Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)


 

 

 

Введение.

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, в кино, библиотеке, магазине и т. д. Он бывает в роли руководителя и подчиненного, старшего и младшего, требующего и исполняющего. Человек нашего столетия вступает в контакты иногда с десятками людей в день.

Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся: хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности, раздражение и плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, на успешном ее выполнении.

Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». В свою очередь невежливость образованного человека возмущает еще сильнее.

Существует мнение, что само по себе образование дает высокую общую культуру, определяет нравственный облик человека и, в частности, его культуру поведения. Так ли это? Можно ли согласиться с мнением, что не нужно специально воспитывать культуру поведения, что это мелочи, что главное – воспитать образованного, знающего, умеющего хорошо работать человека, а все остальное придет само собой? Нет. Такое мнение неверно. Нам иногда приходится встречаться с людьми, знающими и любящими свое дело, но невоспитанными, невежливыми. От встречи с ними остается неприятный осадок. Обидно за человека образованного, который оказался невоспитанным.

Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

Знание правил культурного поведения облегчает выбор таких форм поведения, которые соответствуют требованиям нравственности, эстетики, отражают ту культуру, которая накоплена нашим обществом в процессе его развития.

Все вышесказанное определило выбор темы исследования.

Проблема: каковы педагогические условия эффективности формирования культуры поведения младших школьников?

Цель дипломной работы – решить данную проблему.

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников.

Гипотеза: формирование культуры поведения младших школьников будет эффективным, если:

1. Будет организована система учебной деятельности  и внеклассной работы, основанной на сотрудничестве учителя и учеников.

2. Будет осуществляться связь школы с семьей.

3. Будет опора на действенные методы воспитания.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать понятие культуры поведения.

2. Выявить задачи формирования культуры поведения младших школьников.

3. Показать систему работы по формированию культуры поведения у учащихся начальной школы.

4. Экспериментально обосновать педагогические условия, выдвинутые в гипотезе.

5. Разработать педагогические рекомендации для учителей начальной школы и родителей по формированию культуры поведения.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Обобщение передового педагогического опыта работы учителей начальных классов.

3. Наблюдение.

4. Беседа.

5. Анкетирование.

6. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

База исследования: МОУ Курьинская СШ Красногорского района, 4 класс, учитель – Орешкина Д.Н.

Этапы исследования:

1. Теоретическое осмысление и оценка современного состояния проблемы формирования культуры поведения в начальной школе (май 2007- сентябрь 2007).

2. Проведение опытно-экспериментальной проверки рабочей гипотезы (сентябрь – декабрь 2007).

3. Анализ сопоставленных практических и теоретических материалов, накопленных в ходе исследования. Формулировка общих выводов и рекомендаций (январь – март 2008).

4. Оценка практической значимости работы, литературное оформление работы (апрель – май 2008).

Апробация: Студенческая научная конференция (апрель 2008).

 

47

 



I глава. Теоретические основы проблемы формирования культуры поведения младших школьников

1.1. Понятие культуры поведения

Культура рассматривается современными исследователями как творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Цель этой деятельности – синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой (А.И. Арнольдов). В этой области есть и интересующая нас область – поведение. Именно культура, историю которой Л.С. Выготский связывал с «историей человеческого духа», создает формы человеческого поведения.

Поведение – это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания. [12, стр.18]

Для нас представляется важным и то, что поведение современного культурного человека является результатом двух процессов – биологической эволюции животных видов, завершившейся созданием разумного человека, и процесса исторического развития, благодаря которому первобытный человек превратился в культурного (Л.С. Выготский).

Поведение человека формируется на основе нравов, обычаев, традиций и привычек и разделяется на вербальное и реальное. Вербальное (словесное) поведение включает в себя высказывания, суждения, мнения, доказательства; реальное поведение – практические действия и поступки. Кроме того, поведение классифицируется на бытовое (характеризуется минимальной знаковостью, прагматическими целями, отсутствием какого-либо символического значения) и ритуальное (отличается максимальной знаковостью, символическими целями и действиями). Различие бытового и ритуального поведения хорошо просматривается на следующем примере.

1. Человек идет по улице для того, чтобы оказаться в нужном ему месте.

2. Глава государства шествует к месту проведения торжественной церемонии вступления в должность.

В этом случае действие специально организовано, чтобы продемонстрировать первенство и значительность главы государства. Оно носит ритуальный характер. [29, стр. 98]

Ритуалы, церемониалы, обряды всегда включались в создаваемую в ходе исторического развития поведенческую систему. Они сопровождали жизнь человека, регламентировали его действия, оберегали его от ошибок и несчастий. Обряды отражают религиозные представления и бытовые традиции. Так, свадебный обряд должен защитить новую семью от сглаза и несчастий через специальные, народом выработанные действия. Ритуал – это порядок обрядовых действий гражданского или религиозного акта. Ритуалом на Руси нередко называли различные церемониалы, например ритуал или церемониал приема послов. Но у церемониала есть свое четкое определение – определенный ход церемонии, ее распорядок, а сама церемония означает установленный порядок совершения какого-либо события.

Ныне ведущее место принадлежит понятиям «культура поведения» и «поведенческая культура». Часто они воспринимаются как идентичные. Но, чтобы глубже проникнуть в суть рассматриваемого явления, эти два понятия, на наш взгляд, следует развести. Первое из этих понятий – культура поведения – относится к поведению конкретного человека, члена социума. Культура поведения – это совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. Различается поведение культурное и некультурное. Поведение, в котором не отражены достижения развития общества, не проявляется система, созданная этим обществом, является поведением примитивного существа. Поведение же, основанное на учете этических и эстетических современных норм, является культурным. Это поведение хорошо воспитанного человека.

Поведенческая культура рассматривается нами как значительно более широкое понятие. Поведенческая культура – это совокупность всех явлений, выработанных человечеством в области поведения. Являясь частью общечеловеческой культуры, она отражает состояние общественного развития и одновременно оказывает на него серьезное влияние.

С целью более четкого представления о развитии поведенческой культуры, ее составляющих частей и их взаимодействии, мы предлагаем такую схему.

Итак, в основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Именно они стали ее первичными составляющими. Затем в ходе исторического развития формировались связанные с поведением этические и эстетические взгляды. И только на основе этого появилось такое явление, как этикет, вобравшее в себя все предыдущие явления.

Обычай – стереотипный способ поведения. Он стихийно передается из поколения в поколение и складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций, требующих от человека однотипных поступков. Опираясь на обычаи, молодое поколение перенимает опыт старших как необходимое условие дальнейшего существования человечества. Так, обычай почитания старших выражается в уважении к ним, в требовании не перебивать их, прислушиваться к их советам и т.д.

Традиция – это тоже обычай, но отличающийся особой устойчивостью. Каждое новое поколение стремится к сохранению традиций и бережно к ним относится. Празднуя встречу Нового года, мы соблюдаем традицию, сложившуюся в нашей стране еще в начале XVIII века. Соблюдение традиций упорядочивает жизнь общества в целом и позволяет сохранить единство прошлого и настоящего.

Не менее важным для понимания сущности поведения является такое понятие, как  «нрав», т.е. совокупность душевных свойств, присущих или отдельной личности, или сообществу людей и основанных на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностей развития. К этим свойствам, как писал В.И. Даль в Толковом словаре, относятся милосердие, любовь, доброта, страсти и др. Нрав  сообщества людей – племени, народа – проявляются в укладе его общественной жизни. На эту особенность человеческого сообщества обращали внимание еще в древности. Например, в летописях о славянских племенах говорилось так: «Все они имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые – свой нрав». Сегодня, характеризуя сообщество людей, мы чаще употребляем слово «менталитет», имея в виду склад ума, характер чувств и мышления.

Привычка – сложившийся способ поведения, ставший для человека настолько обычным, что он совершает то или иное действие, не задумываясь, надо ли это делать и как это следует делать. Привычка позволяет человеку не только реализовать себя, но и «продемонстрировать» себя, показать себя окружающим.

Последовательный ход того или иного действия, совершаемый по установленным обществом правилам, называется порядком, т.е. действием по заранее определенному установлению.

В XVII веке во Франции при дворе Людовика XIV сформировалось понятие «этикет», т.е. порядок поведения при дворе. Слово «этикет», как и сам порядок, быстро распространилось во французском обществе, затем в других странах. В России оно впервые появилось в начале XVIII века, а во второй половине того же века получило широкое распространение. Этикет характеризовал собой новое явление поведенческой культуры, понимаемое как соблюдение порядка поведения, основанного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения.

Современное содержание понятия «этикет» близко к его первоначальному смыслу, но оно значительно расширилось. Существует несколько определений этого понятия.

В словаре русского языка этикет определяется как установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т. п.). Данное определение ориентирует нас на проявление этикета в относительно узком социальном кругу.

Более распространено другое определение: «порядок поведения, принятый в обществе». Т.И. Холопова и М.М. Лебедева обозначают этикет как «форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе», таким образом выводя этикет на более широкую социальную базу и выделяя в этом явлении отдельные важные составляющие. [29, стр.100]

Опираясь на вышесказанное, мы дадим такое определение: этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений и характеризуются уважением к окружающим и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.

Итак, этикет, являясь частью поведенческой культуры, вобрал в себя все поведенческие правила, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным для людей как в общении, так и в любом совместном действии.

Исходя из всего вышесказанного, еще раз подчеркнем огромное значение этикета в жизни современного общества. Этикет – общественное явление. Он имеет четкую структуру, определяется социально-экономическими, политическими и культурными особенностями общественного развития, связан с его политическими, нравственными и эстетическими воззрениями. Но этикет также имеет огромное значение для каждой отдельной личности. Зная общепринятые поведенческие правила, владея поведенческой культурой, личность приобретает внутреннюю свободу в выборе тех или иных поступков, действий и слов и, наряду с другими людьми, становится творцом общественного поведения.

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников