Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
Восприятие вербальных и невербальных сигналов. Девочки - подростки превосходят мальчиков - подростков в расшифровке и «чтении» невербальных сигналов. Преимущество проявляется в понимании выражений лица, распознавании лиц. Менее точно интерпретируются телесные проявления, и оценивается тон голоса. При наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации.
Круг общения. Выбирая представителей противоположного пола для общения, мальчики-подростки в большей части ориентируются на сверстниц.
Девочки в подростковом возрасте останавливаются на более старших представителях мужского пола, никогда не выбирая мальчиков моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. В этом возрасте у девочек возникает желание помогать, ухаживать, наставлять именно младших детей.
Быстрее и проще установленные контакты между девочками-подростками, тем не менее, легко разрушаются и носят не такой прочный характер, нежели у мальчиков. Исследования показали, что число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они могут не осознавать своего положения в классном коллективе. Отверженной среди девочек-подростков легко можно стать из-за особенностей интеллекта или темперамента, а мальчики же могут записать в число изгоев из-за особенностей характера. Конфликтные отношения, возникающие в межличностном общении, мальчики-подростки выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации, возникающие между девочками подросткового возраста, решаются более мирным путём, но иногда не менее жестоко. Конфликты в основном решаются в эмоциональном спорах, бойкотировании. Хотя нужно заметить, что накалившиеся межличностные отношения девочки-подростки могут выяснять, применяя силовые методы, но такие случаи не так часто встречаются. Девочкам более свойственны наговоры друг на друга и заговоры.
Мальчикам – подросткам свойственно награждать свих товарищей прозвищами и кличками, за основу которых берутся физические особенности или фамилии. У девочек прозвища более нежные ([2]).
Стили общения. Сравнивая стиль общения мальчиков и девочек, можно сказать, что первые придерживаются более активного, предметного, соревновательного, а зачастую и конфликтного стиля общения. Женский стиль общения отличается партнёрским взаимодействием, ориентированным на взаимозависимость. Они считают, что если кто-то нуждается в помощи, необходимо вмешаться. Мужчины же с детства имеют тенденцию к независимости и доминированию; они напористы, самоуверенны, сосредоточены на задаче, склонны к аналитическому и манипулятивному стилю общения; считают, что плохо вмешивать в чью-то жизнь, если их не просят.
Гендерные
особенности в коммуникативной
сфере и межличностном общении
в подростковом возрасте проявляются
очень ярко. Именно в этом возрасте
становится заметно различия в мужской
и женской коммуникации. Анализируя
различные точки зрения, можно прийти
к выводу, что гендерные различия в коммуникативной
сфере не являются генетически запрограммированными.
Как уже было сказано, гендерные различия
по большей части определяются социальными
факторами, поэтому возможны применения
воспитательных мер и воздействий,
а также социально-педагогической
и психолого-педагогической корректировки([49]).
1.6.
Общение со сверстниками
противоположного пола
Нарастающее чувство взрослости у подростков способствуют освоению новых видов взаимодействия с окружающими, особенно меняются взаимоотношения с противоположным полом. Это сопровождается бурным телесным развитием, и как следствие и идентификация подростка со взрослым ([14]).
В период взросления и полового созревания происходит изменение отношений между мальчиками и девочками. Начинается проявление явного интереса к друг другу, как к представителю противоположного пола.
Становится особенно важным мнение окружающих. Подросток всё чаще начинает задумываться, в какой мере его лицо, прическа, фигура, манера держаться и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». В этой связи особая значимость придаётся личной привлекательности. Она является одним из важнейших критериев при оценке себя и окружающих([7]).
Физическое развитие мальчиков и девочек в подростковом возрасте не одинаково, в большинстве случаев девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Дисгармония в развитии может являться поводом для личных переживаний и расстройств. Для девочек-подростков причиной переживаний чаще всего становится высокий рост, лишний вес. У мальчиков чувство неполноценности может вызывать маленький рост, излишняя худоба или полнота([10]).
У младших подростков возникший интерес к другому полу проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки, обычно понимая мотивы действий мальчишек, несерьёзно относятся к подобным выпадам и стараются не обижаться, игнорируя их задиристое поведение. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек ([64]).
Позднее отношения усложняются. Непосредственность в общении исчезает. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола ([25]).
Приходит время, когда взаимный интерес всё более увеличивается, хотя со стороны взаимоотношения мальчиков и девочек становятся более изолированными. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек-подростков симпатия чаще всего возникает раньше, чем у мальчиков. Они тайно делятся своей заинтересованностью с лучшей подругой или обсуждают предмет воздыхания в группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников ([39]).
В старшем подростковом возрасте общение между мальчиками и девочками становится более открытым. Общение становится совместным, включающим подростков обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Не взаимная симпатия порой становится причиной сильнейшего стресса, негативных эмоций, непредсказуемых последствий ([28]).
Заинтересованность
противоположным полом в
ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя ([61]).
Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
При
совместном проведении времени, например,
на прогулках, в походах, на танцах,
посещение кинотеатров, нередко
между подростками
Можно отметить, что в этом возрасте девочки и мальчики стремятся подражать популярным в мире кино, музыки, спорта и т.д., людям.
Подростки тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Некоторых это может смущать, другим это нравится и они гордятся собой.
На первый план в значимых стремлениях выходит желание нравиться. Большое значение играют взгляды, улыбки, жесты. Предпочтение отдаётся немым знакам внимания, общение происходит на интуитивном уровне. Улыбка и пристальный взгляд говорит о предпочтении другим, побуждает к ответному поведению([24]).
Не всегда подросток получает ответные взгляды и ожидаемые улыбки, что приводит к острым страданиям и отчаянию. У девочек подростков переживания прорываются в слёзы, у мальчиков в агрессивное поведение.
Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения и не принижать их.
Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя и спрятать от чужих глаз, начинают писать дневник, стихи и т.д. ([58]).
Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Прорабатывая в фантазиях свои действия, подросток в жизни поступает и переживает также.
Подростковая любовь, конечно, может оказаться истинной любовью. Но такие случаи случаются очень редко, и как правило, подросток страдает от любви, проливая слёзы ([38]).
Многие отроки не переживают столь открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого ([24]).
Первая любовь и первые чувства остаются в памяти на долгие годы. Оказавшее сильное воздействие юношеская привязанность вспоминается на протяжении всей жизни, хотя образ предмета воздыхания давно стёрся из памяти ([64]).
Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей межличностного общения подростков.
Объектом исследования является межличностное общение подростков.
Предмет исследования – гендерные особенности межличностного общения детей подросткового возраста.
Основными задачами эмпирического исследования явились:
В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение, что существуют гендерные различия в межличностном общении подростков.
В качестве методов сбора информации выступили:
1) тест коммуникативных умений Л.Михельсона в адаптации Ю.З.Гильбуха.
2) методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
3) методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной.
Полученные данные были статистически обработаны методом математического сравнения, методом выявления различий по угловому преобразованию Фишера для непараметрической выборки, корреляционным анализом, устанавливающим статистически достоверную связь между показателями, с применением программы Microsoft Excel for Windows.
Цель данной методики – определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков