Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография
Девочки – подростки, наоборот, демонстрируют нежелание приспосабливаться к конфликту, им сложно переносить сложную эмоциональную ситуацию долгий период времени, и они стараются найти более активный способ разрешить возникшие противоречия – берут ситуацию под свой контроль и сами изменяют условия конфликтной ситуации.
Также достоверные различия в способах разрешения конфликтной ситуации были получены и в способе «компромисс» (1,61 при кр.зн. 1,61 при α=0,05 по методу углового преобразования Фишера). Девушки статистически достоверно чаще, чем молодые люди, склонны идти на уступки своему партнеру при условии, что тот, со своей стороны, также идет навстречу девочке – подростку. Эти результаты перекликаются с результатами, полученные по тесту Т.Лири и Л.Михельсону. Девочки легче, чем мальчики понимают эмоциональное состояние партнера, больше, чем мальчики, дружелюбны, более склонны предлагать и оказывать поддержку своим собеседникам.
Также
достоверные различия были нами выявлены
между мужской и женской
Девочки наоборот, вступив в конфликт и поняв, что он серьезен, стараются уклониться от него, закрыть на него глаза и представить, что его как будто не существует. Возможно, подобное поведение тоже связано с формированием своей гендерной позиции: женский стереотип нашего общества обычно отражается в женской мягкости, уступчивости, умением найти компромисс и т.д.
Остальные способы реагирования в конфликтной ситуации достоверно не отличаются у мужской и женской выборки.
И молодым людям, и девушкам практически одинаково свойственно в конфликтной ситуации вступать в конкуренцию. Вероятно, это свойственно подростковому возрасту, т.к. в подобном поведении заключается стремление показать себя (часто проявляется демонстративность), защитить свои еще нечетко сформулированные убеждения и позиции, защитить свое «Я» от посягательств из внешнего мира и т.д.
Также и мальчикам – подросткам, и девочкам – подросткам свойственно в конфликтной ситуации искать те варианты выхода из конфликта, которые приводят к взаимному сотрудничеству. И молодые люди, и девушки в подростковом возрасте стремятся к общению, соответственно, и ссоры, и конфликты чаще у них происходят в кругу друзей или приятелей. В этом случае, если не искать совместный выход из создавшейся ситуации, подросток рискует остаться в одиночестве, что в подростковом возрасте крайне неприятно (если учитывать особенность ведущей деятельности). Именно поэтому, на наш взгляд, подростки вне зависимости от половой принадлежности учатся сотрудничать со своими партнерами по общению.
Таким образом, подростки – мальчики достоверно чаще, чем девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки достоверно чаще находят выход из конфликта в виде компромисса и уклонения от конфликтной ситуации.
В
целом полученные результаты дают возможность
утверждать, что гендерные различия в
общении подростков существуют. Особо
следует упомянуть перспективы исследования
причинности таких различий. В гендерной
психологии как разделе дифференциальной
психологии, давно стоит вопрос о соотношении
социального и биологического в изучении
поведения человека как существа двуполого.
И изучение этого вопроса на основе данных
полученных в результате исследований
человека в период, когда основная часть
психологической, социальной и биологической
половой самоидентификации зарождается,
является знаковым для психологии различий
в целом и гендерной психологии в частности.
Вывод по второй главе
В результате проведенного эмпирического исследования нами был выявлен ряд гендерных сходств и различий в процессе межличностного общения подростков.
В процессе обработки информации было установлено, что молодые люди мужского пола, находящиеся в подростковом возрасте, склонны чаще агрессивно реагировать на провокационные ситуации, причем в общении склонны чаще проявлять доминантный стиль и при взаимодействии стараются занять лидирующее положение. В конфликтной ситуации они склонны приспосабливаться к существующим условиям, но если ситуация достаточно серьезна или опасна стараются принять удар на себя и не склонны от него уклоняться.
Девушки чаще демонстрируют компетентный способ реагирования в общении, они более зрело, чем молодые люди мужского пола, реагируют на фрустрирующие ситуации. В процессе межличностного взаимодействия девочки чаще проявляют застенчивый тип реагирования, они более стеснительные, чем мальчики, а также более склонны к сотрудничеству, т.е. чаще пытаются понять позицию партнера по общению и найти компромиссное решение. В конфликтной ситуации девушки склонны уклоняться от открытой ссоры, стараются сгладить неприятную ситуацию, найти какое-нибудь приемлемое для обеих сторон решение, избегая стратегии приспособления к трудным конфликтным обстоятельствам.
В настоящей дипломной работе мы рассмотрели теоретические литературные источники по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. В работе были рассмотрены характерные особенности подросткового возраста, были проанализированы характерные черты общения подростков, изучена их социализация. Отдельно были проанализированы теоретические работы по проблеме гендерных различий в коммуникативной сфере подростков.
В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностного общения подростков. Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование по выявлению гендерных особенностей межличностного общения подростков, в результате которого нами были получены следующие основные результаты:
Было установлено, что молодые люди при общении проявляют больше, чем девочки, агрессивный способ общения, а девушки – более компетентный.
В процессе эмпирического исследования было определено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сочувствие со стороны партнера.
Мальчики – подростки легче, чем девочки – подростки, могут ответить отказом на чью-либо просьбу. А также было выявлено, что все подростки, вне зависимости от гендерной роли, пока не научились должным образом принимать в свой адрес комплименты и адекватно реагировать на критику (особенно на несправедливую).
Также нами было установлено, что молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.
Далее нами было выявлено, что подростки – мальчики достоверно чаще, чем девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки же достоверно чаше находят выход из конфликта в виде компромисса и уклонения от конфликтной ситуации.
Таким
образом, мы подтвердили нашу гипотезу,
что существуют гендерные различия
в межличностном общении
Результаты
данного эмпирического
Заключение
Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
Сверстники – значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.
Список литературы
Однотомные издания
Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков