Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений

Содержание

введение
Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
1.1 Воображение: определение, виды, функции
1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности
1.3. Особенности развития воображения у младших школьников с нарушением слуха
Глава 2. исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых
2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха
глава 3. Формирование и развитие воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий
заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы и т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.

Становление воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. В условиях слуховой депривации все эти психические процессы и функции отличаются качественным и количественным своеобразием [8, с. 13].

Исследования К.И. Вересотской, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Рязановой и др. выявили тесную взаимосвязь воображения и восприятия. Данные восприятия составляют структурные компоненты воображения, и в то же время воображение восполняет и преобразует восприятие. Нарушение деятельности слухового анализатора, создавая определенные трудности  в приобретении представлений об окружающем, приводит к обеднению сенсорного опыта, что отрицательно сказывается на развитии воображения [11, с. 213].

Материалы исследований проблемы взаимосвязи воображения и памяти свидетельствуют, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования, а заканчивается сознательной репродукцией и творческим воображением . Постоянно развиваясь, эти процессы находятся в тесной взаимосвязи. Следовательно, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Вторичные отклонения, предопределенные нарушением слуха, обусловливают своеобразие памяти детей со слуховой депривацией, а это в свою очередь негативно сказывается на формировании структурных компонентов воображения.

В ряде публикаций отмечается наличие тесной связи процессов воображения и мышления, которые выступают как неразрывные составные единого творческого акта, как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. С одной стороны, воображение стимулируется и направляется мыслью, а с другой – образы воображения дают начало новой мысли. Взаимодействие мышления и воображения – залог активности, реалистичности, действенности воображения ребенка. Детям со слуховой депривацией характерно отставание в развитии всех форм мышления по сравнению со своими слышащими сверстниками.  Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением слуха негативно сказываются ни функционировании всех видов воображения, формировании его операциональных компонентов.

Большое значение для развития воображения имеет речь. Благодаря вербальному знаку происходит объективация образов воображения в сознании ребенка. С помощью слова ребенок начинает овладевать своим воображением, направлять его на решение поставленной задачи. С речью связаны процессы целеобразования, компонентом которого является воображение. Слово в функции обозначения и обобщения выступает в качестве средства воображения ребенка (слово-образ, слово-описание образного представления, слово-обобщенное представление). Положение Л.С. Выготского о том, что у детей с задержками речевого развития отстает и развитие воображения, подтвердили исследования Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурии, В.П. Глухова, В.Н. Касаткина и др. Отсутствие или значительное отставание в овладении речью у детей с нарушением слуха отрицательно сказывается на воссоздании образов по словесному описанию, графическому изображению и на генерации совершенно новых образов.

Л.С. Выготский, В. Вундт, Р. Гриффитц, Т. Рибо, З. Фрейд и др. отметили, что между воображением и эмоциями существует глубокая связь в форме взаимодействия. Эмоции динамизируют процесс воображения, направляют его по определенному пути, являются внутренним механизмом регуляции воображения. Различные формы связи воображения и эмоций выполняют разноуровневые регуляторные функции (саморегуляция на уровне защитных механизмов, моральная саморегуляция). Взаимодействие воображения и эмоций в формах сложной эмоционально-познавательной деятельности, аффективного воображения, эмоциональной идентификации проявляется в ситуациях противоречия складывающегося у ребенка образа «Я». Эти формы включаются в механизм построения системы «Я». В то же время, исследователи отметили ограниченность эмоциональных переживаний детей с нарушением слуха, трудности в формировании у них чувства сопереживания, что, несомненно, сказывается на эмоциональной насыщенности образов воображения [20, с. 58]. 

В исследованиях О.В.Боровика подчеркивается, что воображение направляется и определяется потребностями и желаниями человека. Воображение создает образы желаемого будущего в форме мечты и других идеальных представлений, выступает в роли стимула к действию, в значительной степени определяет развитие личности в целом. Воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъекта и участвует в разных видах его деятельности.

Таким образом, на основе анализа работ по проблеме исследования можно сделать вывод, что воображение как особая форма человеческой психики выступает способностью представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Воображение тесно связано со всеми психическими процессами и функциями. Оно строится на их материале и влияет на них, т.е. имеет место взаимосвязанное воздействие.

 

1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности

 

Формированию и развитию воображения благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания, но среди них есть дети с очень бледными , слабыми представлениями , не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать с ими в процессе обучения .

У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний  и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности [20, с. 91].

Однако образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих , иногда случайных ассоциаций . Эти образы нуждаются в опоре на восприятие .

Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы , просмотр картин , слушание музыки , восприятие природы и т . д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими .

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко II— III классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к III классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге) [8, с. 228].

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей следующих умений и навыков:

- во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие;

- во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия).

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения [5, с. 148].

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения.

Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то. Существует в действительности. Но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет.

Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности - ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение в процессе учебной деятельности, с одной стороны, способствует обучению младших школьников, с другой – учебно-образовательный процесс выступает средой для активного развития воображения в результате знакомства с широким кругом предметов и явлений окружающего мира.


1.3. Особенности развития воображения у младших
школьников с нарушением слуха

 

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.

Психическое развитие детей с нарушением слуха, как отмечает М.И. Никитина, различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте.

Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо [6, с. 102].

На современном этапе развития психологической науки выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

В рамках данной работы мы остановимся подробнее на психическом развитии второй группы детей – слабослышащих дошкольников.

Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети в двух случаях:

Информация о работе Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности