Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:00, курсовая работа
Формирование навыков конструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы специальных тренингов.
За счет повышения социально- коммуникативной активности детей создается «зона ближайшего актуального развития личности», организуется ведущая деятельность через потребность в самореализации, что помогает сделать в детском коллективе атмосферу доверия, взаимопомощи. открытого и доброжелательного общения детей между собой , между детьми и педагогами, облегчая тем самым учебно- воспитательный процесс.
Таблица 10
Психологическая характеристика типов темперамента
Тип нервной системы | Тип
' темперам ента |
Психологическая характеристика типа | Акцент в воспитании | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Сильный -уравновешен ный-лодвижкый | Сангвиник
1 |
-
живо и с большой энергией
отвлекается на все,
привлекающее внимание;
мимика живая, движения
быстрые, выразительные;
чувства и отношение
к чему-либо не скрывает;
Может громко захохотать
по незначительному
поводу; мелочь может
рассердить;
- слабые звуковые и световые раздражители не замечает; энергичен; - работоспособность высокая; активно принимается за асе новое; г- легко дисциплинируется; находчив; соображает быстро; речь быстрая, эмоциональная; чувства, настроения, интересы, стремления и предпочтения изменчивы; - легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым требованиям и условиям; - быстро переключается в одного занятия на другое: - навыки вырабатываются быстро; - экстраверт |
-
формировать устойчивые
интересы;
- учить доводить начатое до конца; - формировать критичное отношение к результатам ! ' своего труда; - обращать внимание на качество выполнения задания; - предлагать игры и упражнения, требующие , сосредоточения, точности, сдержанности | ||
Сильный -неуравновеш екный-инертный | Холерик | -
не замечает очень слабые
звуковые и световые
раздражители;
- вспыльчив, нетерпелив; - в чувствах и эмоциях несдержан; - интересы и стремления относительно устойчивы; -настойчив; - испытывает трудности переключения внимания; - мимика и речь эмоциональны; - темп умственной деятельности достаточно высок 1 ,' |
-
развивать способность
считаться р чувствами
окружающих;
- направлять энергию на полезные дела; - укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность; - развивать сдержанность; - предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности | ||
1. | 2' • | 3 | 4. '. . | ||
Сильный-уравновешен -ный- . инертный | Флегматик | -
малоэмоционален;
- при больших неприятностях остается спокоен; - мимика и движения бедные; - обладает высокой работоспособностью; -энергичен; - отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью; - внимание сосредоточивает медленно; - с трудом сосредотачивается; - склонен к стереотипизации навыков и привычек; - с трудом приспосабливается к новому; - малообщителен; - темп работы низкий |
-
постепенно развивать
активность и подвижность,
включая в игры с малой,
потом средней, а лотом
высокой подвижностью;
- учитывать низкий темп выполнения задания | ||
Слабый | Меланхол-ик | -
повышенная чувствительность;
- малейший повод может вызвать спезы; - чрезмерно обидчив и восприимчив к несправедливости; - мимика и движения невыразительны; - голос тихий; -робок, тревожен, самооценка занижена; - малоэнергичен; - ненастойчив; - работоспособность низкая; - внимание легко отвлекаемое; - к новым условиям привыкает долго; - малообщителен . |
-
чаще давать положительную
оценку, подбадривать;
- создавать ситуации успеха; - организовывать совместную деятельность с успешными детьми |
.1.10. НОВООБРАЗОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Дошкільний вік можна назвати періодом найбільш інтенсивного освоєння змістів і цілей людської діяльності, періодом інтенсивної орієнтації у них.
Провідні новоутворення дошкільного віку:
- головним новоутворенням стає нова внутрішня позиція, новий рівень усвідомлення свого місця в системі суспільних відносин
- дитина освоює широке коло діяльності - ігрову, трудову, продуктивну, побутову, спілкування (технічна сторона і мотиваційно-цільова);
- головним підсумком розвитку усіх видів діяльності, з одного боку, виступає оволодіння моделюванням як центральною розумовою здатністю, з іншого боку, формування довільної поведінки;
- у пізнавальній сфері головним досягненням є освоєння засобів і способів пізнавальної діяльності;
- складається перша схема дитячого світогляду на основі диференціації природних і суспільних явищ, живої і неживої природи, рослинного і тваринного світу;
- у сфері розвитку особистості виникають перші етичні інстанції, складається супідрядність мотивів, формується диференційована самооцінка й особистісна свідомість.
Решение проблемы полноценного развития ребенка, предполагающее разработку развивающих педагогических технологий, требует формирования у психологов и педагогов четких представлений о личностных новообразованиях дошкольного детства.
Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя и личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л. С. Выготского и его школы.
Согласно этой теории,
психологический возраст
— социальной ситуацией развития;
— ведущим видом деятельности;
— противоречиями кризисов развития;
— основными личностными новообразованиями. Л. С. Выготский1 определил социальную ситуацию развития как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
А. Н. Леонтьев1 отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются поведенческие процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития.
Развитие ребенка
необходимо рассматривать как непрерывный
переход от одной возрастной ступени к
другой, связанный с изменением личности
ребенка. Наступает момент, когда возросшие
возможности ребенка, его знания, умения
психические качества начинают противоречить
сложившейся системе взаимоотношений,
образу жизни и видам деятельности. Другими
словами возникает противоречие между
новыми потребностями ребенка и старыми
условиями их удовлетворения.
К возникновению личностных новообразований, являющихся четвертым компонентом, определяющим психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода. На основании теоретического положения Е. Е. Кравцова2 сделала вывод о том, что *магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения».
По мнению Т. И. Чирковой;
особое место в структуре новообразований
психического развития ребенка-дошкольника
должно быть отведено автономности.
Это связано с тем, что именно она обеспечивает
социальную и физическую независимость
от взрослого. Т\ И. Чиркова определяет
автономность как основу саморазвития
ребенка 3-х лет. Внутри развивающейся
и обогащающейся автономности возникает
такое новообразование; как компетентность,
на которой делается акцент в программе
«Истоки
1.11.Коррекция
Тренинг и психотерапия как форми коррекционно-развивающей работы
Особенности зтого типа коррекционной работы состоит в том, что она ориентирована на конкретные формы взаимодействия людей или на формы индивидуального поведения и предполагает анализ клиентом своего состояния в процессе коррекционной работы как основного показателя его зффективности. Совершенствование способов действия достигается за счет актуализации ресурсов клиентов, вершенствования их рефлексии на содержание взаимодействия с другими людьми .
Таким образом, использование психологической информации при проведении коррекционной работы определяется целью этой работы и позицией психолога во взаимодействии с ребенком. Они определяют выбор конкретней стратегии действия в ситуации и коррекции и степень ответсвенности психолога за результаты коррекционной работы.
Как правило, коррекциовная работа проводится в виде групповых тренингов. Тренинги в начальной школе используются для коррекции поведения детей, развития сферы межличностных отношений, приобретения навыков общения и взаимодействия.
К наиболее часто применяемым методам групповой тренинговой и психотерапевтической работы относятсяг групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия. Выбор того или иного методического приема зависит от нескольких факторов: содержания психокоррекционной работы, особенностей группы, особенностей ситуации, возможностей руководителя группы.
Важно подчеркнуть, что коррекционная работа с детьми ведется с использованием психогимнастики, проективного рисунка, музыкотерапии. Применение этих методов позволяет увеличивать эффективность групповой психокоррекционной работы с детьми, поскольку они воспринимаются детьми как игры.
Таким образом, специфика
групповой психокоррекции как самостоятельной
формы воздействия заключается в целенаправленном
использовании в коррекционных целях
явления групповой динамики, т. е. всей
совокупности взаимоотношений и взаимодействий,
возникающих между участниками группы.
Этим групповая психокоррекция отличается
от индивидуальной.
1.12. Детско-родительские отношения
Как известно, современная семья включена множество сфер жизнедеятельности общества, этому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие м: жества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось б самых близких ему людей- именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках; общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий нарисовать наиболее полную картину отношений между детьми и родителями; Это:
— реальное взаимодействие родителя с ребенком;
— отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотиваций родителя;
— отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
2. Психолого-педагогическая компетентность родите л ей, уровень их образования.
3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи. 6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби1 на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:
— когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
— когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
— когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
— когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной .их неприятностей;
— когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
Работая с родителями,
психолог должен составить для себя как
можно более полное представление о субъективных
условиях жизнедеятельности семьи. К этим
условиям относят ценностные ориентации,
установки и ожидания супругов
1.13. Емоції та соціальний розвиток дитини
Особливо значиму роль виконує сфера відчувань у ставленні дитини до себе та інших людей. Характер очікувань, самооцінка, особистісні якості і здатність любити, переживати, співчувати — усе в остаточному підсумку проростає з розвиненої сфери почуттів. Не випадково людину характеризує ціла гама моральних, естетичних, інтелектуальних переживань, емоцій і відчувань. І ці соціальні, олюднені, осмислені почуття характеризують у людині духовний початок, демонструючи прорив до етичних й інтелектуальних переживань від елементарних почуттів "задоволення — невдоволення" в життєво первинних потребах у їжі, теплі, відпочинку, безпеці.
Информация о работе Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста