Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)
ustify">      Девочки в подростковом возрасте настроены  на сопереживание, обговаривание, обсуждение различных сторон проблемы и морально-нравственная оценка ситуации. Девочки-подростки  более охотно ведут «исповедальные»  разговоры. Чаще всего ведутся разговоры о своих проблемах, делах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях с окружающими людьми и в собственной семье, в разговоре используя невербальные коммуникативные средства. Первенство отдаётся темам, касающимся личной привлекательности, распорядка дня, психического состояния, личных качеств своих и окружающих, межличностного общения с представителями своего и противоположного пола.

      Восприятие  вербальных и невербальных сигналов. Девочки - подростки превосходят мальчиков - подростков в расшифровке и «чтении» невербальных сигналов. Преимущество проявляется в понимании выражений лица, распознавании лиц. Менее точно интерпретируются телесные проявления, и оценивается тон голоса. При наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации.

      Круг  общения.  Выбирая представителей противоположного пола для общения, мальчики-подростки в большей части ориентируются на сверстниц.

Девочки в подростковом возрасте останавливаются  на более старших представителях мужского пола, никогда не выбирая мальчиков моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. В этом возрасте у девочек возникает желание помогать, ухаживать, наставлять именно младших детей.

      Быстрее и проще установленные контакты между девочками-подростками, тем не менее, легко разрушаются и носят не такой прочный характер, нежели у мальчиков. Исследования показали, что число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они могут не осознавать своего положения в классном коллективе. Отверженной среди девочек-подростков легко можно стать из-за особенностей интеллекта или темперамента, а мальчики же могут записать в число изгоев из-за особенностей характера. Конфликтные отношения, возникающие в межличностном общении, мальчики-подростки выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации, возникающие между девочками подросткового возраста, решаются более мирным путём, но иногда не менее жестоко. Конфликты в основном решаются в эмоциональном спорах, бойкотировании. Хотя нужно заметить, что накалившиеся межличностные отношения девочки-подростки могут выяснять, применяя силовые методы, но такие случаи не так часто встречаются. Девочкам более свойственны наговоры друг на друга и заговоры.

      Мальчикам – подросткам свойственно награждать свих товарищей прозвищами и кличками, за основу которых берутся физические особенности или фамилии. У девочек  прозвища более нежные ([2]).

      Стили общения. Сравнивая стиль общения мальчиков и девочек, можно сказать, что первые придерживаются более активного, предметного, соревновательного, а зачастую и конфликтного стиля общения. Женский стиль общения отличается партнёрским взаимодействием, ориентированным на взаимозависимость. Они считают, что если кто-то нуждается в помощи, необходимо вмешаться. Мужчины же с детства имеют тенденцию к независимости и доминированию; они напористы, самоуверенны, сосредоточены на задаче, склонны к аналитическому и манипулятивному стилю общения; считают, что плохо вмешивать в чью-то жизнь, если их не просят.

    Гендерные особенности в коммуникативной  сфере и межличностном общении  в подростковом возрасте проявляются  очень ярко. Именно в этом возрасте становится заметно различия в мужской  и женской коммуникации. Анализируя различные точки зрения, можно прийти к выводу, что гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными.  Как уже было сказано, гендерные различия по большей части определяются социальными факторами, поэтому возможны применения воспитательных мер  и воздействий, а также социально-педагогической  и психолого-педагогической корректировки([49]).  

     1.6. Общение со сверстниками противоположного пола 

     Нарастающее чувство взрослости у подростков способствуют освоению новых видов взаимодействия с окружающими, особенно меняются взаимоотношения с противоположным полом. Это сопровождается бурным телесным развитием, и как следствие и идентификация подростка со взрослым ([14]).

     В период взросления и полового созревания происходит изменение отношений между мальчиками и девочками. Начинается проявление явного интереса к друг другу, как к представителю противоположного пола.

     Становится  особенно важным мнение окружающих. Подросток  всё чаще начинает задумываться, в  какой мере его  лицо, прическа, фигура, манера держаться и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». В этой связи особая значимость придаётся личной привлекательности. Она является одним из важнейших критериев при оценке себя и окружающих([7]).

     Физическое  развитие мальчиков и девочек  в подростковом возрасте не одинаково, в большинстве случаев девочки  опережают мальчиков, они могут  быть крупнее и выше. Дисгармония  в развитии может являться поводом  для личных переживаний и расстройств. Для девочек-подростков причиной переживаний чаще всего становится высокий рост, лишний вес. У мальчиков чувство неполноценности может вызывать маленький рост, излишняя худоба или полнота([10]).

     У младших подростков возникший интерес  к другому полу проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки, обычно понимая мотивы действий мальчишек, несерьёзно относятся к подобным выпадам и стараются не обижаться, игнорируя их задиристое поведение. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек ([64]).

     Позднее отношения усложняются. Непосредственность в общении исчезает. Часто это  выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола ([25]).

     Приходит  время, когда взаимный интерес всё  более увеличивается, хотя со стороны взаимоотношения мальчиков и девочек становятся более изолированными. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек-подростков симпатия чаще всего возникает раньше, чем у мальчиков. Они тайно делятся своей заинтересованностью с лучшей подругой или обсуждают предмет воздыхания в группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников  ([39]).

     В старшем подростковом возрасте общение  между мальчиками и девочками  становится более открытым. Общение  становится совместным, включающим подростков обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Не взаимная симпатия порой становится причиной сильнейшего стресса, негативных эмоций, непредсказуемых последствий ([28]).

     Заинтересованность  противоположным полом в подростковом возрасте

ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и  поступки другого, к развитию рефлексии  и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя ([61]).

     Непосредственной  причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

     При совместном проведении времени, например, на прогулках, в походах, на танцах, посещение кинотеатров, нередко  между подростками противоположного пола возникают романтические отношения.

     Можно отметить, что в этом возрасте девочки  и мальчики стремятся подражать  популярным в мире кино, музыки, спорта и т.д., людям.

     Подростки тонко чувствуют происходящие с  их телом и душой метаморфозы. Некоторых это может смущать, другим это нравится и они гордятся собой.

     На  первый план в значимых стремлениях  выходит желание нравиться. Большое  значение играют взгляды, улыбки, жесты. Предпочтение отдаётся немым знакам внимания, общение происходит на интуитивном  уровне. Улыбка и пристальный взгляд говорит о предпочтении другим, побуждает к ответному поведению([24]).

     Не  всегда подросток получает ответные взгляды и ожидаемые улыбки, что  приводит к острым страданиям и отчаянию. У девочек подростков переживания  прорываются в слёзы, у мальчиков в агрессивное поведение.

     Особую  цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим  обретением тела. Эти намагниченные  прикосновения запоминаются душой  и телом на всю последующую  жизнь. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения и не принижать их.

     Именно  в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для  самих себя и спрятать от чужих  глаз, начинают писать дневник, стихи  и т.д. ([58]).

     Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Прорабатывая в фантазиях свои действия, подросток в жизни поступает и переживает также.

     Подростковая  любовь, конечно, может оказаться  истинной любовью. Но такие случаи случаются  очень редко, и как правило, подросток  страдает от любви, проливая слёзы  ([38]).

     Многие  отроки не переживают столь открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого ([24]).

     Первая  любовь и первые чувства остаются в памяти на долгие годы. Оказавшее  сильное воздействие юношеская привязанность вспоминается на протяжении всей жизни, хотя образ предмета воздыхания давно стёрся из памяти ([64]).

      Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных  особенностей межличностного общения  подростков

2.1. Программа эмпирического  исследования гендерных особенностей межличностного общения подростков

     Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей межличностного общения подростков.

     Объектом  исследования является межличностное  общение подростков.

     Предмет исследования – гендерные особенности межличностного общения детей подросткового возраста.

     Основными задачами эмпирического исследования явились:

    1. Разработать программу эмпирического исследования.
    2. Определить методики, которые позволяли бы раскрыть тему исследования.
    3. Собрать и обработать эмпирические данные
    4. Определить гендерные особенности межличностного общения подростков.

     В качестве гипотезы нами было выдвинуто  предположение, что существуют гендерные  различия в межличностном общении  подростков.

     В качестве методов сбора информации выступили:

           1) тест коммуникативных умений Л.Михельсона в адаптации Ю.З.Гильбуха.

           2) методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;

           3) методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной.

     Полученные  данные были статистически обработаны методом математического сравнения, методом выявления различий по угловому преобразованию Фишера для непараметрической выборки, корреляционным анализом, устанавливающим статистически достоверную связь между показателями, с применением программы Microsoft Excel for Windows.

2.2. Описание методик  исследования

2.2.1. Тест коммуникативных  умений Л.Михельсона  в адаптации Ю.З.Гильбуха

     Цель  данной методики – определение уровня коммуникативной компетентности и  качества сформированности основных коммуникативных  умений.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков