Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

     Таблица 1

     Сравнительный анализ способа общения мальчиков  подростков и девочек подростков методом углового преобразования Фишера

№ п/п Название  шкалы подростки различие
мальчики девочки
1 зависимость 9,2 8,8 0,72
2 компетентность 5,8 12,1 2,03**
3 агрессивность 12 6 2,31**
 

Примечание: значимые показатели (р ≤ 0,01) отмечены ** 

     Как отмечено в таблице, мы достоверно выявили, что мальчики – подростки и девочки – подростки отличаются по агрессивному способу  общения и по компетентному способу общения. Наглядно полученные результаты можно увидеть на следующей диаграмме. (Диаграмма 3)

     

     Диаграмма 3. Сравнительный анализ общения подростков: гендерный аспект. 

     Как показано на диаграмме подростки  мужского пола в коммуникативном  акте статистически достовернее  отличаются по агрессивным проявлениям (2,31 при α = 0,01 по угловому преобразованию Фишера) – см. диаграмму 1. То есть молодые люди в процессе общения порой высказывают достаточно резкие замечания в адрес собеседника или же просто его молча игнорируют, что может восприниматься партнером по общению как крайнее неуважительное поведение.

     Девушки также могут достаточно резко возразить своему коммуникативному партнеру, но делают это статистически достоверно реже, чем молодые люди (см. диаграмму 3). По результатам проведенного теста можно сказать, что резкое поведение девочек – подростков скорее говорит об их стремлении защитить свое «Я» от вторжения в их внутренний мир, но в то же время полученные результаты свидетельствуют, что девочки в крайне неприятных для себя обстоятельствах, во фрустрирующих ситуациях, склонны проявлять агрессивное поведение. Однако, следует повториться, делают они это статистически достоверно реже, чем мальчики-подростки.

     Достоверные различия между молодыми людьми и  девушками были получены по шкале компетентность в исследовании способа общения (см. диаграмму 3): девушки статистически достоверно чаще проявляют компетентное поведение в общении, нежели молодые люди (2,03 при α=0,01 по угловому преобразованию Фишера).

     Полученные  данные исследования свидетельствуют, что девочки-подростки более легко  вступают в межличностные взаимодействия с коммуникативными партнерами, более адекватно, чем мальчики – подростки, реагируют на высказывания своего партнера по общению, лучше и охотнее, чем молодые люди, идут навстречу собеседнику, понимают их интересы, встают на их сторону.

     Также по данному психодиагностическому тесту нами было установлено, что по зависимому способу общения у подростков нет значимых гендерных различий. Наглядно это можно увидеть на диаграмме 3.

     Мы  установили, что и мальчики –  подростки, и девочки – подростки  примерно в равной степени занимают зависимую позицию при общении с человеком (см. диаграмму 3), особенно, если тот является референтным человеком для подростков. Результаты проведенного исследования показали, что молодые люди и девушки примерно в равной степени реагируют в разговоре или поведении в зависимости от того, как в определенной ситуации поступает партнер по общению. Возможно, такие результаты свидетельствуют о неуверенности подростов в себе, в несформированности своей «Я» - концепции», и поэтому они стараются доказать не столько собеседнику, сколько себе, что они умные, умелые, независимые и т.д., но тем самым они уже заведомо попадают в зависимую позицию. Судя по всему, такое поведение свойственно подростковому возрасту вне зависимости от гендерной роли.

     Также мы считаем необходимым остановиться на блоках умений в общении, которые были выявлены в процессе исследования.

     В процессе проведения исследования нами было установлено, что умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника нелегко как мальчикам – подросткам, так и девочкам – подросткам. Мы полагаем, что это может говорить о том, что в подростковом возрасте еще не полностью сформированы гендерные роли детей, эти роли только начинают осваиваться ими. Поэтому когда подросток, вне зависимости от пола, слышит какие-то положительные высказывания в свой адрес (особенно от подростка противоположного пола) или комплименты, ребенок заметно смущается, поскольку он не выработал пока еще свой индивидуальный способ принимать комплименты, и способ, как именно реагировать в такой ситуации. Здесь проявляется и неуверенность подростка в себе, он как будто смущается и робеет. Полученные результаты согласуются с данными приведенными в теоретической части работы.

     Также в процессе нашего исследования нами было установлено, что подростки, вне зависимости от пола, могут реагировать на справедливую и, тем более, на несправедливую критику в свой адрес не очень адекватно. То есть, и мальчики – подростки, и девочки – подростки, пока не научились достаточно критично относиться к себе, своему поведению и действиям и сдерживать первичные острые эмоции возникающие в критичных ситуациях и имеющие особую интенсивность на протяжении определенного времени. Они вне зависимости от пола, резко реагируют, когда возникает ситуация, когда собеседник им делает замечания или критикует. Причем эта резкость в ответах подростков возникает при  несправедливой критике в их адрес (что можно обосновать), однако жесткость в ответах наблюдается и при справедливой критике.

     Кроме того, мы получили данные, показывающие статистически достоверные различия в реагировании на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника между мальчиками – подростками и девочками – подростками (1,74 при α=0,05 по угловому преобразованию Фишера). Как показали результаты исследования, молодые люди мужского пола статистически достоверно в большей степени поддаются на провокации со стороны собеседника, чем это делают девушки. Для подростка-мальчика достаточно простого намека, чтобы он начал реагировать бурно на высказывания своего партнера по общению и, с большой вероятностью, с возрастающей агрессивностью. Девушки же, в отличие от мальчиков – подростков, более сдержанно реагируют на провокации, они стараются, сохраняя свое достоинство, со взрослой позиции показать, что высказывание собеседника им не понравилось, и они общаться с ним не будут. При этом девочки в случае, если они верят в доступности для собеседника вежливых выражений, пытаются использовать именно их, а молодые люди, как правило, склонны демонстрировать свою готовность перейти к реальным действиям вербально, что отнюдь не прибавляет им привлекательности в глазах собеседника. Несмотря на то, что подобное поведение мальчиков-подростков не соответствует декларируемым социальным нормам, мы полагаем, что оно имеет в своей основе двоякую природу: с одной стороны серьезные биологические причины связанные с гормональными пертурбациями происходящими в организме подростка, с другой – обучение социальной норме «мужественности» в несколько прямолинейной форме. Кроме того образ «настоящего мужчины» формируемый со становлением «Я – концепции» накладывается на бунтарские настроения подростка, стремящегося изменить этот мир под свой идеал. Косвенное подтвеждение данных слов мы находим в субкультурах. Активными адептами различных течений часто становятся именно подростки.

     Также достоверные различия нами были получены по умению ответить отказом на чужую просьбу. Мы установили, что мальчики статистически достоверно эффективнее, чем девочки могут возразить, позаботиться о себе и своих интересах, чем девочки (1,67 при α=0,05 по угловому преобразованию Фишера). Возможно, это связано с тем, что девочки более мягкие, более восприимчивы к чужим трудностям, к чужому горю, чем мальчики. Девочки – подростки, часто склонны к сочувствию, сопереживанию и воспринимают проблемы других людей близко к сердцу, нередко это сочетается с экзальтированностью. Кроме того им просто сложнее отказывать. Мальчики не такие: если им не нравится просьба, просящий, или у них есть свои интересы, свои планы, они с большей легкостью, чем девочки, говорят «нет», а иногда и включают немотивированный додискуссионный отказ в личный стереотип поведения. Молодые люди могут лучше сохранять дистанцию между собой и собеседником.

     Однако, как и следовало ожидать, в  процессе анализа полученных в исследовании данных было установлено, что девочки – подростки достоверно лучше, чем мальчики – подростки, умеют оказать сочувствие, поддержку своему собеседнику (2,74 при α=0,01 по угловому преобразованию Фишера). Девочки, в среднем обладая большей эмпатией, большей коммуникативной чувствительностью, чем мальчики, если он открыт поддерживают собеседника. Они достаточно внимательно относятся к своему коммуникативному статусу в общении с партнером, в процессе общения, заботятся не только о себе, но и об интересах, стремлениях другого. Возможно, именно поэтому зачастую девушкам так сложно ответить «нет» собеседнику, и практически невозможно отказать ему в одолжении – это противоречит стратегии взаимопонимания и стремлению к сохранению положительного итога взаимодействия. Однако именно это может привести к срыву нормативного поведения, в случаях, когда девушка не предполагает положительного разрешения коммуникативного акта.

     Также было установлено, что девочки могут  легче, чем мальчики принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников. Мы выявили, что мальчикам намного сложнее попросить и получить эмоциональную поддержку со стороны сверстников (2,93 при α=0,01 по угловому преобразованию Фишера). Мы полагаем, что это может быть связано с глобальными культурными нормами, согласно которым мужчина должен быть сильным, храбрым, уметь самостоятельно справляться с проблемами и специфическими нормами в подростковой среде мальчиков, где культ независимости, самостоятельности, специфического понимания мужественности быстро возникает и вовлекает подчиняет себе поведение подростка. И молодые люди стремятся соответствовать данному стереотипу, чтобы не подвергнуться остракизму от своих сверстников.

     В процессе обработки полученных данных исследования нами не было выявлено достоверных различий в умении вступить в контакт с другим человеком и в реагировании на попытку вступить в контакт. Результаты исследования показали, что и мальчики – подростки, и девочки – подростки достаточно адекватно реагируют на межличностные отношения. Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, и подростки, которые приняли участие в нашем исследовании продемонстрировали, что они могут общаться друг с другом эффективно и с удовольствием, хотя причины такой оценки своих коммуникативных навыков и их своеобразная реализация могут быть разными.

     Также мы провели корреляционный анализ полученных результатов эмпирического исследования и статистическими методами установили прямую связь у девочек-подростков между блоками «умение вступить в контакт с другим человеком, контактность», «умение обратиться к сверстнику с просьбой» и «умение самому оказать сочувствие, поддержку» (0,4368 при кр.зн. 0,4259 при α = 0,01). То есть чем чаще и эффективнее девушки смогут заводить беседу, тем легче они сумеют обратиться к друг другу за помощью и тем лучше они смогут ему помочь сами. То есть происходит процесс самообучения эффективной коммуникативной деятельности. Или обратная ситуация – склонные помогать сами, девушки могут проще обращаться за помощью. Этот акт не вызывает у них внутренних ограничений.

     Также нами была установлена обратная корреляционная связь между вышеперечисленными блоками (умение вступить в контакт с другим человеком, контактность», «умение обратиться к сверстнику с просьбой» и «умение самому оказать сочувствие, поддержку») и «умением говорить нет». (-0,4401 при кр.зн. 0,4259 при α = 0,01). То есть, чем больше девочка – подросток сдруживается с кем-то, тем с большей вероятностью ей сложнее сказать «нет» на обращенную к ней просьбу или наоборот – девочки чаще отказывающие просьбам сложнее сдруживаются с другими.

     Корреляционный анализ, использованный на мужской выборке, показал достоверную обратную связь между «умением вступить в контакт с другим человеком, контактность» и «умением сказать «нет» собеседнику» (-0,4417 при кр.зн. 0,4259 при α=0,01). То есть чем хуже мальчики – подростки вступают в межличностный контакт, тем легче им сказать «нет» собеседнику, отстоять собственную позицию или в обратном варианте – в случае, когда подросток мальчик утверждает, что ему легко отказать партнеру, вероятность того, что он признается, что ему сложнее в контакт с другим человеком больше.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков