Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 

Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных  особенностей межличностных отношений  в подростковом возрасте

1.1. Подростковый  возраст, его особенности

1.2. Особенности  общения подростков 

1.3. Межличностные  проблемы в среде подростков

1.4. Социализация  мальчиков и девочек (гендерная  социализация подростков)

      1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной  сфере подростков

      1.4.2 Общение со сверстниками противоположного  пола

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных  особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте

2.1. Программа  исследования 

2.2. Результаты  исследования 

2.3. Выводы 

Заключение 

Библиография 

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из его половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.

     Данная  проблема рассматривалась в психолого-педагогических науках о человеке, однако основное внимание было уделено общим вопросам гендерных различий между девочками и мальчиками, а не вопросу межличностного взаимоотношения детей данного возраста.

     Анализ  практики показывает, что подростки  не обладают достаточными умениями правильно  вести себя в тех или иных ситуациях, а все чаще сталкиваются с проблемами непонимания не только со стороны противоположного пола, но и внутри своей гендерной группы. 

     В современном состоянии вопроса  сложились неразрешенные противоречия между гендерными различиями подростков в теории и гендерными различиями подростков на практике.

     Исходя  из темы дипломной работы, была сформулирована проблема исследования: «Каковы гендерные особенности межличностного общения девочек и мальчиков?»

     Решение данной проблемы и составляет цель данного исследования.

     Цель – изучить гендерные особенности межличностного общения подростков.

     Объект  исследования – межличностное общение подростков.

     Предмет исследования – гендерные особенности межличностного общения детей подросткового возраста.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Дать описание  подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков. 
  3. Разработать программу исследования.
  4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные  особенности межличностного общения подростков.

      Гипотеза  исследования - существуют гендерные различия в межличностном общении подростков, обусловленные не столько физиологическими отличиями представителей одного пола от другого, сколько особенностями их социализации и реализацией разных социальных ролей.

     Теоретико-методологические основы исследования - гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш.Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская–Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.

     Методы  исследования. Выбор методов определялся поставленной целью, задачами и гипотезами исследования.

     1. Теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме.

     2. Методы сбора информации:

           а) методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;

       б) методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной;

      в) Тест коммуникативных умений Л.Михельсона в адаптации Ю.З.Гильбуха.

     3. Статистическая обработка результатов …

           Опытно-экспериментальная  база исследования - Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж №4 г. Ульяновска; 30 человек (15 девочек, 15 мальчиков), в возрасте 14-15 лет.

Практическое  применение исследования

 

Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте 

      Задача  данной главы состоит в рассмотрении следующих вопросов: каковы особенности подросткового возраста; как складываются отношения между детьми этого возраста;  какие возникают проблемы в общении подростков; как происходит социализация мальчиков и девочек; определить различия в коммуникативной сфере подростка. 

1.1. Подростковый возраст,  его особенности. 

      Подростковый  возраст, как и любой другой этап становления личности, имеет целый  ряд особенностей. Однако главным  содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Этот переход включает в себя  два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Необходимо заметить, что хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. В настоящее время  можно наблюдать процесс акселерации, который нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Изучив, медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социологическую литературу можно определить разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. ([6, 9, 13, 26, 27, 32, 34, 44, 45, 51, 52, 55, 63]).

      Обращаясь к отечественной истории, можно  заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной.

      Так, например, словарь В.И. Даля даёт определение подростка как “дитя на подросте” – 14-15 лет. ([26])

      В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ". ([26])

      На  современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но необходимо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

      Половое созревание отмечается, как наиболее существенный процесс  в подростковом возрасте. По его показателям и  определяют границы подросткового  периода. Увеличение секреции половых  гормонов постепенно начинается в 7 лет, интенсивный же подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Этот процесс сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков ([59]).

      Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко выделяет три возрастных группы: младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. ([32])

      Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в отношении воспитания и общения с ребёнком. Доктор психологических наук Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, которое и является причиной различных психофизиологических и психических отклонений. ([44])

      Вследствие  бурного роста и физиологической  перестройки всего организма  у подростка может возникнуть и обостриться чувство тревоги, повышенная возбудимость, может наблюдаться снижение самооценки. Продолжая разговор об общих особенностях подросткового возраста, нужно отметить резкую смену настроений, эмоциональную неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое  и зачастую предвзятое отношение к родным и близким может сочетаться с острым недовольством собой. ([26,27])

      Отличительным психологическим новообразованием подросткового возраста является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. ([6, 9, 23, 26, 33]). Физическая перестройка организма, возмужание предоставляет подростку возможность ощутить себя взрослым. Но при всём при этом его социальный статус в школе и семье фактически не меняется. Вследствие чего начинается отстаивание своих прав, борьба за признание самостоятельности и взрослости, что неизбежно приводит к конфликту между взрослыми и подростками родителями и детьми, учителями и учениками.

      Как результат возникает кризис подросткового  возраста.

      Подростковый  кризис проявляется в свойственных этому возрасту поведенческих реакциях. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

      Реакция эмансипации представляет собой  тип поведения, придерживаясь которого подросток старается освободиться от опеки взрослых, их контроля, покровительства. Острая потребность отделаться от, как им кажется, навязчивой заботы и  попечительства взрослых, связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Подросток может отказаться от выполнения общепринятых норм, правил поведения. Ранее почитаемые нравственные и духовные идеалы старшего поколения всё больше и больше обесцениваются. Мелочная опека, чрезмерный контроль поведения, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и становятся  провокацией для подростка на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество([59]).

      Под реакцией группирования со сверстниками понимается инстинктивная тяга к  сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. ([23, 26]). В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Для него очень важно мнение сверстников, которое становится доминирующим. Подросток предпочитает их общество, а не общество взрослых, критику которых он  не воспринимает и даже отвергает.

      Реакция увлечения (хобби) занимает в подростковом возрасте особое место. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются  склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

      Выделяют  следующие виды: ([20])

    1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
    2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
    3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

      Для нахождения общего языка с ребёнком, для улучшения взаимопонимания  между подростками и взрослыми, необходимо знать подростковые увлечения, которые способствуют наилучшему пониманию внутреннего мира и переживаний подростков.

      Познавательные  процессы в подростковом возрасте достигают  весьма высокого уровня развития, причём все без исключения. ([23,26, 51])Появляется возможность осветить весь спектр профессиональной самореализации, а также научить подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков