Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:00, курсовая работа
Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений
введение
Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
1.1 Воображение: определение, виды, функции
1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности
1.3. Особенности развития воображения у младших школьников с нарушением слуха
Глава 2. исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых
2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха
глава 3. Формирование и развитие воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий
заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таким образом, для младших школьников с нарушением слуха характерны средний и низкий уровни развития воображения.
глава 3.
Формирование и развитие воображения младших
школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию
воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной
деятельности в младшем школьном возрасте
На основе аналитического обзора работ по проблеме исследования, а также результатов изучения уровня развития воображения у младших школьников с нарушением слуха, нами была разработана и проведена программа коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию воображения у данных испытуемых в процессе учебной деятельности на уроках труда.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
Положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. В рамках данной работы мы остановимся на уроках труда, на которых развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.
Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала, в частности из бересты, - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
С учетом возраста испытуемых программа направлена на обучение основам этого ремесла - первым ступенькам работы с берестой,
Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок
Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
4. Прививать любовь к труду.
Продолжительность одного занятия – один академический час. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников охранительного торможения.
Программа рассчитана на весь учебный год (см. табл. 3.1.1).
№ | Кол-во час. | Содержание занятий |
| |||
| ||||||
Октябрь |
| |||||
1 | 2 | Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности |
| |||
2 | 2 | Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х гранной. |
| |||
3 | 2 | Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и круглая бусина. |
| |||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
4 | 2 | Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. |
| |||
| ||||||
| ||||||
Ноябрь |
| |||||
1 | 2 | Знакомство с понятием оберег и его изготовление. Работа с четырмя полосами. Оберег плоский - звезда. |
| |||
| ||||||
2 | 2 | Оберег-колоток.Работа по шаблону. |
| |||
| ||||||
3-4 | 4 | Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки для книг. |
| |||
| ||||||
Декабрь |
| |||||
1 | 2 | Плетение квадратной основы с со скошенными углами. Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. |
| |||
| ||||||
2 | 2,5 | Плетение кубика и его применение. Секркт мастерства - заплетение углов. |
| |||
| ||||||
3 | 2,5 | Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. |
| |||
| ||||||
4 | 2 |
| Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек. |
|
| |
Январь |
| |||||
1-2 | 4 | Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек. Поросенок. Предметы-заменители |
| |||
| ||||||
3 | 2 | Изготовление птички. Секрет мастерства-заплетение клювика. |
| |||
| ||||||
4 | 2 | Изготовление заготовок для воображаемого изделия. |
| |||
| ||||||
Февраль |
| |||||
1-2 | 4 | Изготовление рыбки. Принцип китайского узла. |
| |||
| ||||||
3-4 | 4 | "Паук" - композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки, плашки и т.д.) |
| |||
| ||||||
Март |
| |||||
1 | 2 | Петух. Преобразование птицы путем дополнения. |
| |||
| ||||||
2-4 | 6 | Кот. Плетение с использованием приобретенных навыков |
| |||
| ||||||
Апрель |
| |||||
1-2 | 6 | Корзинка. Способ косого плетения. |
| |||
| ||||||
2-3 | 4 | Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов. |
| |||
| ||||||
Май |
| |||||
1-4 | 10 | Подготовка к отчетной выставке. |
| |||
| ||||||
Всего занятий за год | 32 |
|
| |||
Всего учебных часов за год | 69 |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
В конце учебного года рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно в свободное время.
Обсуждение выставки в присутствии представителей РОНО, администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе, местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее общественное признание в значительной степени способствует трудовому и эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.
Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы.
В приложение А представлены вводное занятие и занятие с показом слайдов.
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после
проведения занятий
Эффективность реализации программы коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию воображения у младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности на уроках труда проводилось на основе сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития воображения до и после проведения занятий.
Согласно данным, представленным в пункте 2.2, до проведения коррекционно-развивающих занятий у испытуемых было выявлено, что 46% младших школьников имеют средний, 545 – низкий уровень развития воображения (см. рис. 3.2.1).
Рис. 3.2.1 Результаты исследования воображения до и после занятий
Как видно из рис. 3.2.1, после проведения программы коррекционно-развивающих занятий количество испытуемых с низким уровнем воображения уменьшилось (с 54% до 18%), а со средним увеличилось (с 46% до 82%).
заключение
Данная курсовая работа посвящена проблеме формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности и включает три главы: в первой представлен аналитический обзор работ по проблеме исследования, во второй – собственно эмпирическое исследование по заявленной тематике, анализ его результатов и их обсуждение, в третьей – описание программы занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте на уроках труда и результаты эффективности проведенной программы.
Аналитический обзор работ по проблеме исследования и анализ результатов собственно эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы:
- воображение как особая форма человеческой психики выступает способностью представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Воображение тесно связано со всеми психическими процессами и функциями. Оно строится на их материале и влияет на них, т.е. имеет место взаимосвязанное воздействие.
- особенности личностного развития детей с нарушением слуха обусловлены рядом причин, которые включают обеднение или недостаток звуковых ощущений, трудности в общении с окружающими и невозможность полноценного усвоения социального опыта посредством речи, существенное недоразвитие разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой), в процессе которых идет усвоение социального опыта и формирование личностных качеств;
- воображение, как и другие психические процессы, у детей с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и наличием патологии, и выполняет дополнительную компенсаторную функцию: обогащает их опыт, расширяет общий кругозор, границы познаваемого мира и т.д.
Результаты проведенного нами исследования, в целом, подтвердили сформулированную в работе гипотезу о том, что воображение младших школьников с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и имеющейся патологией, и будет развиваться более эффективно в процессе учебной деятельности в условиях специально организованной коррекционно-развивающей работы.
В рамках данного исследования была разработана и проведена программа коррекционно-развивающих занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте (на уроках труда).
Сравнительный анализ результатов исследования уровня воображения до и после проведения программы коррекционно-развивающих занятий показал, что количество учащихся со средним уровнем развития воображения увеличилось в два раза (с 46% до 82%).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 1988. – 217 с.
4. Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. // Педагогика №1 -1999г. - С-50-56.
5. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев, 1993. – 256 с.
6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
9. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
10. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
12. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 213 с.
13. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 1999. - 288 с.
14. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 384с.
15. Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: просвещение, 1971. – 146 с.
18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя». - М.: Просвещение, 1988. – 245 с.