Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, было установлено, что молодые  люди при общении проявляют больше, чем девочки, агрессивный способ общения, а девушки – более компетентный. Также было установлено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сочувствие со стороны партнера. Мальчики – подростки легче, чем девочки – подростки, могут ответить отказом на чью-либо просьбу. А также было выявлено, что все подростки, вне зависимости от гендерной роли, пока не научились должным образом принимать в свой адрес комплименты и адекватно реагировать на критику (особенно на несправедливую).

2.3.2. Анализ и интерпретация  исследования типа  общения и межличностного  отношения подростков

 

     В результате обработки данных бланков  подростков, полученных по методике Т.Лири по изучению типов общения и межличностных отношений, были получены достоверно различные результаты в двух эмпирических группах (мальчики – подростки и девочки - подростки) (см. диаграммы 4 и 5 и таблицу 2).

     Сначала мы остановимся на анализе и интерпретации  результатов исследования типа общения и межличностного отношения молодых людей, затем девушек, а потом сравним их результаты.

Анализ  и интерпретация  результатов исследования типов общения  и межличностного отношения мальчиков - подростков

     Данные, полученные в процессе анализа результатов исследования по методике Т.Лири у молодых людей можно наглядно продемонстрировать следующим образом (см. диаграмму 4):

Диаграмма 4. Анализ типа общения и МЛО мальчиков - подростков

     Как мы можем увидеть из представленной диаграммы, показатель авторитарности у молодых людей на среднем уровне, что свидетельствует о некотором доминировании и требовательности к себе и своей точке зрения. Однако каких-либо властных и деспотичных черт при общении не наблюдается.

     Однако  по шкале «независимость-доминирование» в данной группе испытуемых, был выявлен высокий, максимальный показатель. Полученные результаты исследования стилей общения и межличностных отношений свидетельствуют о том, что мальчики, находящиеся в пубертатном возрасте думают, что их мнение единственно верное, что они могут позволить себе занимать «позицию сверху» в отношениях с партнером или собеседником. Возможно, что данные результаты являются возрастными особенностями и свойственны мужской выборки.

     Результаты  исследования по шкале «агрессивность» демонстрирует средние показатели. Это свидетельствует об умеренной требовательности, прямолинейности, некоторой раздражительности во взаимоотношениях с близкими людьми.

     Показатель  по шкале «недоверчивость-скептицизм» свидетельствует о средней выраженности данного показателя. Молодые люди, как показало наше эмпирическое исследование, имеют склонность к критицизму, они относятся к людям с легким недоверием и стараются перепроверять полученную информацию. По нашему мнению, это связано с защитой своего «Эго», с отстаиванием своей позиции и с проблемой завоевания лидерских позиций, что свойственно мальчикам, находящимся в подростковом возрасте.

     Результаты, полученные по шкале «застенчивость» показывают, что у молодые люди мужского пола не склонны признавать в себе этот тип общения. Показатели по данному фактору находятся на очень низком уровне. То есть испытуемые данной группы не склонны открыто замечать в себе стеснение и робость. Наоборот, они предпочитают утверждать, что прямо говорят все, что думают, не особенно церемонясь и деликатничая. Это, по всей видимости, связано с общекультурном представлении о мужественности и характерном для мужской подростковой субкультуре представлении о «крутости».

     Средние результаты исследования по шкале «сотрудничество» говорят всего лишь о готовности к партнерской позиции подростков мужского пола и свидетельствуют о доминирующей позиции в общении (что подтверждают полученные нами и рассмотренные ранее результаты исследования по другим факторам).

     Зато  показатель по шкале «альтруистичность» был зафиксирован на высоком уровне, что может означать, как и гиперответственность за партнера, так и стремление лучше выглядеть в глазах экспериментатора. Причем эти полученные нами данные говорят о том, что мальчикам в подростковом возрасте очень важно понравится партнерам по общению, занять ранг в социальной иерархии как можно выше и для этого все средства хороши – они могут лукавить экспериментатору, демонстрируя социально желательные результаты исследования, они могут резко оборвать партнера, показав ему границы дозволенного, могут демонстративно игнорировать партнера в межличностном взаимодействии, прерывая с ним тем самым контакт. 

Анализ  и интерпретация  результатов исследования типов общения  и межличностного отношения девочек - подростков

     Результаты  исследования по методике Т.Лири наглядно можно представить в виде следующей  диаграммы:

      Диаграмма 5. Анализ типа общения и  МЛО девочек - подростков  

     Из  диаграммы 5 можно увидеть, что уровень  авторитарности у девушек находится на верхнем пределе среднего показателя. Учитывая показатель по следующему фактору, это может свидетельствовать о том, что испытуемые чувствуют в себе энергию, которая может позволить им добиться определенных успехов, как в учебе, в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Девушки демонстрируют некоторые доминантные черты, им свойственно иметь свой собственный взгляд на некоторые вещи, причем ценность своего мнения они могут и переоценивать, что, впрочем, свойственно, подростковому возрасту.

     Однако  уровень доминирования у подростков женского пола достаточно низкий. Такой результат позволяет сделать вывод, что девушки – подростки при всей своей уверенности и независимости взглядов стараются не давить на партнера или собеседника. То есть, имея свою точку зрения на проблему или на ситуацию, они уважительно относятся к позиции партнера, стараются при беседе или разговоре учитывать мнение собеседника. Девушки - подростки, с одной стороны, пытаются понять собеседника, а с другой стороны, стараются донести до него свою позицию.

     На  первый взгляд такой низкий результат  по описываемой шкале может показаться странным из-за достаточно высокого уровня, полученного по шкале «авторитарность». Но при более глубоком анализе  можно обратить внимание, что в первом случае (авторитарный стиль общения) свидетельствует о достаточно четком мировоззрении, отстаивании своих взглядов и установок. Доминантный же стиль общения свидетельствует о самодовольстве и об обособленной позиции, занимаемой в группе.

     В этой же группе испытуемых (девушки  – подростки) был выявлен средний  уровень агрессивности. То есть, результаты говорят о том, что испытуемые, с одной стороны, достаточно спокойно и терпимо относятся к окружающим, но при какой-либо конфликтной ситуации открыто выражают свои чувства и отстаивают свое мнение.

     Также результаты исследования показали, что  у девушек, находящихся в подростковом возрасте уровень скептицизма (недоверчивого отношения) достаточно высок и достигает верхнего предела средней отметки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых существует некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в конкретный момент, сомнения относительно их открытости и искренности. Возможно, этот тип межличностного общения проявляется потому, что подростки ценят полное принятие своей позиции со стороны партнера, но их жизненный опыт показывает, что полное доверие и полное приятие друг друга встречается крайне редко, если вообще встречается. И девушки, вступая в процесс общения с партнером, вступают как будто бы в ситуацию когнитивного диссонанса: здесь и сейчас хочется открыться и доверится партнеру безгранично, а с другой стороны, девушки осознают, что в случае безграничного доверия и раскрытия перед партнером они рискуют жестко обмануться. Отсюда, на наш взгляд, девушки и демонстрируют высокий скептицизм при общении с партнером.

     Также по результатам исследования у девочек - подростков был установлен средний  уровень по шкале «застенчивость». Испытуемые данной группы склонны к легкому смущению в непривычных или новых для них ситуациях. Мы можем предположить, что такие результаты связанны с еще несформированной гендерной ролью. Девушки в подростковом возрасте находятся на стадии, когда они учатся поведению женщины, и первоначально проделывая такие опыты, ощущают себя достаточно неуверенными и ведут себя застенчиво, поскольку их поведение еще не прибрело постоянную гендерную окраску.

     Также как показывают выявленные нами данные, подростки женского пола склонны  к тому, чтобы в какие-то моменты  соглашаться с мнением более  авторитетных людей. Это может быть связано с возрастными особенностями пубертатного возраста. В этот онтогенетический период развития индивид только пытается найти себя, выстроить свою «Я»-концепцию», опираясь причем не только на свою личность, но и на личность другого человека. Зачастую подростки почитают авторитеты и соответственно перенимают поведение значимых, референтных людей, которое кажется девушкам достаточно приемлемым и привлекательным, на себя.

     Анализ  по шкале «сотрудничество» демонстрирует очень высокий показатель. Такие результаты говорят о том, что девушки – подростки стремятся быть дружелюбными с теми, с кем они взаимодействуют, стремятся выяснять цели и мотивы поведения партнера по общению, вставать на позицию собеседника, то есть они ориентированы на социальное одобрение. Также девушкам – подросткам свойственно ориентироваться на цели микрогруппы, помогать людям, попавшим в затруднительное положение.

     Уровень альтруистичности у девушек – подростков находится на среднем уровне. Это говорит о том, что они не склонны к полной отдачи себя во имя другого человека, а наоборот, склонны к обереганию себя и самосохранности. Также такие результаты проанализированного нами исследования свидетельствуют, что подростки женского пола склонны ближе реагировать в беседе к полюсу эгоистичности, а не альтруистичности, что, по нашему мнению, связано с пубертатным периодом развития в онтогенезе. 

Сравнительный анализ результатов  исследования типов  общения и межличностного отношения подростков: гендерный аспект

     По  итогам сравнения результатов исследования, полученных по методике Т.Лири, были выявлены некоторые достоверные гендерные различия в стилях общения и межличностного отношения подростков.

     Для удобства восприятия полученных достоверных  различий мы отобразим результаты нашего эмпирического исследования в таблице.

     Таблица 2

Сравнительный анализ типов общения и межличностных отношений подростков (гендерный аспект)  методом углового преобразования Фишера

октанты девочки мальчики различие
1 авторитарность 12 8 1,44
2 независимость-доминирование 3 16 6,76**
3 агрессивность 7 9 0,41
4 недоверчивый-скептичный 12 10 0,61
5 покорно-застенчивый 8 3 2,17**
6 зависимый 7 8 0,079
7 сотрудничающий  16 10 1,62*
8 альтруистичный 10 15 0,26
 

Примечание: значимые показатели (р ≤ 0,05) отмечены *

            значимые показатели (р ≤ 0,01) отмечены ** 

     Итак, нами не было выявлено достоверных  различий в общении у мальчиков  – подростков и девочек - подростков по авторитарному стилю общения. Мы установили, что мальчики имеют большую тенденцию к авторитаризму, но сказать, что все мальчики стремятся стать лидером и только они хотят занять лидирующее положение в группе нельзя. Девочки тоже не хотят оставаться в аутсайдерах и стремятся занять лидирующие позиции в группе. Полученные данные, таким образом, говорят, что подобный стиль общения нельзя назвать чисто мужским или чисто женским, данный стиль общения, в той или иной мере, присущ всем подросткам на этом возрастном этапе.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков