Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование навыков конструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы специальных тренингов.



За счет повышения социально- коммуникативной активности детей создается «зона ближайшего актуального развития личности», организуется ведущая деятельность через потребность в самореализации, что помогает сделать в детском коллективе атмосферу доверия, взаимопомощи. открытого и доброжелательного общения детей между собой , между детьми и педагогами, облегчая тем самым учебно- воспитательный процесс.

Работа содержит 1 файл

иг.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Таблица 10

Психологическая характеристика типов темперамента

Тип нервной системы Тип

' темперам

ента

Психологическая характеристика типа Акцент в воспитании
1 2 3 4
Сильный -уравновешен ный-лодвижкый Сангвиник

1

- живо и с большой энергией отвлекается на все, привлекающее внимание; мимика живая, движения быстрые, выразительные; чувства и отношение к чему-либо не скрывает; Может громко захохотать по незначительному поводу; мелочь может рассердить;

- слабые звуковые и световые раздражители не замечает; энергичен;

- работоспособность высокая; активно принимается за асе новое; г- легко дисциплинируется; находчив; соображает быстро; речь быстрая, эмоциональная; чувства, настроения, интересы, стремления и предпочтения изменчивы;

- легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым требованиям и условиям;

- быстро переключается в одного занятия на другое:

- навыки вырабатываются быстро;

- экстраверт

- формировать устойчивые интересы;

- учить доводить начатое до конца;

- формировать критичное отношение к результатам    !   ' своего труда;

- обращать внимание на качество выполнения задания;

- предлагать игры и упражнения, требующие        , сосредоточения, точности, сдержанности

Сильный -неуравновеш екный-инертный Холерик - не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители;

- вспыльчив, нетерпелив;

- в чувствах и эмоциях несдержан;

- интересы и стремления относительно устойчивы; -настойчив;

- испытывает трудности переключения внимания;

- мимика и речь эмоциональны;

- темп умственной деятельности достаточно высок

1                      ,'

- развивать способность считаться р чувствами окружающих;

- направлять энергию на полезные дела;

- укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;

- развивать сдержанность;

- предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности

1. 2' • 3 4. '.      .
Сильный-уравновешен -ный-   . инертный Флегматик - малоэмоционален;

- при больших неприятностях остается спокоен;

- мимика и движения бедные;

- обладает высокой работоспособностью; -энергичен;

- отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью;

- внимание сосредоточивает медленно;

- с трудом сосредотачивается;

- склонен к стереотипизации навыков и привычек;

- с трудом приспосабливается к новому;

- малообщителен;

- темп работы низкий

- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а лотом высокой подвижностью;

- учитывать низкий темп выполнения задания

Слабый Меланхол-ик - повышенная чувствительность;

- малейший повод может вызвать спезы;

-  чрезмерно обидчив и восприимчив к несправедливости;

- мимика и движения невыразительны;   

- голос тихий;

-робок, тревожен, самооценка занижена;

- малоэнергичен;

- ненастойчив;

- работоспособность низкая;

- внимание легко отвлекаемое;

- к новым условиям привыкает долго;

- малообщителен .                     

- чаще давать положительную оценку, подбадривать;

- создавать ситуации успеха;

- организовывать совместную деятельность с успешными детьми

 
 

.1.10. НОВООБРАЗОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дошкільний вік  можна назвати періодом найбільш інтенсивного освоєння змістів і цілей людської діяльності, періодом інтенсивної орієнтації у них.

Провідні новоутворення  дошкільного віку:

- головним новоутворенням стає нова внутрішня позиція, новий рівень усвідомлення свого місця в системі суспільних відносин

- дитина освоює широке коло діяльності - ігрову, трудову, продуктивну, побутову, спілкування (технічна сторона і мотиваційно-цільова);

головним підсумком розвитку усіх видів діяльності, з одного боку, виступає оволодіння моделюванням як центральною розумовою здатністю, з іншого боку, формування довільної поведінки;

- у пізнавальній сфері головним досягненням є освоєння засобів і способів пізнавальної діяльності;

- складається перша схема дитячого світогляду на основі диференціації природних і суспільних явищ, живої і неживої природи, рослинного і тваринного світу;

- у сфері розвитку особистості виникають перші етичні інстанції, складається супідрядність мотивів, формується диференційована самооцінка й особистісна свідомість.

Решение проблемы полноценного развития ребенка, предполагающее разработку развивающих педагогических технологий, требует формирования у психологов и педагогов четких представлений о личностных новообразованиях дошкольного детства.

Наиболее полно  структура психологического возраста, включающая в себя и личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л. С. Выготского и его школы.

Согласно этой теории, психологический возраст определяется:

—  социальной ситуацией  развития;

—  ведущим видом  деятельности;

—  противоречиями кризисов развития;

—  основными личностными  новообразованиями. Л. С. Выготский1 определил социальную ситуацию развития как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

А. Н. Леонтьев1 отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются поведенческие процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития.

Развитие ребенка  необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. 

К возникновению личностных новообразований, являющихся четвертым компонентом, определяющим психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода. На основании теоретического положения Е. Е. Кравцова2 сделала вывод о том, что *магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения».

 По мнению Т. И. Чирковой; особое место в структуре новообразований психического развития ребенка-дошкольника должно быть отведено автономности. Это связано с тем, что именно она обеспечивает социальную и физическую независимость от взрослого. Т\ И. Чиркова определяет автономность как основу саморазвития ребенка 3-х лет. Внутри развивающейся и обогащающейся автономности возникает такое новообразование; как компетентность, на которой делается акцент в программе «Истоки 

1.11.Коррекция

Тренинг и психотерапия как форми коррекционно-развивающей работы

Особенности зтого  типа коррекционной работы состоит  в том, что она ориентирована  на конкретные формы взаимодействия людей или на формы индивидуального  поведения и предполагает анализ клиентом своего состояния в процессе коррекционной работы как основного показателя его зффективности. Совершенствование способов действия достигается за счет актуализации ресурсов клиентов, вершенствования их рефлексии на содержание взаимодействия с другими людьми .

          Таким образом, использование психологической информации при проведении коррекционной работы определяется целью этой работы и позицией психолога во взаимодействии с ребенком. Они определяют выбор конкретней стратегии действия в ситуации и коррекции и степень ответсвенности психолога за результаты коррекционной работы.

Как правило, коррекциовная  работа  проводится в виде групповых  тренингов. Тренинги в начальной  школе используются для коррекции  поведения детей, развития сферы межличностных отношений, приобретения навыков общения и взаимодействия.

К наиболее часто применяемым  методам групповой тренинговой  и психотерапевтической работы относятсяг групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия. Выбор того или иного методического приема зависит от нескольких  факторов: содержания психокоррекционной работы, особенностей группы, особенностей ситуации, возможностей руководителя группы.

Важно подчеркнуть, что  коррекционная работа с детьми ведется с использованием психогимнастики, проективного рисунка, музыкотерапии. Применение этих методов позволяет увеличивать эффективность групповой психокоррекционной работы с детьми, поскольку они воспринимаются детьми как игры.

Таким образом, специфика  групповой психокоррекции как самостоятельной формы воздействия заключается в целенаправленном использовании в коррекционных целях явления групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Этим групповая психокоррекция отличается от индивидуальной. 

1.12. Детско-родительские  отношения

Как известно, современная  семья включена множество сфер жизнедеятельности  общества, этому на климат внутри семьи  влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие м: жества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может  противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось б самых близких ему людей- именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках; общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий нарисовать наиболее полную картину отношений между детьми и родителями; Это:

— реальное взаимодействие родителя с ребенком;

—  отношение к  ребенку, основанное на неосознанной мотиваций родителя;

— отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство  находится под влиянием ряда факторов:

1.  Особенности  личности родителей и форм  их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность родите л ей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная  атмосфера в семье.

4.  Диапазон средств  воспитательного воздействия.

5.  Степень включенности  ребенка в жизнедеятельность семьи.                                   6.  Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби1 на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

— когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

— когда ребенок  является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

—  когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

—  когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной .их неприятностей;

— когда в окружении  ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Работая с родителями, психолог должен составить для себя как можно более полное представление о субъективных условиях жизнедеятельности семьи. К этим условиям относят ценностные ориентации, установки и ожидания супругов 

1.13. Емоції та соціальний розвиток дитини

Особливо значиму  роль виконує сфера відчувань  у ставленні дитини до себе та інших  людей. Характер очікувань, самооцінка, особистісні якості і здатність  любити, переживати, співчувати — усе  в остаточному підсумку проростає  з розвиненої сфери почуттів. Не випадково людину характеризує ціла гама моральних, естетичних, інтелектуальних переживань, емоцій і відчувань. І ці соціальні, олюднені, осмислені почуття характеризують у людині духовний початок, демонструючи прорив до етичних й інтелектуальних переживань від елементарних почуттів "задоволення — невдоволення" в життєво первинних потребах у їжі, теплі, відпочинку, безпеці.

Информация о работе Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста