Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
3.
Родители основывают свое
4.
Родительское поведение по
Конечно, эти гипотезы не исчерпывают всех сторон половой социализации. Но достаточно полно раскрывают этот процесс со стороны главных агентов — родителей. Хотя каждый из этих процессов реально существует, соотношение их может быть различным.
Рассмотрим
подробнее специфику
В
этом смысле мальчик находится в
значительно менее
ситуации, чем девочка. Ведь мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит немного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика, практически во всех культурах, первичной оказывается идентификация с матерью, т.е. феминная. Так же необходимо учесть, что сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны. Так как они включают такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение и т.п. ([54]).
Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику придется решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую
идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых и культурных стандартов маскулинности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок, особенно в современном русском обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), - женщины ([21]).
Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. В то же время распространенность традиционных представлений об иерархическом соотношении половых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума в направлении формирования полоспецифического поведения. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек и т.д. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т.п.), так как взрослые, как правило, относятся к этому как к источнику беспокойства. Такова ситуация не только в нашей стране. По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащим полоролевым стереотипам и требованиям. Все это приводит к тому, что настает момент в социализации мальчика, когда ему необходимо «откреститься» от «женского мира», его ценностей и создать свой, мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8-12 лет, когда возникают первые детские компании, формируются близкие отношения со сверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как на источник мужских половых моделей и сферу реализации мужских качеств. Этот процесс, получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированию особого «мужского» стиля общения([65]).
Какова же картина в целом? Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты же мальчик», сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения. В результате на пути полоролевой социализации у мальчиков существует много трудностей, которые иногда приводят к асоциальным проявлениям маскулинности. Например, во многих неформальных объединениях большинство членов - это мальчики. И здесь маскулинность подчеркивается как во внешнем виде — накаченные мускулы, цепи, кожа и т.д., так и в основных ценностях (культ силы, риска) и способе проведения свободного времени (драки, силовые упражнения и т.д.). Таким образом, отклоняющееся поведение выступает как дополнительный канал усвоения мужской роли ([1]).
Новорожденной девочке «везет», конечно же больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от первичной идентификации с матерью. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа «настоящей женщины», разнообразие представлений о подлинно женских качествах также облегчают формирование полоролевой идентичности. В то же время многие исследования показывают, что уже в отношениях девочки с матерью есть свои специфические проблемы, имеющие серьезные последствия для ее полоролевой социализации ([67]).
Одной из важнейших задач формирования детской личности является разрушение первичной симбиотической диады - «мать - дитя», в которой ребенок не воспринимает себя и фактически не существует как отдельный субъект.
Особенно актуальным проведение границ между собой и матерью является именно для девочек, так как в силу специфики собственного опыта (быть женщиной, дочерью и т.д.) мать склонна в большей степени воспринимать как свое продолжение дочь, а не сына. Это проявляется во множестве мелких деталей: более тесном физическом контакте с младенцем — девочкой, большем ограничении двигательной активности и т.д. В итоге отношения матери с дочерью становятся не только более симбиотическими и интенсивными, чем у мальчика, они также больше заряжены амбивалентностью. Все это толкает девочку на поиски другого человека, который также мог бы дать ей ощущение безопасности и уверенности, но при этом не таил бы в себе угрозы растворения пока еще слабого Я ребенка в привычной диаде ([11]).
Этим человеком становится отец, важность и значительность которого все подчеркивается окружающими. Причем чаще всего именно этот «важный» человек уделяет девочке сравнительно мало внимания. Желание привлечь его может быть сопряжено с рядом негативных переживаний: ощущение собственной вторичности по сравнению с притягательным миром мужчин, необходимость как-то проявить себя, чтобы добиться внимания. Несколько огрубляя, можно сказать, что именно переплетение этих двух тенденций и в дальнейшем определяет специфику полоролевой социализации девочки ([11]).
Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути: независимо от пола всем необходимо получить образование и работать. Семья для женщины, в определенном смысле, выступает как «дополнительная» сфера реализации. Но в то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения полов как иерархические. Подобная ситуация стимулирует развитие у женщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию, сверхактивности ([50]).
Роль
сверстников в половой
Между
тем именно в среде сверстников
ребенок имеет возможность
Если в общении со взрослым ребенок ориентируется не только на весьма произвольно задаваемые, но и довольно малодинамичные и односторонние стандарты полоролевого поведения, то в общении со сверстниками ребенок практически проделывает возрастную динамику полоролевой социализации, относительно свободную от регламентирующих влияний взрослых. Жесткость оценки детьми соответствия поведения полу, порой пугающая взрослых, сочетается с апелляцией к эмоциональности и выражается на языке возраста. Это и обуславливает эффективность влияния сверстников([62]).
Круг агентов и каналов полоролевой социализации не ограничивается семьей и сверстниками, включая в себя других взрослых, институты организованного воспитания, средства массовой информации и т.д., как проводников влияния культуры.
Одним из главных проводников культуры являются родители и сверстники, которые «преломляют» как своеобразная призма все остальные влияния средств массовой информации, культуры и т.д. В подростковом возрасте, который мы рассматриваем основными агентами полоролевой социализации становятся сверстники и половые параметры ([53]).
В
результате пол предстает как
сложная иерархическая
система.
Любой канал полоролевой
1.5 Гендерные различия в коммуникативной сфере подростка
В современном обществе проблема гендерных особенностей всё чаще стала проявляться в различных отраслях научного знания. Существуют теоретические направления, в рамках которых отечественные исследователи проводят гендерно-ориентированные изыскания: психология половых различий, женская психология, социально-конструктивистское направление в исследовании гендера. В работах отечественных психологов всё чаще можно заметить упоминание о наиболее актуальных для гендерной теории проблемах. Отмечается динамика гендерных различий, природа половых различий, выявляется влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека, особое внимание уделяется учёту гендерных особенностях в воспитании детей, возможности личностной самореализации. Западные исследователи в психологии половых различий уже длительное время уделяют внимание гендерной проблематике. И в настоящее время в западной психологии число научных работ, посвящённых гендерным различиям, очень велико. Были выделены различия в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии, агрессии, конформности, альтруизма, мотивации достижений и других ([3]).
Находя объяснения при выявлении психологических различий между полами, авторы отечественных и зарубежных исследований приходят к единой точке зрения на этот вопрос. Большая часть наблюдаемых и исследуемых психологических гендерных различий обусловлена влиянием социального контекста. Исключения составляют параметры предопределённые генетической программой созревания организма ([24]).
Анализируя работы таких авторов, как Ш. Берн, И.С. Клециной, Т.В.Бендас, В.Н. Кунициной ([4; 22; 3; 29, 66]) можно рассмотреть гендерные различия по трём основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне.
Как
отдельный пласт целесообразно
рассмотреть коммуникативную
Спонтанное речевое поведение. Девочки-подростки в процессе просмотра телепередач и кинофильмов чаще, чем мальчики издают различные звуки и возгласы, а также комментируют происходящее на экране. Это различие возникает в силу того, что девочки более эмоциональны, коммуникабельны, их одолевает желание поделиться своими мыслями и соображениями по поводу происходящего. Однако, рассматривая такие параметры речевого поведения как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая речь и вербальные способности, половые различия практически отсутствуют.
Речевые способности. Различия не наблюдаются в способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям. в У мальчиков подросткового возраста больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов.
Разговор. В межличностном общении мальчики-подростки большое внимание уделяют вопросам физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность сексом. Обсуждая какие-то спорные вопросы, мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, реальные практические советы, план действий в сложившейся ситуации.
Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков