Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

      Отличительная черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более  высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. По мнению Л.С. Выгодского формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. ([23,26])

      Всматриваясь  в самого себя, подросток как бы открывает для себя свое “Я”, стремится  к познанию сильных и слабых сторон своей личности. Возникший  интерес к себе, к качествам собственной личности, сопровождается желанием сопоставления себя с другими людьми. Появляется потребность в самооценке. Критерии самооценки приобретаются  в ходе особой деятельности – самопознания. По мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной ([60]), основной формой самопознания подростков является сравнивание себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

      Самооценка  подростка  формируется в ходе общения и взаимодействия с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. В свою очередь самооценка регулирует поведение подростка в обществе. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Можно сделать вывод, что на развитие самооценки подростка огромное влияние имеют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом ([32, 33, 42, 44]).

      Как правило, общественная оценка классного  коллектива значит для подростка  больше, чем мнение учителей или  родителей, и он обычно очень чутко  реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

      В этом возрасте создаются неплохие условия  для формирования организаторских  способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

      Заслуженный педагог, кандидат педагогических наук В.А. Сухомлинский выделяет главные  личностные черты, подростка ([51]):

    1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.

    2. Подросток хочет быть хорошим,  стремиться к идеалу, но он  не любит, когда его прямолинейно  воспитывают.

    3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

    4. У подростка выражено противоречие  между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

    5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

      Прилив  физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста ([38]). 

1.2. Особенности общения  подростков. 

      Одной из важнейших особенностей формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в  формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. ([5, 15, 16, 20, 31, 36, 56])

      Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности,

      в-третьих, результат специальной задаваемой деятельности ([20]).

      В качестве основного определения  используется следующее: общение –  это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений ([20]).

      Развитие  взаимоотношений выступает в  качестве ведущей деятельности в  младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. В разные периоды развития личности она имеет свои особенности. В младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение ([31]), в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми ([63]), в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом (63, 69, 9, 31]).

      Все исследователи психологии подросткового  возраста выделяют огромное значение общения со сверстниками, поэтому  одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению ([36]).

      Мудрик  А.В. отмечает, что потребность в  общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается ([36]).  Поведение подростков, по мнению Мудрика А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым ([36]). Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

      Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

      Во-вторых, это специфический вид отношений, в процессе которых, вырабатывают необходимые  навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

      В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Формирование таких чувств как солидарность, товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка, создание групповой принадлежности, даёт подростку осознание благополучия и устойчивости. ([36])

      Отношения с товарищами занимают центральное  место в жизни, подростка во многом определяя все остальные стороны  его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что у подростков привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. ([6]) К началу подросткового возраста дети имеют разный опыт общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничено школой. Со временем общение с друзьями и товарищами всё больше выходит за границы школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную, обособленную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение со сверстниками становится для подростка настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

      На  первый взгляд может показаться что, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. ([23]) Но следует заметить, что различие в общительности между полами не столько количественные, сколько качественные. Силовые игры и дружеская возня приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем индивидуальная симпатия к другим участникам игры.

      Общение девочек выглядит менее активным, но имеет более дружественный  и избирательный характер. Психологические исследования показывают, что мальчики сначала вступают в контакт друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают во взаимоотношения главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

      Можно заметить, что с раннего возраста мальчики тяготеют к экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое ([35]).

      Социометрическое  лонгитюдное исследование (Д. Эдер и  М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более  закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.

      Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка, находящегося в коллективе сверстников, важно не только присутствовать в группе, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых важно занять в группе позицию лидера, для других - стремление быть признанным, любимым товарищем, для третьих – стать непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Но каково бы и было стремление, в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков ([32]).

      Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, огромное желание во что бы то ни стало быть таким же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками ([34]).

      Согласно  Д.И. Фельдштейну можно выделить три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную ([57]).

      Интимно-личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения является соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение может возникать в условиях общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией ([60]). Дружба и любовь являются высшими формами интимно-личностного общения

      Стихийно-групповое  общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если общественно-полезная деятельность подростков не организована ([20]). В большинстве случаев такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают такие качества как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

      Социально-ориентированное  общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение ориентировано на общественные потребности людей и является фактором, который способствует развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.([42]).

      Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном ([44]), показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

      Из  материалов проведённой опытно-экспериментальной  работы следует, что общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую  форму при отсутствии развёрнутой организованной общественно-полезной деятельности. Незадействованность подростков в системе общественно-полезных дел, вследствие чего, невозможность удовлетворить потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения ([44]).

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков