Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений

Содержание

введение
Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
1.1 Воображение: определение, виды, функции
1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности
1.3. Особенности развития воображения у младших школьников с нарушением слуха
Глава 2. исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых
2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха
глава 3. Формирование и развитие воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий
заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Таким образом, для младших школьников с нарушением слуха характерны средний и низкий уровни развития воображения.


глава 3.
Формирование и развитие воображения младших
школьников с нарушением слуха на уроках труда

 

3.1 Программа занятий по формированию и развитию
воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной
деятельности в младшем школьном возрасте

 

На основе аналитического обзора работ по проблеме исследования, а также результатов изучения уровня развития воображения у младших школьников с нарушением слуха, нами была разработана и проведена программа коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию воображения у данных испытуемых в процессе учебной деятельности на уроках труда.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. В рамках данной работы мы остановимся на уроках труда, на которых развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала, в частности из бересты, - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

С учетом возраста испытуемых программа направлена на обучение основам этого ремесла - первым ступенькам работы с берестой,

Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок

Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.

Учебные задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

4. Прививать любовь к труду.

Продолжительность одного занятия – один академический час. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников охранительного торможения.

Программа рассчитана на весь учебный год (см. табл. 3.1.1).

 

Кол-во час.

Содержание занятий

 

 

Октябрь

 

1

2

Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности

 

2

2

Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х гранной.

 

3

2

Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и круглая бусина.

 

 

 

 

4

2

Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет.

 

 

 

Ноябрь

 

1

2

Знакомство с понятием оберег и его изготовление. Работа с четырмя полосами. Оберег плоский - звезда.

 

 

2

2

Оберег-колоток.Работа по шаблону.

 

 

3-4

4

Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки для книг.

 

 

Декабрь

 

1

2

Плетение квадратной основы с со скошенными углами. Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент.

 

 

2

2,5

Плетение кубика и его применение. Секркт мастерства -  заплетение углов.

 

 

3

2,5

Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края.

 

 

4

2

 

Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек.

 

 

Январь

 

1-2

4

Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек. Поросенок. Предметы-заменители

 

 

3

2

Изготовление птички. Секрет мастерства-заплетение клювика.

 

 

4

2

Изготовление заготовок для воображаемого изделия.

 

 

Февраль

 

1-2

4

Изготовление рыбки. Принцип китайского узла.

 

 

3-4

4

"Паук" - композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки, плашки и т.д.)

 

 

Март

 

1

2

Петух. Преобразование птицы путем дополнения.

 

 

2-4

6

Кот. Плетение с использованием приобретенных навыков

 

 

Апрель

 

1-2

6

Корзинка. Способ косого плетения.

 

 

2-3

4

Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов.

 

 

Май

 

1-4

10

Подготовка к отчетной выставке.

 

 

Всего занятий за год

32

 

 

Всего учебных часов за год

69

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В конце учебного года рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно в свободное время.

Обсуждение выставки в присутствии представителей РОНО, администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе, местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее общественное признание в значительной степени способствует трудовому и эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы.

В приложение А представлены вводное занятие и занятие с показом слайдов.


3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после
проведения занятий

 

Эффективность реализации программы коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию воображения у младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности на уроках труда проводилось на основе сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития воображения до и после проведения занятий.

Согласно данным, представленным в пункте 2.2, до проведения коррекционно-развивающих занятий у испытуемых было выявлено, что 46% младших школьников имеют средний, 545 – низкий уровень развития воображения (см. рис. 3.2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2.1 Результаты исследования воображения до и после занятий

Как видно из рис. 3.2.1, после проведения программы коррекционно-развивающих занятий количество испытуемых с низким уровнем воображения уменьшилось (с 54% до 18%), а со средним увеличилось (с 46% до 82%).


заключение

 

Данная курсовая работа посвящена проблеме формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности и включает три главы: в первой представлен аналитический обзор работ по проблеме исследования, во второй – собственно эмпирическое исследование по заявленной тематике, анализ его результатов и их обсуждение, в третьей – описание программы занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте на уроках труда и результаты эффективности проведенной программы.

Аналитический обзор работ по проблеме исследования и анализ результатов собственно эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы:

- воображение как особая форма человеческой психики выступает способностью представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Воображение тесно связано со всеми психическими процессами и функциями. Оно строится на их материале и влияет на них, т.е. имеет место взаимосвязанное воздействие.

- особенности личностного развития детей с нарушением слуха обусловлены рядом причин, которые включают обеднение или недостаток звуковых ощущений, трудности в общении с окружающими и невозможность полноценного усвоения социального опыта посредством речи, существенное недоразвитие разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой), в процессе которых идет усвоение социального опыта и формирование личностных качеств;

- воображение, как и другие психические процессы, у детей с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и наличием патологии, и выполняет дополнительную компенсаторную функцию: обогащает их опыт, расширяет общий кругозор, границы познаваемого мира и т.д.

Результаты проведенного нами исследования, в целом, подтвердили сформулированную в работе гипотезу о том, что воображение младших школьников с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и имеющейся патологией, и будет развиваться более эффективно в процессе учебной деятельности в условиях специально организованной коррекционно-развивающей работы.

В рамках данного исследования была разработана и проведена программа коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте (на уроках труда).

Сравнительный анализ результатов исследования уровня воображения до и после проведения программы коррекционно-развивающих занятий показал, что количество учащихся со средним уровнем развития воображения увеличилось в два раза (с 46% до 82%).


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

 

1.  Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.

2.  Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 1988. – 217 с.

  1. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1998. № 2. – С. 11 – 21

4.  Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. // Педагогика №1 -1999г. - С-50-56.

5.  Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев, 1993. – 256 с.

6.  Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

7.  Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс ,1997. – 318 с.

9.  Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

10.   Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

  1. Немов Р.С. Психология. Кн.2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 608 с.

12.   Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 213 с.

13.   Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 1999. - 288 с.

14.   Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 384с.

15.   Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: просвещение, 1971. – 146 с.

  1. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
  2. Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975. – 230 с.

18.   Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя». - М.: Просвещение, 1988. – 245 с.

  1. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с.
  2. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье младшего школьника. – М.: Генезис, 2005. – 175 с.
  3. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. – 217 с.

Информация о работе Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности