Гендерные особенности межличностного общения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
3. Разработать программу исследования.
4. Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Подростковый возраст, его особенности
1.2. Особенности общения подростков
1.3. Межличностные проблемы в среде подростков
1.4. Социализация мальчиков и девочек (гендерная социализация подростков)
1.4.1. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков
1.4.2 Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

     Данный  тест представляет собой разновидность  теста достижений, то есть, построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

     Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

     - ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;

     - ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания;

     - ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой;

     - ситуации беседы;

     - ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого;

     Выделяются  следующие блоки умений:

     1. Умение оказывать и принимать  знаки внимания (комплименты) от  сверстника.

     2. Реагирование на справедливую  критику.

     3. Реагирование на несправедливую  критику.

     4. Реагирование на задевающее, провоцирующее  поведение со стороны собеседника.

     5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

     6. Умение ответить отказом на  чужую просьбу, сказать "нет".

     7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

     8. Умение самому принимать сочувствие  и поддержку со стороны сверстников.

     9. Умение вступить в контакт  с другим человеком, контактность.

     10. Реагирование на попытку вступить  с тобой в контакт

     В результате тестирования, по итогам анализа  результатов делается вывод о  зависимости, компетентности, агрессивности  подростка в общении.

2.2.2. Методика диагностики  межличностных отношений Т.Лири

     Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г., была выбрана потому, что предназначена для исследования типа общения, а также для представлений субъекта о себе и идеальном «Я», для выявления его личностных характеристик, а также для изучения взаимоотношений в малых группах.[70]

     При исследовании межличностных отношений  наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и  дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлз, поведение члена группы оцениваются по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование – подчинение, дружелюбность – не дружелюбность, эмоциональность – аналитичность.

     Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге  по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям: авторитетность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, дружелюбие и альтруистичность. Для еще более тонкого описания круг делят на 14 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

     Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная и горизонтальная оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

     Опросник  содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов  отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику.

     Методический  прием позволяет изучать проблему психологической совместимости  и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

2.2.3. Методика предрасположенности  личности к конфликтному  поведению К.Томаса  в адаптации Н.В.Гришиной

 

     Данный  опросник позволяет выявить, насколько  опрашиваемый склонен к определенному  типу поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет 5 способов разрешения конфликта [17]:

     1) соперничество или конкуренция - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Отличается от конфронтации тем, что соревнования осуществляются в рамках определенных правил, где выиграть еще не значит победить;

     2) сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

     3) стремится к компромиссам – соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта снимающего возникшее противоречие;

     4) избегание конфликтов - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие стремления к достижению собственных целей;

     5) приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

     Также данный опросник оценивает степень  адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

     По  каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с  ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения опрашиваемого в ситуации конфликта, тенденция его взаимоотношений в сложных условиях.

2.3. Анализ и интерпретация  результатов исследования  гендерных особенностей  межличностного общения подростков

2.3.1. Анализ и интерпретация  результатов исследования  коммуникативных  умений Л.Михельсона

     Первоначально мы провели диагностику коммуникативных  умений подростков по тесту Л.Михельсона.[64]

     По  результатам проведенного нами исследования было установлено, что способ общения у молодых людей и у девушек подросткового возраста частично различаются (см. диаграмму 1, диаграмму 2, диаграмму 3, таблицу 1).

     Мы  полагаем, что логичнее сначала будет  изложить полученные результаты исследования способов общения мальчиков-подростков, потом девочек-подростков, а затем сравнить обе выборки. После этого мы изложим гендерные сходства и различия по блокам умений подростков.

     Основные  способы общения  мальчиков - подростков

     Итак, проанализируем результаты исследования по мужской выборке – см. диаграмму 1.

     

     Диаграмма 1. Способ общения мальчиков –  подростков

     На  диаграмме наглядно видно, что молодые  люди, находящиеся в пубертатном  периоде развития, выше среднего проявляют  уровень зависимого поведения (см. диаграмму 1). То есть мальчик – подросток склонен во время общения со сверстником или со взрослым, которого он уважает, проявлять зависимое, конформное поведение. Причем по результатам исследования нельзя установить, поведение, демонстрируемое мальчиками – подростками, является внешне конформным поведением или внутри конформным поведением. То есть, вступая в межличностные отношения подросток действительно изменяет свои намерения, мотивы желания под влиянием какого-либо авторитета или значимого человека, или же подросток делает это внешне, чтобы не выделяться из толпы, чтобы «быть как все», что в соответствует теоретическим данным поученным многочисленными исследованиями подросткового возраста.[48]

     В процессе эмпирического исследования нами было установлено, что мальчики, находящиеся на пубертатном этапе развития в онтогенезе, проявляют среднюю степень компетентного способа общения (см. диаграмму 1). Полученные результаты исследования свидетельствуют, что молодые люди достаточно хорошо социализированы, т.е. они знают азы общения и ситуации, в которых просто необходимо демонстрировать социальное поведение. Но в тоже время мы наблюдаем, что мальчики – подростки не всегда успешно справляются с правилами приличия в общении: они могут промолчать на прямо заданный вопрос, ответить язвительно или довольно резко без фрустрирующей ситуации и т.д. По нашему мнению, это говорит о том, что мальчики – подростки пока не могут в общении освободиться от ощущения, что их нарочно задевают, что их «проверяют» по каким-то причинам, и они защищают себя, свое «Я» таким образом, что в тесте отражается как средний уровень компетентности в общении.

     Так же, как наглядно можно увидеть  на диаграмме 1, мальчики в процессе общения проявляют достаточно высокий  уровень агрессивности по шкале  «способ поведения». Мы полагаем, что такие результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, свидетельствуют, что мальчики – подростки, демонстрируя агрессивное поведение, удовлетворяют именно таким способом потребность казаться более смелым, раскованным, «крутым» в глазах своих сверстников. Это, по нашему мнению, связано с ведущей деятельностью подростка – общение с ровесниками. Мальчики пубертатного возраста, как показывают результаты исследования, могут настоять на своем при разговоре, могут достаточно бесцеремонно перебить собеседника и рассказывать о своем, о своих планах или увлечениях. Нам кажется, что в первую очередь такое поведение связано с желанием самоутвердиться, повысить свой социальный ранг в глазах сверстника и защитить свое «Я» от реальных или мнимых нападок со стороны партнера по общению.

     Основные  способы общения  девочек - подростков

     Итак, проанализируем результаты исследования по женской выборке. У девочек, находящихся  в подростковом возрасте, картина  общения несколько иная (см. диаграмму 2).

     

     Диаграмма 2. Способ общения девочек – подростков.

     Девочки при общении проявляют достаточно средний уровень зависимого по способу поведения. То есть девушки, ведя беседу, учитывают мнение собеседника, его интересы (например, нередко девочка может уступить в споре, если это сделает партнера счастливым), но девочки – подростки в то же самое время не забывают и о себе. Они точно знают, что хотят получить от собеседника, чувствуют его, чувствуют себя и выносят заключение, будут они уступать партнеру или нет. Девочки не стремятся показать себя неотразимыми собеседниками, поэтому у них нет сильного напряжения по этому поводу, и соответственно, они свободны в своем выборе.

     Однако, как и следовало ожидать, результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют, что девочки – подростки имеют достаточно высокий уровень компетентности по шкале способа общения. Девушки, как продемонстрировали результаты исследования, достаточно хорошо социализированы, они имеют представление о социальных нормах, которые умеют использовать в межличностном общении. Девушки, попадая в ситуацию, когда у них спрашивают что-либо, всегда достаточно охотно объясняют, разъясняют и рассказывают. Даже при явной фрустрации девушки адекватно реагируют на критику и изменяют свое поведение в зависимости от создавшейся ситуации.

     Также в процессе обработки информации нами было установлено, что девочки-подростки  демонстрируют агрессивный способ поведения в средней степени (см. диаграмму 2). Результаты исследования свидетельствуют, что девочки проявляют раздражение или злость при общении и демонстрируют ее партнеру только в крайнем случае – когда они подверглись жесткой фрустрации, например, несправедливому обвинению. В других ситуациях, девушки стараются вести общение адекватно, соответствуя окружающей обстановке.

     Сравнительный гендерный анализ способов общения  и блоков умений у  подростков

     Далее мы решили сравнить и статистически  определить существуют ли достоверные  гендерные отличия в общении  подростков. Для этого мы использовали статистический метод углового преобразования Фишера для непараметрической выборки. В результате нами были получены следующие данные – см. таблицу 1.

Информация о работе Гендерные особенности межличностного общения подростков