Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
Таким образом, было установлено, что молодые люди при общении проявляют больше, чем девочки, агрессивный способ общения, а девушки – более компетентный. Также было установлено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сочувствие со стороны партнера. Мальчики – подростки легче, чем девочки – подростки, могут ответить отказом на чью-либо просьбу. А также было выявлено, что все подростки, вне зависимости от гендерной роли, пока не научились должным образом принимать в свой адрес комплименты и адекватно реагировать на критику (особенно на несправедливую).
В результате обработки данных бланков подростков, полученных по методике Т.Лири по изучению типов общения и межличностных отношений, были получены достоверно различные результаты в двух эмпирических группах (мальчики – подростки и девочки - подростки) (см. диаграммы 4 и 5 и таблицу 2).
Сначала мы остановимся на анализе и интерпретации результатов исследования типа общения и межличностного отношения молодых людей, затем девушек, а потом сравним их результаты.
Анализ и интерпретация результатов исследования типов общения и межличностного отношения мальчиков - подростков
Данные, полученные в процессе анализа результатов исследования по методике Т.Лири у молодых людей можно наглядно продемонстрировать следующим образом (см. диаграмму 4):
Диаграмма 4. Анализ типа общения и МЛО мальчиков - подростков
Как мы можем увидеть из представленной диаграммы, показатель авторитарности у молодых людей на среднем уровне, что свидетельствует о некотором доминировании и требовательности к себе и своей точке зрения. Однако каких-либо властных и деспотичных черт при общении не наблюдается.
Однако
по шкале «независимость-
Результаты исследования по шкале «агрессивность» демонстрирует средние показатели. Это свидетельствует об умеренной требовательности, прямолинейности, некоторой раздражительности во взаимоотношениях с близкими людьми.
Показатель
по шкале «недоверчивость-
Результаты, полученные по шкале «застенчивость» показывают, что у молодые люди мужского пола не склонны признавать в себе этот тип общения. Показатели по данному фактору находятся на очень низком уровне. То есть испытуемые данной группы не склонны открыто замечать в себе стеснение и робость. Наоборот, они предпочитают утверждать, что прямо говорят все, что думают, не особенно церемонясь и деликатничая. Это, по всей видимости, связано с общекультурном представлении о мужественности и характерном для мужской подростковой субкультуре представлении о «крутости».
Средние результаты исследования по шкале «сотрудничество» говорят всего лишь о готовности к партнерской позиции подростков мужского пола и свидетельствуют о доминирующей позиции в общении (что подтверждают полученные нами и рассмотренные ранее результаты исследования по другим факторам).
Зато
показатель по шкале «альтруистичность»
был зафиксирован на высоком уровне, что
может означать, как и гиперответственность
за партнера, так и стремление лучше выглядеть
в глазах экспериментатора. Причем эти
полученные нами данные говорят о том,
что мальчикам в подростковом возрасте
очень важно понравится партнерам по общению,
занять ранг в социальной иерархии как
можно выше и для этого все средства хороши
– они могут лукавить экспериментатору,
демонстрируя социально желательные результаты
исследования, они могут резко оборвать
партнера, показав ему границы дозволенного,
могут демонстративно игнорировать партнера
в межличностном взаимодействии, прерывая
с ним тем самым контакт.
Анализ и интерпретация результатов исследования типов общения и межличностного отношения девочек - подростков
Результаты исследования по методике Т.Лири наглядно можно представить в виде следующей диаграммы:
Диаграмма 5. Анализ типа общения и
МЛО девочек - подростков
Из диаграммы 5 можно увидеть, что уровень авторитарности у девушек находится на верхнем пределе среднего показателя. Учитывая показатель по следующему фактору, это может свидетельствовать о том, что испытуемые чувствуют в себе энергию, которая может позволить им добиться определенных успехов, как в учебе, в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Девушки демонстрируют некоторые доминантные черты, им свойственно иметь свой собственный взгляд на некоторые вещи, причем ценность своего мнения они могут и переоценивать, что, впрочем, свойственно, подростковому возрасту.
Однако уровень доминирования у подростков женского пола достаточно низкий. Такой результат позволяет сделать вывод, что девушки – подростки при всей своей уверенности и независимости взглядов стараются не давить на партнера или собеседника. То есть, имея свою точку зрения на проблему или на ситуацию, они уважительно относятся к позиции партнера, стараются при беседе или разговоре учитывать мнение собеседника. Девушки - подростки, с одной стороны, пытаются понять собеседника, а с другой стороны, стараются донести до него свою позицию.
На
первый взгляд такой низкий результат
по описываемой шкале может
В этой же группе испытуемых (девушки – подростки) был выявлен средний уровень агрессивности. То есть, результаты говорят о том, что испытуемые, с одной стороны, достаточно спокойно и терпимо относятся к окружающим, но при какой-либо конфликтной ситуации открыто выражают свои чувства и отстаивают свое мнение.
Также результаты исследования показали, что у девушек, находящихся в подростковом возрасте уровень скептицизма (недоверчивого отношения) достаточно высок и достигает верхнего предела средней отметки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых существует некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в конкретный момент, сомнения относительно их открытости и искренности. Возможно, этот тип межличностного общения проявляется потому, что подростки ценят полное принятие своей позиции со стороны партнера, но их жизненный опыт показывает, что полное доверие и полное приятие друг друга встречается крайне редко, если вообще встречается. И девушки, вступая в процесс общения с партнером, вступают как будто бы в ситуацию когнитивного диссонанса: здесь и сейчас хочется открыться и доверится партнеру безгранично, а с другой стороны, девушки осознают, что в случае безграничного доверия и раскрытия перед партнером они рискуют жестко обмануться. Отсюда, на наш взгляд, девушки и демонстрируют высокий скептицизм при общении с партнером.
Также по результатам исследования у девочек - подростков был установлен средний уровень по шкале «застенчивость». Испытуемые данной группы склонны к легкому смущению в непривычных или новых для них ситуациях. Мы можем предположить, что такие результаты связанны с еще несформированной гендерной ролью. Девушки в подростковом возрасте находятся на стадии, когда они учатся поведению женщины, и первоначально проделывая такие опыты, ощущают себя достаточно неуверенными и ведут себя застенчиво, поскольку их поведение еще не прибрело постоянную гендерную окраску.
Также как показывают выявленные нами данные, подростки женского пола склонны к тому, чтобы в какие-то моменты соглашаться с мнением более авторитетных людей. Это может быть связано с возрастными особенностями пубертатного возраста. В этот онтогенетический период развития индивид только пытается найти себя, выстроить свою «Я»-концепцию», опираясь причем не только на свою личность, но и на личность другого человека. Зачастую подростки почитают авторитеты и соответственно перенимают поведение значимых, референтных людей, которое кажется девушкам достаточно приемлемым и привлекательным, на себя.
Анализ по шкале «сотрудничество» демонстрирует очень высокий показатель. Такие результаты говорят о том, что девушки – подростки стремятся быть дружелюбными с теми, с кем они взаимодействуют, стремятся выяснять цели и мотивы поведения партнера по общению, вставать на позицию собеседника, то есть они ориентированы на социальное одобрение. Также девушкам – подросткам свойственно ориентироваться на цели микрогруппы, помогать людям, попавшим в затруднительное положение.
Уровень
альтруистичности у девушек – подростков
находится на среднем уровне. Это говорит
о том, что они не склонны к полной отдачи
себя во имя другого человека, а наоборот,
склонны к обереганию себя и самосохранности.
Также такие результаты проанализированного
нами исследования свидетельствуют, что
подростки женского пола склонны ближе
реагировать в беседе к полюсу эгоистичности,
а не альтруистичности, что, по нашему
мнению, связано с пубертатным периодом
развития в онтогенезе.
Сравнительный анализ результатов исследования типов общения и межличностного отношения подростков: гендерный аспект
По
итогам сравнения результатов
Для удобства восприятия полученных достоверных различий мы отобразим результаты нашего эмпирического исследования в таблице.
Таблица 2
Сравнительный анализ типов общения и межличностных отношений подростков (гендерный аспект) методом углового преобразования Фишера
№ | октанты | девочки | мальчики | различие |
1 | авторитарность | 12 | 8 | 1,44 |
2 | независимость-доминирование | 3 | 16 | 6,76** |
3 | агрессивность | 7 | 9 | 0,41 |
4 | недоверчивый-скептичный | 12 | 10 | 0,61 |
5 | покорно-застенчивый | 8 | 3 | 2,17** |
6 | зависимый | 7 | 8 | 0,079 |
7 | сотрудничающий | 16 | 10 | 1,62* |
8 | альтруистичный | 10 | 15 | 0,26 |
Примечание: значимые показатели (р ≤ 0,05) отмечены *
значимые
Итак, нами не было выявлено достоверных различий в общении у мальчиков – подростков и девочек - подростков по авторитарному стилю общения. Мы установили, что мальчики имеют большую тенденцию к авторитаризму, но сказать, что все мальчики стремятся стать лидером и только они хотят занять лидирующее положение в группе нельзя. Девочки тоже не хотят оставаться в аутсайдерах и стремятся занять лидирующие позиции в группе. Полученные данные, таким образом, говорят, что подобный стиль общения нельзя назвать чисто мужским или чисто женским, данный стиль общения, в той или иной мере, присущ всем подросткам на этом возрастном этапе.
Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков