Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений

Содержание

введение
Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
1.1 Воображение: определение, виды, функции
1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности
1.3. Особенности развития воображения у младших школьников с нарушением слуха
Глава 2. исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых
2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха
глава 3. Формирование и развитие воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий
заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

   если ребенок начинает слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени)

   если ребенок слышит звуки только громкостью от 50 — 70 дБ и больше (тугоухость второй степени) [7, с. 114].

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.

В целом, недостатки слуха у ребенка, как показали результаты экспериментальных исследований, приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается [15, с. 125].

Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей [11, с. 46].

Слабослышащие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия внимания, анализа условий деятельности, оцен­ки проблемной ситуации, преодоления возникающих препятствий. Они эмоционально и адекватно реагируют на характер выполняемых заданий и достигаемый при этом успех или неудачу, стремятся к правильному решению поставленной перед ними задачи. По уровню развития наглядно-действенного мышления глухие дети 6—7 лет соответствуют нормально развивающимся слышащим сверстникам. Такое же соответствие наблюдается в уровне развития образно-зрительной и двигательной памяти на места рас­положения предметов в пространстве.

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей. Затруднения возникают при овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений. В специальных психологических исследованиях отмечаются слабость оценки и самооценки, большая зависимость от мнения других людей (Н. Г. Морозова, Б.Д. Корсунская, Е.И. Исенина, В. Петшакидр.).

Воображение, как и другие психические процессы, у детей с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и наличием патологии. У таких детей воображение выполняет дополнительную компенсаторную функцию: обогащает их опыт, расширяет общий кругозор, границы познаваемого мира и т.д.

Г.Л. Выгодская выявила своеобразие процессов воображения у неслышащих дошкольников в связи с изучением их игровой деятельности. Исследование А.Ф. Понгильской продемонстрировало, то что у неслышащих учащихся при чтении рассказа формируются образы всегда соответствующие описанию в связи с тем, что часто ученики со слуховой депривацией не понимают смысла прочитанного текста.

Результаты исследования М.Ю. Рау свидетельствуют о том, что у школьников с нарушением слуха чаще, чем у слышащих сверстников возникают трудности не только в понимании сказки, но и в нахождении наиболее удачных изобразительных решений на основе воображения.

М.М. Нудельман выявил ряд особенностей воссоздающего и творческого воображения неслышащих школьников в процессе иллюстрирования рассказа, творческой реконструкции басни, творческого описания картин. Выполняя иллюстрации и к рассказу учащиеся с нарушением слуза испытывали значительные трудности в пространственном расположении объектов, часто допускали ошибки в окраске предметов описанной обстановки, вносили в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта. В процессе творческой реконструкции басни у школьников со слуховой депривацией наблюдались сложности в оперировании представлениями. Дети не всегда задумывались над тем, соответствует ли выбранные ими действующие лица персонажам басни, при замене действующих лиц оставляли без изменения ситуацию, в которой разворачивалось описываемое событие и т.д.  При выявлении возможностей неслышащих детей действовать в воображаемой ситуации М.М. Нудельман обнаружил, что учащиеся в большинстве случаев ограничиваются описанием непосредственно воспринятого на картине и характеризуют события только данного момента, а кроме того, не включают слуховые впечатления в описание.

Е.Е. Речицкая и Е.А. Сошина изучали творческое воображение неслышащих первоклассников и третьеклассников и сделали вывод об отставании детей с нарушением слуха от слышащих сверстников в накоплении чувственного опыта, в формировании комбинаторных навыков, в сформированности пространственного воображения.

В исследовании А.В. Киселевой слабослышащим, глухим, нормально развивающимся младшим школьникам и семиклассникам предлагались задания воссоздающего характера: чтение текста с последующим отображением прочитанного, рисование на тему «Зимний лес». При анализе процесса и продуктов деятельности учитывались целенаправленность, продуктивность, плодотворность воображения, эмоциональная насыщенность его образов. Учащиеся с нарушением слуха всех классов по сравнению со слышащими сверстниками продемонстрировали отставание практически по всем указанным показателям. По мнению А.В. Киселевой, это связано с ограниченностью лексикона глухих и слабослышащих детей, их неумением выделять главное, всесторонне анализировать, фиксировать все существенные характеристики объектов и др. [10, с. 51].

Все исследователи отметили повышение уровня развития воссоздающего воображения учащихся с нарушением слуха на протяжении обучения в школе [7; 8; 9; 10]. Тем не менее, чаще всего глухие и слабослышащие дети не достигают высокой результативности при выполнении заданий воссоздающего характера на уровне слышащих сверстников.

Вероятностный характер отражательной деятельности воображения при достаточном уровне его развития в значительной степени определяет успешность формирования у детей с нарушением слуха умения планировать свою деятельность, поведение, а это облегчает им ориентацию в окружающем мире, социальную адаптацию.

В исследованиях по специальной психологии и педагогике (М.М.Нудельмана, М.Ю.Рау, Е.Г.Речицкой, Е.А.Сошиной и др.) отмечается необходимость специально организованной, целенаправленной, планомерной работы по формированию воображения детей с нарушением слуха, так как они уже на  ранних этапах онтогенеза начинают отставать от слышащих сверстников в развитии данного психического процесса.

Таким образом, особенности личностного развития детей с нарушением слуха обусловлены рядом причин, которые включают обеднение или недостаток звуковых ощущений, трудности в общении с окружающими и невозможность полноценного усвоения социального опыта посредством речи, существенное недоразвитие разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой), в процессе которых идет усвоение социального опыта и формирование личностных качеств. Воображение, как и другие психические процессы, у детей с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и наличием патологии, и выполняет дополнительную компенсаторную функцию: обогащает их опыт, расширяет общий кругозор, границы познаваемого мира и т.д.


Глава 2.
исследование формирования воображения
младших школьников с нарушением слуха
в процессе учебной деятельности

 

2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых

 

Исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности включало три этапа:

- выявление уровня развития воображения учащихся младших классов с патологией слуха;

- разработка и проведение программы занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

- определение эффективности проведенной программы занятий на основе сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития воображения до и после проведения занятий.

Исследование проводилось на базе СШ № г. Минска. В нем принимали участие учащиеся первых классов - всего 30 человек – (из них 15 мальчиков и 15 девочек). Средний возраст испытуемых– 6,5 лет.

В данном исследовании в качестве диагностического инструментария использовалась методика «Креативный тест Ф. Вильямса (в модификации Е.Е. Туник)».

Креативный тест Ф. Вильямса (в модификации Е.Е. Туник) позволил нам определить общий уровень развития воображения респондентов.

В ходе диагностики каждому испытуемому предлагалась бланковая тестовая тетрадь, которая включала три отдельных листа, стандартного формата А-4. На каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратом расположены номер фигуры и место для подписи названия рисунка. Респондентам необходимо было закончить рисунки в квадратах и придумать к ним названия, которые бы рассказывали об изображениях на рисунках и раскрывали их смысл.

Тестирование проводилось в индивидуальной форме, поскольку испытуемые еще не умеют писать, и исследователь сам подписывал названия. Время проведения – 15 – 20 минут в зависимости от индивидуально-типологических характеристик респондентов.

Данные диагностики анализировались по следующим показателям:

- общий суммарный показатель уровня развития воображения;

- гибкость – число изменений категории рисунков, считая от первого рисунка;

- оригинальность – месторасположение элементов рисунка относительно стимульных фигур (внутри / снаружи относительно стимульной фигуры);

- разработанность – каков характер симметрии/ асимметрии рисунка (где расположены детали делающие рисунок асимметричным).

 

2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха

 

Исследование проводилось с помощью методики «Креативный тест Ф. Вильямса» (в модификации Е.Е. Туник). Обработка полученных данных включала анализ следующих показателей:

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что для исследуемой нами выборки респондентов характерны средний и низкий уровни развития воображения приблизительно в равном соотношении (см. рис. 2.2.1).

Примечателен тот факт, что в выборке отсутствуют респонденты с высоким уровнем развития воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2.1 Процентное соотношение респондентов
с разным уровнем развития воображения

 

Анализ показателей когнитивной составляющей, связанной с воображением показал, что большинство испытуемых имеют средний уровень оригинальности (см. рис. 2.2.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2.2 Процентное соотношение респондентов
с разным уровнем развития оригинальности

 

Характерная черта этих испытуемых рисовать изображения внутри предложенного контура свидетельствует о предпочтении действовать в рамках очерченных границ, не выходя за их пределы.

Следующий показатель – гибкость (см. рис. 2.2.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2.3 Процентное соотношение респондентов
с разным уровнем развития гибкости

 

Как показано на рисунке 2.2.3, для исследуемой нами выборки характерно равное количество респондентов с низким и средним уровнями гибкости. Примечательным является тот факт, что по количественному соотношению эти испытуемые в два раза превышают количество испытуемых, имеющих высокий уровень гибкости. Эти данные свидетельствуют о преобладании в группе респондентов, которые предпочитают инертно придерживаться одного пути или одной категории, и лишь одна пятая испытуемых способна менять намеченный курс и варьировать категории.

По показателю разработанности одна вторая испытуемых имеет высокие показатели, что характеризует респондентов как людей, способных находить большое количество остроумных и необыкновенных решений (см. рис. 2.2.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2.4 Процентное соотношение респондентов
с разным уровнем развития разработанности

 

Согласно данным рис. 2.2.4, у 47% младших школьников средние баллы по данному показателю, в то время как испытуемых с низким уровнем разработанности в 17 раз меньше, чем респондентов с высоким уровнем.

Информация о работе Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности