Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

      Фельдштейн  Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля ([24]). 

      1.3. Межличностные проблемы  в среде подростков.

      В среде подростков, как и в любом  другом возрасте, имеют место межличностные  проблемы, к которым приводят множество  причин ([33]). Однако, как правило, основная доля конфликтов возникает в результате нарушения одним из подростков морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс товарищества чётко определяет стиль поведения по отношению к сверстникам. В частности в среде подростков считается важным соблюдение в отношениях между членами одной группы следующих правил:

  • взаимоподдержка;
  • помощь во всем; 
  • эмоциональный комфорт в общении;
  • сохранение тайны;
  • нельзя критиковать; 
  • нельзя поучать;
  • нельзя ревновать;
  • уважение внутреннего мира другого.

      Случается так, что подросток не следует  этим правилам, и тогда товарищи могут обойтись с нарушившим правила  весьма жестоко. Им  может быть объявлен бойкот, они могут оказаться "отверженными" всеми и подвергаться гонениям ([68]).

     Межличностным проблемам в среде подростков могут способствовать и ряд других не менее значимых причин.

     Одной из наиболее часто встречающихся  причин является различия в представлениях и ценностях. Различия в ценностях - очень распространенная причина межличностных проблем среди подростков. Вследствие возраста и присущему ему юношескому максимализму, молодые люди не могут объективно оценивать ситуацию. Они акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для личных потребностей ([23])

     Также причиной межличностных трений и  непонимания между молодыми людьми подросткового возраста может стать  неудовлетворительная коммуникация. Плохая, неточная, неправильная  передача информации может быть как причиной, так и следствием межличностных конфликтов. Она может действовать как катализатор проблем, мешая отдельным подросткам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Можно выделить наиболее распространенные проблемы передачи информации, вызывающие затруднении в общении,- неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить взаимоподчиненность подростков между собой, а также предъявление взаимоисключающих требований друг к другу. Имея своё личное своеобразное мировосприятие, подросток зачастую не способен чётко сформулировать и донести до сверстников свои мысли, из-за чего и возникают и усугубляются межличностные проблемы.

      С другой стороны, плохая передача информации является и следствием проблем. Так, между участниками межличностных конфликтов снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению проблем.

      Частым  источником проблем в подростковом обществе становится несбалансированность социального положения подростка в группе. Имеет место, когда социальная функция не подкреплена в полной мере средствами и соответственно – положением в группе.

     Различия  в манере поведения и жизненном  опыте сразу настраивает подростка на то, что он будет не понят другим человеком. Подросток не ощущает идентичности, вследствие чего возникает барьер в общении ([30]).

     Исследования  показывают, что всех подростков по склонности к межличностным проблемам  можно подразделить на три группы([68]):

  • устойчивые к конфликтам (ассертивное поведение);
  • удерживающиеся от конфликтов (неуверенное поведение);
  • конфликтные (агрессивный стиль межличностного общения).
 

      Для подростков, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

  • отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном;
  • не избегать смотреть на собеседника;
  • охотно обсуждать предложенную тему;
  • открыто давать знать о своих чувствах;
  • высказывать свое мнение;
  • учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.

      Для подростков второй группы (неуверенное поведение), характерно:

  • ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру);
  • тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать);
  • адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).

      Для подростков, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно ([8]):

  • отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль;
  • громко говорить вызывающим тоном;
  • смотреть на других свысока;
  • пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать);
  • навязывать всем свое мнение;
  • с жаром изливать свои чувства;
  • ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.

      Конструктивная  личность при возникновении межличностных проблем ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

      Неуверенная личность использует стратегию самоподавления. Например, говорит "да", когда надо сказать "нет"; избегает ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но может реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.

      Доминирующая  личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

     По  результатам исследования, число  конфликтных подростков составляет где-то около 6-7% от общего числа ([46]).  По мнению английского исследователя Роберта Брамсона, для того, чтобы обеспечить в среде подростков благоприятный психологический климат, нужно прилагать главные усилия лишь к десятой части из них – «агрессивным» трудным субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.

     Среди «конфликтных» Р. Брамсон выделяет пять типов возмутителей спокойствия ([47]).

     Агрессивные подростки, по мнению Р. Брамсона подразделяются на два подтипа: «танки», «снайперы» и «взрывники».

     «Танки» абсолютно уверены в том, что их советы самые правильные и компетентные. Они не приемлют агрессивных реакций от партнёров по общению, хотя самим необходимо «выпустить пар» и тогда в споре с «танками» возможно, добиться каких-либо успехов.  Надо дать им выговориться, отстоять свою точку зрения и тогда они не редко становятся даже ручными.

     «Снайперы»  «стреляют» в сверстников различными колкостями и остротами и тем самым вносят расстройство в среде подростков. Чтобы эффективно воздействовать на данный тип, необходимо потребовать от подростка подробно объяснить, что он подразумевает под той или иной колкой фразой. Но при этом снайпер не должен терять своего лица, иначе он "взрывается" или затаивается "с камнем за пазухой".

      «Взрывники», как правило, обрушивают на оппонентов поток брани, при этом так артистично выходят из себя, что создается впечатление у окружающих, будто их сильно обидели. Необходимо дать им возможность прийти в равновесие, выплеснув негативные эмоции.

     Жалобщики. Такие подростки могут так красочно описывать свои «беды» и «несчастья», что нередко у окружающих складывается мнение в их пользу. Лучшее, что можно сделать в таких случаях, - это перефразировать жалобы своими словами, дав понять, что их переживание замечено.

     Нерешительные. Молодые люди данного типа перед тем, как что-либо сделать, делают огромное количество пробных шагов, и в большинстве случаев это может вызвать раздражение и недовольство у окружающих. Нерешительные подростки обходят стороной тех, кто может оказать на них давление. Навязанные им предписания они выполняют без энтузиазма.

     Безответственные. В какой-то степени - Такие подростки в основном тревожные личности. Имеющиеся у них тревоги выливаются в агрессию, а не в уход от проблемы. Необходимо проявлять к ним участие и теплоту и если они почувствуют доброжелательное к себе отношение, то их поведение должно само по себе должно выравниться.

     Всезнайки. Такие подростки являются достаточно образованными молодыми людьми. Как правило люди этого типа начинают кичиться своими знаниями и ведут себя очень вызывающе, что вызывают у окружающих чувство неполноценности. Необходимо отметить, что такие подростки редко признают свои ошибки, многократно преумножая свои достоинства, хотя с лёгкостью признают неправоту других людей.

      Таким образом, проведенный анализ позволяет  сделать вывод о том, что основными  причинами межличностных проблем  в среде подростков могут  выступать  индивидуально-психологические особенности  общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека ([33]).   

1.4 Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков) 

      Какую роль в формировании, закреплении  и изменении половых различий играет воспитание? Исходным пунктом  в теоретизировании по данному вопросу  служат два бесспорных эмпирических факта ([40]):

      1. В любом человеческом обществе  мальчики и девочки ведут себя  по-разному.

      2. В любом человеческом обществе  от разнополых детей ожидают  разного поведения и по-разному  общаются с ними.

      Результаты  работ, проведенных за последние 15 лет, дают все больше доказательств в пользу социокультурной детерминации половых различий.

      Раньше, в советской психологии, считалось  твердо установленным наличие трех типов половых различий, не зависящих  от факторов среды и воспитания (пространственное мышление, математические особенности и вербальный интеллект), то уже в 80-е годы исследования свидетельствуют о том, что даже по эти параметрам биологически определенных различий не наблюдается. В то же время в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различиями между полами. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Мужчина - сильный, активный, агрессивный и т.д. Женщина - слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная и т.п. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители, зачастую сами этого не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти, полоспецифические черты ([41]).

      Интересно, что такое поведение не является реакцией на реальные различия между  детьми. Это демонстрируют, в частности, эксперименты с фиктивным полом  ребенка. Так, например, вне зависимости  от реальной половой принадлежности, в том случае, если младенца представляли наблюдателям как мальчика, его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и жизнерадостное, чем тогда, когда его считали девочкой. При этом негативные эмоции у «мальчика» воспринимались как проявления гнева, а у «девочки» - страха. Таким образом, можно сказать, что социальный мир с самого начала поворачивается к мальчику и девочке разными сторонами ([37]).

      Психологическая литература, посвященная формированию половых различий в процессе социализации детей весьма противоречива. Авторы основной важнейшей обобщающей работы в этой области Э. Маккоби и       К. Джэклин перечисляют основные ее гипотезы ([43]).

      1. Родители обращаются с разнополыми  детьми так, чтобы их поведение  соответствовало социальным ожиданиям, принятым для того, или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию, соревновательность, а девочек — за послушание, заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные качества.

      2. Вследствие врожденных половых  различий, проявляющихся уже в  раннем детстве, мальчики и  девочки по-разному стимулируют  своих родителей и тем самым  добиваются разного к себе  отношения. Кроме того, вследствие  тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков