Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация
мальчиков и девочек (
1.4.1.
Гендерные различия в
1.4.2
Общение со сверстниками
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из его половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.
Данная
проблема рассматривалась в психолого-
Анализ практики показывает, что подростки не обладают достаточными умениями правильно вести себя в тех или иных ситуациях, а все чаще сталкиваются с проблемами непонимания не только со стороны противоположного пола, но и внутри своей гендерной группы.
В
современном состоянии вопроса
сложились неразрешенные
Исходя из темы дипломной работы, была сформулирована проблема исследования: «Каковы гендерные особенности межличностного общения девочек и мальчиков?»
Решение данной проблемы и составляет цель данного исследования.
Цель – изучить гендерные особенности межличностного общения подростков.
Объект исследования – межличностное общение подростков.
Предмет исследования – гендерные особенности межличностного общения детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования - существуют гендерные различия в межличностном общении подростков, обусловленные не столько физиологическими отличиями представителей одного пола от другого, сколько особенностями их социализации и реализацией разных социальных ролей.
Теоретико-
Методы исследования. Выбор методов определялся поставленной целью, задачами и гипотезами исследования.
1. Теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме.
2. Методы сбора информации:
а) методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
б) методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной;
в) Тест коммуникативных умений Л.Михельсона в адаптации Ю.З.Гильбуха.
3. Статистическая обработка результатов …
Опытно-
Практическое применение исследования …
Глава
1. Обзор литературы
по проблеме гендерных
особенностей межличностных
отношений в подростковом
возрасте
Задача
данной главы состоит в рассмотрении
следующих вопросов: каковы особенности
подросткового возраста; как складываются
отношения между детьми этого возраста;
какие возникают проблемы в общении подростков;
как происходит социализация мальчиков
и девочек; определить различия в коммуникативной
сфере подростка.
1.1.
Подростковый возраст,
его особенности.
Подростковый возраст, как и любой другой этап становления личности, имеет целый ряд особенностей. Однако главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Этот переход включает в себя два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Необходимо заметить, что хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. В настоящее время можно наблюдать процесс акселерации, который нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Изучив, медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социологическую литературу можно определить разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. ([6, 9, 13, 26, 27, 32, 34, 44, 45, 51, 52, 55, 63]).
Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной.
Так, например, словарь В.И. Даля даёт определение подростка как “дитя на подросте” – 14-15 лет. ([26])
В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ". ([26])
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но необходимо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Половое созревание отмечается, как наиболее существенный процесс в подростковом возрасте. По его показателям и определяют границы подросткового периода. Увеличение секреции половых гормонов постепенно начинается в 7 лет, интенсивный же подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Этот процесс сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков ([59]).
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко выделяет три возрастных группы: младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. ([32])
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в отношении воспитания и общения с ребёнком. Доктор психологических наук Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, которое и является причиной различных психофизиологических и психических отклонений. ([44])
Вследствие
бурного роста и
Отличительным
психологическим
Как результат возникает кризис подросткового возраста.
Подростковый кризис проявляется в свойственных этому возрасту поведенческих реакциях. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Реакция
эмансипации представляет собой
тип поведения, придерживаясь которого
подросток старается
Под реакцией группирования со сверстниками понимается инстинктивная тяга к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. ([23, 26]). В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Для него очень важно мнение сверстников, которое становится доминирующим. Подросток предпочитает их общество, а не общество взрослых, критику которых он не воспринимает и даже отвергает.
Реакция увлечения (хобби) занимает в подростковом возрасте особое место. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Выделяют следующие виды: ([20])
Для нахождения общего языка с ребёнком, для улучшения взаимопонимания между подростками и взрослыми, необходимо знать подростковые увлечения, которые способствуют наилучшему пониманию внутреннего мира и переживаний подростков.
Познавательные процессы в подростковом возрасте достигают весьма высокого уровня развития, причём все без исключения. ([23,26, 51])Появляется возможность осветить весь спектр профессиональной самореализации, а также научить подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков