении в определенных обстоятельствах реагировать агрессивно или раздражительно. Поскольку мы не обнаружили каких-либо статистически значимых различий по данному сектору, мы можем сказать, что агрессивность, скорее всего, является характерной чертой, особенностью подросткового возраста.
По
октанту «недоверчивость-
По сектору «застенчивость» нами были установлены статистически значимые различия между мужской и женской выборкой (см. таблицу 2). Результаты нашего эмпирического исследования показали, что девочки достоверно больше, чем мальчики склонны к застенчивому, робкому поведению. С одной стороны, такие результаты подтверждают типичность принятия гендерной роли девочкой, поскольку данная роль предполагает приоритет скромного социального поведения у женщины. С другой стороны, гендерная роль у подростков еще не сформирована, а только лишь находится в процессе формирования, поэтому крайние показатели робости девочек – подростков может свидетельствовать о неуверенности в себе и своих «женских чарах». И такая неуверенность не противоречит стереотипу истинной женщины. У мальчиков же другие стереотипы, согласно которым настоящее мужской поведение характеризуется не робостью, а наоборот, активностью и смелостью.
По сектору «зависимость» нами не было обнаружено достоверных различий в особенностях межличностного общения у молодых людей и девушек (см. таблицу 2), что согласуется с данными, полученные в процессе исследования по методике Л.Михельсона. Как мы уже описывали выше, мы полагаем, что зависимое поведение является одной из основных черт подросткового возраста и не зависит от гендерной роли. Подростки в данный период развития в онтогенезе пока не сформировали свое собственное мировоззрение, а только лишь ищут себя. В этот период подростки (и мальчики, и девочки) довольно часто строят свое поведение исходя из действий других людей: они либо делают все наоборот, «назло», что характеризует их поведение как нонконформистское, либо стремятся действовать «как все». Нередко эти модели поведения объединяются и подросток противопоставляя свое поведение обществу старается поступать как все, подразумевая по всеми свое окружение – других подростков. Оставаться «белой вороной» для подростка нежелательно, т.к. это вызывает у них массу негативных эмоций.
Также были получены статистически значимые различия по результатам исследования у подростков стиля «сотрудничества» (см. таблицу 2). Результаты исследования показывают, что подросткам важно находиться в обществе, причем для них важно не только присутствие вместе с другими людьми, но им важен сам факт сотрудничества, т.е. делание чего-то вместе. Причем важность данного типа межличностного общения обусловливается, на наш взгляд, особенностью ведущей деятельности в подростковом возрасте. Причем по результатам исследования можно заметить, что девушки все же больше склонны к типу «сотрудничество» в процессе общения. Данные выводы согласуются с результатами исследования по тесту коммуникативных умений.
По стилю «альтруистичность» нами также не было получено статистически значимых различий (см. таблицу 2). И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.
Таким образом, молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из застенчивой и одновременно сотрудничающий позиции.
Нами были обработаны результаты исследования способов регулирования конфликтов подростками по гендерному аспекту. Наглядно полученные результаты можно представить в виде следующей диаграммы:
Диаграмма
6. Способы регулирования
Ряд 1 – мужская выборка, ряд 2 –женская выборка
Основные способы регулирования конфликта мальчиками – подростками
Как можно увидеть на диаграмме, мальчики приспосабливаются к своему собеседнику во время конфликта на среднем уровне. То есть молодой человек, находящийся на пубертатном периоде развития в онтогенезе может, если захочет, приспособится к своему партнеру по общению, может встать на его позицию и прийти к какому-либо решению совместным путем.
Практически такие же результаты получились и по типу «соревновательность», по которым мальчики – мальчики – подростки в среднем набрали 7 баллов из 12 возможных. То есть, результаты эмпирического исследования показали, что мальчики, находясь в конфликтной ситуации, с одной стороны, вступают в некое соревнование , конкуренцию со своим партнером по общению, но, с другой стороны, подросток не впадает в крайность, и может остановить азарт соревнования, если этого потребуют обстоятельства.
Такое же положение дел в мужской выборки подростков и по критерию «компромисс» – здесь мальчики – подростки демонстрируют среднюю готовность идти на уступки (см. диаграмму 6). Результаты исследования свидетельствуют, что молодые люди готовы идти навстречу партнеру в конфликтной ситуации, но если только они заметят такое же стремление и у своего оппонента. Иначе у них включается стратегия соревновательности.
Другие результаты были получены нами по стратегии «уклонения» (см. диаграмму 6). Молодые люди в подростковом возрасте совсем не склонны уклонятся от прямых нападок со стороны собеседника – 4 балла из 12 возможных. Наоборот, как показывает наше исследование (см. методику Л.Михельсона), молодые люди легко ведутся на провокацию и легко вступают в конфликт, что подтверждают и результаты по рассматриваемому тесту.
Реагирование в конфликте по типу «сотрудничество» также свойственно молодым людям (см. диаграмму 6). В конфликтной ситуации молодые люди уже способны вступать в конструктивный диалог со своим оппонентом, смотреть на проблему не только со своей точки зрения, но и видеть проблему глазами собеседника.
Основные способы регулирования конфликта девочками – подростками
По результатам проведенного эмпирического исследования, девушки, находящиеся в подростковом возрасте, показали низкий уровень приспособления в конфликтной ситуации – 3 балла из 12 возможных (см. диаграмму 6). Мы предполагаем, что во время конфликтной ситуации девочки – подростки находятся в эмоционально взволнованном состоянии, у них превалирует эмоциональная сторона общения с преимущественной ориентацией на собственные чувства, поэтому они в этот момент не могут понять чувства собеседника и оппонента.
Также в конфликтной ситуации девушки склонны вступать в конкуренцию со своим оппонентом (см. диаграмму 6). Они, по-видимому, хотят доказать не только партнеру, но и себе, что они тоже значимые личности, отстоять свои принципы, отстоять свое «Я». Но также возможен вариант, когда девочки вступают в соревнование со своим оппонентом ради забавы, «поиграть» с ним – именно таким образом может оттачиваться женская гендерная роль девочки – подростка.
Данные,
полученные в результате обработки
эмпирических фактов, свидетельствуют,
что девочки склонны
Поведение «уклонения» в конфликте у девочек – подростков также популярно – 9 баллов из 12 (см. диаграмму 6). Результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, свидетельствуют, что при определенных обстоятельствах девушки могут уклоняться от конфликта, причем делают они это различными путями (см. тест Л.Михельсона).
Однако, самый «популярный» способ разрешение конфликта у девушек, находящихся в подростковом возрасте, - «сотрудничество». Данный способ набрал максимальный балл (см. диаграмму 6). Таким образом, девушки стараются при конфликте выслушивать позицию партнера, понять аргументы, которые высказывает оппонент по поводу конфликтной ситуации или конфликтного объекта. Девочки – подростки стараются найти с партнером общий язык и совместно с ним найти выходы и способы эффективного разрешения конфликта.
Сравнительный анализ результатов исследования способов регулирования конфликтов подростками
При
сравнении результатов
Таблица 3
Сравнительный
анализ результатов исследования способов
регулирования конфликтов подростками
с использованием метода углового преобразования
Фишера
№ п/п | Способ регулирования | мальчики | девочки | различие |
1 | Приспособление | 6 | 3 | 2,13** |
2 | Соревнование | 7 | 8 | 0,41 |
3 | Компромисс | 7 | 11 | 1,61* |
4 | Уклонение | 4 | 9 | 2,26** |
5 | Сотрудничество | 10 | 12 | 0,76 |
Примечание: значимые показатели (р ≤ 0,05) отмечены *
значимые
Как
наглядно показано в таблице, нами были
получены три значимых отличия в
способах реагирования в конфликте
между мужской и женской
Итак, результаты проведенного эмпирического исследования продемонстрировали, что мальчики – подростки достоверно чаще используют в конфликте способ «приспособления», чем это делают девочки (2,13 при кр.зн. 2,01 при α=0,01 по методу углового преобразования Фишера). То есть молодые люди в подростковом возрасте стараются проанализировать ситуацию, понять свою позицию в конфликте, выяснить свой статус в конфликтной ситуации и, если условия конфликта позволяют, приспособиться к данной ситуации. Молодым людям, в среднем, свойственно дольше терпеть негативную ситуацию, чем девочкам. Они менее эмоциональны и аффективны, и у них не возникает желания в конфликте взять разрешение трудностей на себя из-за того, что они больше этого не могут выносить. Поэтому они складывают с себя ответственность по разрешению конфликта и приспосабливаются к тем условиям, которые есть.
Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков