Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

     Девочки – подростки, наоборот, демонстрируют  нежелание приспосабливаться к  конфликту, им сложно переносить сложную  эмоциональную ситуацию долгий период времени, и они стараются найти более активный способ разрешить возникшие противоречия – берут ситуацию под свой контроль и сами изменяют условия конфликтной ситуации.

     Также достоверные различия в способах разрешения конфликтной ситуации были получены и в способе «компромисс» (1,61 при кр.зн. 1,61 при α=0,05 по методу углового преобразования Фишера). Девушки статистически достоверно чаще, чем молодые люди, склонны идти на уступки своему партнеру при условии, что тот, со своей стороны, также  идет навстречу девочке – подростку. Эти результаты перекликаются с результатами, полученные по тесту Т.Лири и Л.Михельсону. Девочки легче, чем мальчики понимают эмоциональное состояние партнера, больше, чем мальчики, дружелюбны, более склонны предлагать и оказывать поддержку своим собеседникам.

     Также достоверные различия были нами выявлены между мужской и женской выборкой по способу «уклонение» (2,26 при кр.зн. 2,01 при α=0,01 по методу углового преобразования Фишера). Мальчики – подростки достовернее меньше прибегают к уклонению в конфликтной ситуации. То есть, если молодой человек втянулся в конфликтную ситуацию, он начинает изо всех сил отстаивать свою позицию, если необходимо он может применить даже физическую агрессию, но не будет уклоняться. Мы предполагаем, что данные результаты говорят как раз о том, что молодой человек, таким образом, оттачивает свою мужскую гендерную позицию, поскольку в нашем обществе социальной нормой считается мужчина, который может постоять за себя, который не боится опасностей и прочие стереотипы.

     Девочки наоборот, вступив в конфликт и поняв, что он серьезен, стараются уклониться от него, закрыть на него глаза и представить, что его как будто не существует. Возможно, подобное поведение тоже связано с формированием своей гендерной позиции: женский стереотип нашего общества обычно отражается в женской мягкости, уступчивости, умением найти компромисс и т.д.

     Остальные способы реагирования в конфликтной  ситуации достоверно не отличаются у  мужской и женской выборки.

     И молодым людям, и девушкам практически  одинаково свойственно в конфликтной ситуации вступать в конкуренцию. Вероятно, это свойственно подростковому возрасту, т.к. в подобном поведении заключается стремление показать себя (часто проявляется демонстративность), защитить свои еще нечетко сформулированные убеждения и позиции, защитить свое «Я» от посягательств из внешнего мира и т.д.

     Также и мальчикам – подросткам, и  девочкам – подросткам свойственно  в конфликтной ситуации искать те варианты выхода из конфликта, которые  приводят к взаимному сотрудничеству. И молодые люди, и девушки в подростковом возрасте стремятся к общению, соответственно, и ссоры, и конфликты чаще у них происходят в кругу друзей или приятелей. В этом случае, если не искать совместный выход из создавшейся ситуации, подросток рискует остаться в одиночестве, что в подростковом возрасте крайне неприятно (если учитывать особенность ведущей деятельности). Именно поэтому, на наш взгляд, подростки вне зависимости от половой принадлежности учатся сотрудничать со своими партнерами по общению.

     Таким образом, подростки – мальчики достоверно чаще, чем девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки достоверно чаще находят выход из конфликта в виде компромисса и уклонения от конфликтной ситуации.

     В целом полученные результаты дают возможность утверждать, что гендерные различия в общении подростков существуют. Особо следует упомянуть перспективы исследования причинности таких различий. В гендерной психологии как разделе дифференциальной психологии, давно стоит вопрос о соотношении социального и биологического в изучении поведения человека как существа двуполого. И изучение этого вопроса на основе данных полученных в результате исследований человека в период, когда основная часть психологической, социальной и биологической половой самоидентификации зарождается, является знаковым для психологии различий в целом и гендерной психологии в частности. 

     Вывод по второй главе

     В результате проведенного эмпирического  исследования нами был выявлен ряд  гендерных сходств и различий в процессе межличностного общения подростков.

     В процессе обработки информации было установлено, что молодые люди мужского пола, находящиеся в подростковом возрасте, склонны чаще агрессивно реагировать на провокационные ситуации, причем в общении склонны чаще проявлять доминантный стиль и при взаимодействии стараются занять лидирующее положение. В конфликтной ситуации они склонны приспосабливаться к существующим условиям, но если ситуация достаточно серьезна или опасна стараются принять удар на себя и не склонны от него уклоняться.

     Девушки чаще демонстрируют компетентный способ реагирования в общении, они более зрело, чем молодые люди мужского пола, реагируют на фрустрирующие ситуации. В процессе межличностного взаимодействия девочки чаще проявляют застенчивый тип реагирования, они более стеснительные, чем мальчики, а также более склонны к сотрудничеству, т.е. чаще пытаются понять позицию партнера по общению и найти компромиссное решение. В конфликтной ситуации девушки склонны уклоняться от открытой ссоры, стараются сгладить неприятную ситуацию, найти какое-нибудь приемлемое для обеих сторон решение, избегая стратегии приспособления к трудным конфликтным обстоятельствам.

 

       Заключение

     В настоящей дипломной работе мы рассмотрели  теоретические литературные источники  по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. В работе были рассмотрены характерные особенности подросткового возраста, были проанализированы характерные черты общения подростков, изучена их социализация. Отдельно были проанализированы теоретические работы по проблеме гендерных различий в коммуникативной сфере подростков.

     В результате проведенного эмпирического  исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностного общения подростков. Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование по выявлению гендерных особенностей межличностного общения подростков, в результате которого нами были получены следующие основные результаты:

     Было  установлено, что молодые люди при общении проявляют больше, чем девочки, агрессивный способ общения, а девушки – более компетентный.

     В процессе эмпирического исследования было определено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сочувствие со стороны партнера.

     Мальчики  – подростки легче, чем девочки  – подростки, могут ответить отказом  на чью-либо просьбу. А также было выявлено, что все подростки, вне  зависимости от гендерной роли, пока не научились должным образом принимать в свой адрес комплименты и адекватно реагировать на критику (особенно на несправедливую).

     Также нами было установлено, что молодые  люди склонны взаимодействовать  больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.

     Далее нами было выявлено, что подростки  – мальчики достоверно чаще, чем  девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки же достоверно чаше находят выход из конфликта в виде компромисса и уклонения от конфликтной ситуации.

     Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу, что существуют гендерные различия в межличностном общении подростков, обусловленные не столько физиологическими отличиями представителей одного пола от другого, сколько особенностями их социализации и реализацией разных социальных ролей.

     Результаты  данного эмпирического исследования могут применять в индивидуализации воспитательного процесса с учетом гендерных особенностей старших школьников, учащихся средне специальных заведений, области консультативной психологии, в рекламной отрасли и т.д. 
 
 
 

     Заключение 

     Так как в подростковом возрасте общение  выдвигается на первое место, оно  играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как,  от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

    Сверстники  – значительная фигура в жизни  подростка. Изменение внутренней позиции  приводит к тому, что подростку  уже недостаточно быть просто хорошим  учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.

 
 
 

Список  литературы

Однотомные  издания

  1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения мужчин и женщин //  Вопросы психологии, 1991. №4., С 74.
  2. Байярд Р.Т. Байярд Д.Т. "Ваш беспокойный подросток". Практическое руководство для отчаявшихся родителей- М.Просвещение,1991
  3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В.Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
  5. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983
  6. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968
  7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – 287 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С.172
  9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967
  10. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Социальная педагогика как научная дисциплина и учебный предмет. // Педагогика, 2000. №8. – с. 100–1002.
  11. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  12. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", -М.Просвещение, 1990
  13. Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1997
  14. Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. "Основы конструктивного общения. "Методическое пособие для преподавателей" -Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство 1997
  15. Добрович А.Б.  "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", М. Просвещение ,1967
  16. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997
  17. Игры, обучение, тренинг, досуг/ под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах - М. Новая школа, 1994
  18. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-
  19. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -М., 1991.
  20. Казнова Г.В. "Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков " Вопросы психологии. 1983, №3, стр. 40-45
  21. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.Просвещение,1994
  22. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С.Клецина // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С. 61-79.
  23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996
  24. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Мн.: БГУ, 1976. – 352 с.
  25. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.
  26. Кон И.С. "Психология ранней юности" - М. Просвещеиие,1980
  27. Кон И.С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980
  28. Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение - М. "КСП", Институт психологии РАН, 1997
  29. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н.Куницына,   Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  30. Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996. - С.79.
  31. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978
  32. Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985
  33. Мадорский Л.Р., Зак А.3. "Глазами подростков", Книга для учителя М. Просвещение,1991
  34. Мир детства, Подросток - М, 1982
  35. Миславский Ю. А. "Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте" - М., Педагогика, 1991
  36. Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", М. Педагогика, 1984
  37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
  38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
  39. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  40. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – 258 с.
  41. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – Л., 1965. – 346 с.
  42. Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей общения", М. 1987
  43. Психологические аспекты. - Л., 1988.
  44. Психология современного подростка/ под редакцией Д.И.Фельд-штейна - М. Педагогика, 1987
  45. Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией Дубровиной И.В., М. Международная педагогическая академия, 1995
  46. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. / Под общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2000. – С.312
  47. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.175
  48. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа,1995
  49. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учебник для вузов / Н.И.Семечкин. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.
  50. Словарь по социальной педагогике. / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
  51. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире" - М. Просвещение, 1991
  52. Степанов В. Г. "Психология трудных школьников" – М. "Академия", 1997
  53. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия— М.: Эксмо, 2005. — 672 с.
  54. Столяренко Л.Д. "Основы психологии". Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 1997
  55. Учителям и родителям о психологии подростка/ под редакцией Араканова Т.Г. - М. Высшая школа, 1990
  56. Фельдштейн Д.И. "Психологические аспекты изучения современного подростка." Вопросы психологии,1985, №1
  57. Фельдштейн Д.И. "Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка", Вопросы психологии, 1980, №4
  58. Фирсов М.В., Студенова В.Г. Теоретические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
  59. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/под редакцией Дубровиной И.В., М. Педагогика,1987
  60. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. "Психологический справочник учителя" М. Просвещение, 1991
  61. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
  62. Ценципер А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970. – 250 с.
  63. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. "Психология саморазвития" М. Интерпракс, 1995
  64. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
  65. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
  66. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.
  67. Швалева Н.В. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития. // Социально – психологические проблемы управления коллективами. – М., 1974. – 280 с.
  68. Шуман С.Г. Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика, 2001. №9. – с. 46–51
  69. Эльконин Д.Б. "К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте ". Вопросы психологии, 1971, №4
  70. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М. 000 Издательство АСТ. 1997.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков