Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений

Содержание

введение
Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
1.1 Воображение: определение, виды, функции
1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности
1.3. Особенности развития воображения у младших школьников с нарушением слуха
Глава 2. исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых
2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха
глава 3. Формирование и развитие воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий
заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.doc

— 425.00 Кб (Скачать)


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Вводное занятие.

 

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.

На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, -  плетение из бересты (художественная обработка бересты).

Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик  и народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.

Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый  пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря).

Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).

Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.

На ярмарках и народных праздниках, постоянно  проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое  другое.

Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом изделий и об участии в выставке в заключении года.

 

Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма
«Роль и место бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».

 

Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды), диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно отснять частьматериала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки , погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .

Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.

Покос

- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»

- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»

Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом изних, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестянойкузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во времясенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел своюнеповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика - карбаса.Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тутобращались к берестяной посуде - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин исучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно

нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко.

Посев

В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

Лес

При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек.После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

Рыбалка

Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.

Строительство

Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги.

Хозяйство

- Оплетали треснувшую глиняную посуду

- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей)

- Веретеница для ниток и веретён

- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

- Кипятили воду в посудине из пласта бересты

- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.

 

31

 



Информация о работе Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности