Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

      3. Родители основывают свое поведение  по отношению к ребенку на  своих представлениях о том,  каким должен быть ребенок  данного пола. Такая адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может иметь разные формы.

      4. Родительское поведение по отношению  к ребенку в известной степени  зависит от того, совпадает ли  пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта:

  • Каждый родитель ожидает и хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам своего собственного пола. Поэтому, как правило, отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям. S Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком своего пола – элементы соперничества.
  • Родители склонны сильнее идентифицироваться с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель будет замечать больше сходства между собой и ребенком, и обладать большей эмпатией к эмоциональным состояниям ребенка.

      Конечно, эти гипотезы не исчерпывают всех сторон половой социализации. Но достаточно полно раскрывают этот процесс со стороны главных агентов — родителей. Хотя каждый из этих процессов реально существует, соотношение их может быть различным.

      Рассмотрим  подробнее специфику социализационной ситуации для каждого пола. Как бы не описывали процесс усвоения половой роли в различных психологических теориях, несомненным остается то влияние, которое оказывают на ребенка люди, служащие ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли ([1]).

      В этом смысле мальчик находится в  значительно менее благоприятной

ситуации, чем девочка. Ведь мать традиционно  проводит с маленьким ребенком гораздо  больше времени. Отца же ребенок видит  немного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика, практически во всех культурах, первичной оказывается идентификация с матерью, т.е. феминная. Так же необходимо учесть, что сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны. Так как они включают такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение и т.п. ([54]).

      Таким образом, в плане становления  половой идентичности мальчику придется решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую

идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых и культурных стандартов маскулинности. Однако решение этой задачи осложняется  тем, что практически все, с кем  близко сталкивается ребенок, особенно в современном русском обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), - женщины ([21]).

      Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо  меньше знают о поведении, соответствующем  мужской половой роли, чем женской. В то же время распространенность традиционных представлений об иерархическом соотношении половых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума в направлении формирования полоспецифического поведения. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек и т.д. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т.п.), так как взрослые, как правило, относятся к этому как к источнику беспокойства. Такова ситуация не только в нашей стране. По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащим полоролевым стереотипам и требованиям. Все это приводит к тому, что настает момент в социализации мальчика, когда ему необходимо «откреститься» от «женского мира», его ценностей и создать свой, мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8-12 лет, когда возникают первые детские компании, формируются близкие отношения со сверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как на источник мужских половых моделей и сферу реализации мужских качеств. Этот процесс, получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированию особого «мужского» стиля общения([65]).

      Какова  же картина в целом? Постоянные и  настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты  же мальчик», сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения. В результате на пути полоролевой социализации у мальчиков существует много трудностей, которые иногда приводят к асоциальным проявлениям маскулинности. Например, во многих неформальных объединениях большинство членов - это мальчики. И здесь маскулинность подчеркивается как во внешнем виде — накаченные мускулы, цепи, кожа и т.д., так и в основных ценностях (культ силы, риска) и способе проведения свободного времени (драки, силовые упражнения и т.д.). Таким образом, отклоняющееся поведение выступает как дополнительный канал усвоения мужской роли ([1]).

      Новорожденной девочке «везет», конечно же больше. Она с самого начала имеет соответствующую  ее полу модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от первичной идентификации с матерью. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа «настоящей женщины», разнообразие представлений о подлинно женских качествах также облегчают формирование полоролевой  идентичности. В то же время многие исследования показывают, что уже в отношениях девочки с матерью есть свои специфические проблемы, имеющие серьезные последствия для ее полоролевой социализации ([67]).

      Одной из важнейших задач формирования детской личности является разрушение первичной симбиотической диады - «мать - дитя», в которой ребенок не воспринимает себя и фактически не существует как отдельный субъект.

      Особенно  актуальным проведение границ между  собой и матерью является именно для девочек, так как в силу специфики собственного опыта (быть женщиной, дочерью и т.д.) мать склонна в большей степени воспринимать как свое продолжение дочь, а не сына. Это проявляется во множестве мелких деталей: более тесном физическом контакте с младенцем — девочкой, большем ограничении двигательной активности и т.д. В итоге отношения матери с дочерью становятся не только более симбиотическими и интенсивными, чем у мальчика, они также больше заряжены амбивалентностью. Все это толкает девочку на поиски другого человека, который также мог бы дать ей ощущение безопасности и уверенности, но при этом не таил бы в себе угрозы растворения пока еще слабого Я ребенка в привычной диаде ([11]).

      Этим  человеком становится отец, важность и значительность которого все подчеркивается окружающими. Причем чаще всего именно этот «важный» человек уделяет девочке сравнительно мало внимания. Желание привлечь его может быть сопряжено с рядом негативных переживаний: ощущение собственной вторичности по сравнению с притягательным миром мужчин, необходимость как-то проявить себя, чтобы добиться внимания. Несколько огрубляя, можно сказать, что именно переплетение этих двух тенденций и в дальнейшем определяет специфику полоролевой социализации девочки ([11]).

      Провозглашаемая ориентация на социальное равенство  мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути: независимо от пола всем необходимо получить образование и работать. Семья для женщины, в определенном смысле, выступает как «дополнительная» сфера реализации. Но в то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения полов как иерархические. Подобная ситуация стимулирует развитие у женщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию, сверхактивности ([50]).

      Роль  сверстников в половой социализации обычно связывают с информацией о сексуальности ([18;19]). Как указывает один из исследователей этой проблемы J. Gagnon (1977), независимо от социального положения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания 90% людей узнает о различии полов и сексуальности от друзей. Информация, предоставляемая сверстниками, столь же неточна, сколько откровенна и реалистична. Отношение группы к полу и сексуальности выражается в предлагаемых ею стандартах отношения к полу. Реже обращается внимание на роль сверстников в формировании полоролевых различий и представлений.

      Между тем именно в среде сверстников  ребенок имеет возможность испытывать себя как представитель пола, испробовать  усваиваемые в семье полоролевые  установки и корректировать их в нерегламентированном взрослыми общении ([12]).

      Если  в общении со взрослым ребенок  ориентируется не только на весьма произвольно задаваемые, но и довольно малодинамичные и односторонние  стандарты полоролевого поведения, то в общении со сверстниками ребенок практически проделывает возрастную динамику полоролевой социализации, относительно свободную от регламентирующих влияний взрослых. Жесткость оценки детьми соответствия поведения полу, порой пугающая взрослых, сочетается с апелляцией к эмоциональности и выражается на языке возраста. Это и обуславливает эффективность влияния сверстников([62]).

      Круг  агентов и каналов полоролевой  социализации не ограничивается семьей и сверстниками, включая в себя других взрослых, институты организованного  воспитания, средства массовой информации и т.д., как проводников влияния культуры.

      Одним из главных проводников культуры являются родители и сверстники, которые  «преломляют» как своеобразная призма все остальные влияния средств  массовой информации, культуры и т.д. В подростковом возрасте, который мы рассматриваем основными агентами полоролевой социализации становятся сверстники и половые параметры ([53]).

      В результате пол предстает как  сложная иерархическая организованная

система. Любой канал полоролевой социализации является проводником влияния культуры ([19]). 

1.5 Гендерные различия  в коммуникативной  сфере подростка 

      В современном обществе проблема гендерных  особенностей всё чаще стала проявляться  в различных отраслях научного знания. Существуют теоретические направления, в рамках которых отечественные исследователи проводят гендерно-ориентированные изыскания: психология половых различий, женская психология, социально-конструктивистское направление в исследовании гендера. В работах отечественных психологов всё чаще можно заметить упоминание о наиболее актуальных для гендерной теории проблемах. Отмечается динамика гендерных различий, природа половых различий, выявляется влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека, особое внимание уделяется учёту гендерных особенностях в воспитании детей, возможности личностной самореализации. Западные исследователи в психологии половых различий уже длительное время уделяют внимание гендерной проблематике. И в настоящее время в западной психологии число научных работ, посвящённых гендерным различиям, очень велико. Были выделены различия в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии, агрессии, конформности, альтруизма, мотивации достижений и других ([3]).

      Находя  объяснения при выявлении психологических различий между полами, авторы отечественных и зарубежных исследований приходят к единой точке зрения на этот вопрос. Большая часть наблюдаемых и исследуемых психологических гендерных различий обусловлена влиянием социального контекста. Исключения составляют параметры предопределённые генетической программой созревания организма ([24]).

      Анализируя  работы таких авторов, как Ш. Берн, И.С. Клециной, Т.В.Бендас,  В.Н. Кунициной ([4; 22; 3; 29, 66]) можно рассмотреть гендерные  различия по трём основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне.

      Как отдельный пласт целесообразно  рассмотреть коммуникативную сферу  подростков. Квалифицировать различия в подростковой коммуникативной  сфере  надлежит по следующим параметрам ([15]):

      Спонтанное  речевое поведение. Девочки-подростки в процессе просмотра телепередач и кинофильмов чаще, чем мальчики издают различные звуки и возгласы, а также комментируют происходящее на экране. Это различие возникает в силу того, что девочки более эмоциональны, коммуникабельны, их одолевает желание поделиться своими мыслями и соображениями по поводу происходящего. Однако, рассматривая такие параметры речевого поведения как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая речь и вербальные способности, половые различия практически отсутствуют.

      Речевые способности. Различия не наблюдаются в способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям. в У мальчиков подросткового возраста больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов.

    Разговор. В межличностном общении мальчики-подростки большое внимание уделяют вопросам физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность сексом. Обсуждая какие-то спорные вопросы, мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, реальные практические советы, план действий в сложившейся ситуации.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков