Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование навыков конструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы специальных тренингов.



За счет повышения социально- коммуникативной активности детей создается «зона ближайшего актуального развития личности», организуется ведущая деятельность через потребность в самореализации, что помогает сделать в детском коллективе атмосферу доверия, взаимопомощи. открытого и доброжелательного общения детей между собой , между детьми и педагогами, облегчая тем самым учебно- воспитательный процесс.

Работа содержит 1 файл

иг.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

—  занятия психогимнастикой;

—  этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения  в коллективе;

— этюды и игры релаксационной направленности;

—  игры и упражнения на развитие осознания • детьми отрицательных черт характера;

—  игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью корректирования  агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.). Лютова Е., Монина Г.1предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

2.2.2. Работа с гиперактивными детьми.

 Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости» неуклюжести.

Необычность поведения  этих детей не является результатом  дурного характера, упрямства или  невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами. Опасность- СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

По сравнению с  другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

Для диагностики гипердинамического синдрома в психологической практике используется несколько методик (тест Тулуз-Пьерона, нейропсихологи-ческая экспресс-диагностика «Лурия-90» Э. Г.ХЗмир-ницкой), но основой для выделения гиперактивности служит анкетирование педагогов и родителей1, так как .эти методики рассчитаны на детей 6-ти лет и старше, а гиперактивность проявляется в 3— 4 года.

При организации коррекционной  работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

—  концентрировать  внимание;

—  доводить начатое до конца;

—  контролировать свои движения;

—  снимать мышечное напряжение;

-    контролировать свои эмоциональные проявления

-    расширять  поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. При организации учебных занятий необходимо родумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия  должны проводиться в игровой формы с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывай рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное— сохранять спокойствие и мнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом. Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1.  Обучение приемам  саморегуляции через пользование  релаксаций, визуализаций.

2.  Обучение самомассажу.

3.  Игры для развития  быстроты реакции, координации движений.

4.  Игры для развития  тактильного взаимодействия.

5.  Пальчиковые  игры.

6.  Подвижные игры  с использованием сдерживающих  моментов.

7. Психогимнастические  этюды для обучения вниманию  и выражению эмоционального состояния

8.  Работу с глиной, водой и песком. Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

—  индивидуальная;

—  парная;

—  подгрупповая. Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия 

2.2.3. Работа з застенчивыми и тревожніми детьми.

Эффективность помощи психолога определяет правильным вычленением  причин той или иной  проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает человеку жить, взаимодействовать, так  как внешние проявления различных  проблем могут иметь сходство, например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой Остановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей  не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку г он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема  состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю  бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций,  как и дети, не имеющие проблем в развитии. Но  они не могут их проявить, отреагировать внешне. , Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих , себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания,  навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Можно предположить, что мнение о том, что у застенчивых  детей заниженная самооценка, является  по Л. Гамизовой1 свидетельствуют о том, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в том, что они склонны считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствуют выработке у ребенка психологической защиты, заключающейся в том, что он перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у 'которых по той или иной причине  ограничен круг общения.

Застенчивость встречается  и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать,. пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, ограничивает его формулами контроля, представляя малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной Причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье.

Тревожность входит в  симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е. К-. Лютовой и Г. Б. Мониной1, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Работа психолога  непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

—  развитие позитивного  самовосприятия;

— повышение уверенности  в себе и своих силах;

— развитие доверия  к другав;;

— корректирование  страхов;

— снятие телесного  напряжения;                

— развитие умения выражать свои змоции

 — развитие навыков коллективной работы;

 — развитие  навыков самоконтроля.

    Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:

а)  обучение способам расслабления;

б)  проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

в)  подвижные  игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование, для  выявления и отработки страхов;

е)  использование  элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

ж) обучение диалоговому  общению в сюжетно-ролевых играх. 

2.2.5. Прояви психологічного неблагополуччя дитини.

Варто сказати, що конфлікти накладають свій відбиток на розвиток особистості: порушується тривалість і змістовність спілкування, виникають негативні емоції, звужується коло приємної взаємодії. Проте конфлікти, як не парадоксально це звучить, водночас і збагачують дітей соціальним досвідом. Позбавляти малят можливості набути такий досвід і недоцільно, і нереально.

Основним показником мирного співіснування дітей у групі педагоги, як правило, вважають уміння вихованців гратися разом, не створювати конфліктних ситуацій Зауважимо, що групова взаємодія має як переваги, так і недоліки. Для динамічної колективної дії     часто об'єднуються досить багато партнерів (переважно хлопчиків). Як у таких угрупованнях почувається кожна окрема дитина? Чи їй там затишно,     спокійно, комфортно? Характерно, що коли стосунки дітей загострюються, то їм на допомогу кидається вихователь, а коли все тихо, спокійно, то начебто і немає підстав для тривоги та втручання. А спробуємо замислитися, чи так уже рідко буває, що діти, які виконують другорядні ролі, змушені прислухатися до всіх зауважень, вказівок (інколи і   зверхніх та дратівливих) кожного з партнерів і весь час поступатися то іграшкою, то місцем, то роллю, то думкою, то позицією.

Информация о работе Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста