Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы - организация, проведение, описание 1-ого этапа опытно-эксперементальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников.

Объект исследования - организация деятельности во внеурочное время.

Предметом исследования является формирование коммуникативных умений у младших школьников.

В нашем исследование мы выдвигаем следующую гипотезу:

формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет идти успешно, если учитель умеет выслушать школьников и дает ему возможность выразить свое мнение и если для развития коммуникативных способностей он использует специальные упражнения.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных

умений во внеурочное время у младших школьников …..……………5-14стр.

1.1 Психолого-педагогические особенности младшего

школьника ………………………………………………………………………5-8стр.

1.2 Развитие коммуникативных умений у младших школьников как

психолого-педагогическая проблема ……………………………………..8-14стр.

Выводы по 1 главе……………………………………………………………...15стр.

Глава 2 Опытно- экспериментальная работа………………………16-25стр.

2.1 Педагогические условия формирования

коммуникативных умений у младших школьников во

внеурочное время…………………………………………………………16-18стр.

2.2 Методические рекомендации по формированию

коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное

время…………………………………………………………………………19-25стр.

Выводы по 2 главе……………………………………………………………26стр.

Заключение…………………………………………………………………………

Библиография…………………………………………………………………27стр.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Челябинской области.docx

— 54.41 Кб (Скачать)

Озябли во дворе.

Легли они, свернувшись,

На камень у  крыльца,

Носы уткнули  в лапки

И стали ждать  конца,

Но сжалилась  хозяйка

И отворила дверь.

«ну что, - она  спросила,-

Не ссоритесь  теперь?»

Пошли они тихонько

В свой угол на ночлег,

Со шкурки оттряхнули

Холодный, мокрый снег.

И оба перед  печкой

Заснули сладким  сном,

А вьюга до рассвета

Шумела за окном. 

Задание: показать мимикой и жестами хозяйку (сначала  сердитую, а потом сжалившуюся), котят (ссорящихся, замерзающих и мирно  спящих). Можно предложить разыграть  стихотворение по ролям. 

2. «Аплодисменты»

Цель: повысить настроение, самооценку участников группы.

   Педагог  и дети сидят в кругу. Педагог  просит встать всех тех, кто  обладает определенными качествами  и умениями (добрый, справедливый, честный,  терпеливый, чуткий, отзывчивый, умеет  хорошо петь, танцевать, рисовать  и так далее). Остальные участники  группы аплодируют тем, кто  встал. 

3. «Кто пришел?»

Цель: снять напряжение, способствовать эмоциональному раскрепощению  детей.

Задание:

1) предложить детям показать, как ходят кошечка, медведь, лиса, зайчик, лев;

2) изобразить по желанию какое либо животное;

3) дети по очереди выходят из комнаты, а затем входят изображая задуманное животное. Остальные отгадывают, кого ребенок изобразил. 

-23- 

Вот некоторые  примеры сюжетноролевых игр, которые  можно провести на уроках чтения.

1. «Диалог» 

Цель: осознание  творческое воспроизведение детьми различных выразительных интонаций.

Сначала учитель  разъясняет детям значение слова  «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать  смешной диалог, выразительно читая  стихотворение В.Лугового «Жили-были»:

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл.

- Что ел?

- Забыл.

-Что пил?

- Забыл.

Выясняется, какое  слово постоянно повторяется  одним из участников диалога (забыл). Учитель предлагает разыграть диалог: читает первую строчку стихотворения  и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово  забыл (плаксивая интонация). В конце  диалога «забывчивый» громко плачет.

Игру можно  варьировать:

1- Учитель, разделив класс на две группы, поручает им исполнение двух ролей, причем строгая и плаксивые интонации сохраняются. Вопросы и ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.

2- Из числа детей в классе выбирается забывчивый герой. Вопросы задаются хором детьми каждого ряда поочередно. Интонации при этом можно предлагать самые различные.

3- Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети запомнят реплики).

   Эта игра  тренирует детей в выразительной  декламации, воспитывает умение  выслушивать другого, понимать  его. 

2. «Продолжи  сказку»

Цель: развитие речи, творческой фантазии детей, стимулирование театрально-пластического творчества.

Учитель:

- ребята, послушайте  необычную сказку, которую не  только рассказывают, но и показывают  с помощью жестов.

   Жил-был  Зайчик (правая рука сжимается  в кулак, а второй и третий  пальцы выпрямляются). Зайчик любил  гулять (пальцы – «уши» покачиваются, создавая иллюзию движения). Однажды  зашел он в чужой огород, видит  - на грядках выросла чудесная  капуста (левая рука сжимается  в кулак – это 

-24- 

«кочан»). Не удержался  Зайчик, подошел к капусте (правая рука с торчащими «ушами» подвигается  к левой, зажатой в кулак). Обнюхал  ее – как же вкусно пахнет! (учитель  шумно нюхает). Так хочется попробовать  хоть маленький кусочек ( учитель  имитирует шумное откусывание и  жевание). Ах, как вкусно (облизывается). Ах, как хочется еще. (правая рука обводится вокруг левой- «кочана»). Только хотел Зайчик откусить ее – 

откуда ни возьмись, бежит Собака (ладонь правой руки с  плотно прижатыми пальцами ставятся рядом, второй палец сгибается, первый поднят в верх).  Почуяла Собака Зайчика, да как залает! (учитель  звукоподрожает, одновременно отводя мизинец в низ – Собака раскрывает пасть при лае). Перепугался Зайчик и кинулся прочь (правая рука –  голова Зайчика – описывает несколько  кругов). Долго бежал Зайчик от Собаки (дыхание, как после бега). Вдруг  видит - впереди огромное озеро (две  руки сцепляются перед грудью, образуя  окружность). А по озеру плавает  Утка (правая рука согнутая в локте  и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты). Время от времени Утка ныряет в  воду и достает от туда корм (рука делает ныряющие движения).

«Здравствуй, Утка», - пробормотал Зайчик.

А Утка не слышит, плавает (соответствующие движения рукой).

«Здравствуй, Утка!», - сказал Зайчик чуть громче и смелее.

Утка снова  не слышит, знай себе ныряет.

«Здравствуй, Утка!» - совсем громко и отчетливо сказал Зайчик.

Тут Утка повернулась  и говорит: «Я очень не люблю, когда  говорят невнятно и невыразительно. В таких случаях я притворяюсь  глухой. Ты уж не обижайся. Только с  третьего раза ты поздоровался так  хорошо, что я осталась довольна. Расскажи мне о себе: кто ты? Откуда? Куда путь держишь? Да рассказывай как  следует, не глотай слова, не мямли!»

Далее следует  диалог учителя с учащимся, в ходе которого учитель задает вопросы:

- Ой, а окончание  сказки я забыла, надо что-то  придумать… Может, создадим свою  киностудию и снимем фильм  – продолжение сказки? Как вы  думаете, что для этого необходимо?

- Люди каких  профессий участвуют в съемке  фильма? (режиссеры, сценаристы, актеры, операторы).

- Какие функции  выполняют люди этих профессий?

- Какие предметы  в своей работе они используют?

- Как будет  называться наша киностудия?

Затем между  детьми на конкурсной основе распределяются роли сценаристов, режиссера, актеров, операторов и так далее.

Сочиняя окончание  сказки, дети могут предлагать новых  действующих лиц. После распределения  ролей проводится небольшая репетиция. 
 

-25- 

Детям не выполняющим  активных ролей, предлагаются роли экспертов  и кинокритиков по завершение фильма-сказки  дают ему оценочную характеристику.

   Эта игра  не только побуждает детей  фантазировать, но и развивать  у них умения применять жесты,  использовать мимику. Необходимость  говорить выразительно и внятно  заставляет детей следить за  артикуляцией.

   Организуя  работу по руководству творческой  игрой, учителю необходимо предусмотреть  содержание беседы о профессиях, связанных с киноискусством, возможные  ответные действия детей, продумать  способы 

индивидуального воздействия на ребят. Эта игра способствует формированию культуры поведения, дружеских  коллективных взаимоотношений. 

3. «Угадай, кто  я?»

Цель: развитие творческой фантазии и театрально пластического  творчества.

   Детям  поручают необычное домашнее  задание: представит себя в  роли какого-нибудь сказочного  героя и, придя в класс на  урок чтения, двигаться и изъясняться  от его имени. Остальные дети  должны догадаться, в кого «превратился»  их товарищ. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы  костюма персонажа и реквизит. Возможны групповые роли (например  три поросенка). Такие уроки можно  проводить периодически, так как  эта игра не надоедает детям.

   Впоследствии, анализируя результаты проведения  этой игры, необходимо отметить  успешность исполнения учениками  той или иной роли, художественные  предпочтения, оформления, костюмы  и тому подобное. При этом нельзя  делать ученикам прямые оценивающие  замечания, давать строгие советы.

   Не смотря  на занимательность и эффективность  в достижение цели, эта игра  создает в классе много шума, поскольку дети активны и возбуждены. Поэтому учителю необходимо внимательно  следить за тем, всегда ли  этот шум является результатом  ребячьей активности и радости.

   В заключение  отметим, что сюжетно-ролевая  игра, способствуя развитию коммуникативных  умений, облекает учебный процесс  в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.    
 
 
 
 
 
 
 

-26- 

Выводы по 2 главе: 

Педагогические  условия – это правила, установленные  в педагогической области; данные педагогические требования, из которых следует исходить.

      В настоящее время школы переходят  на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей  образовательной системы личность  ребенка, обеспечение комфортных, бескомфортных условий для развития  и реализации ее природных  потенциалов. В центре внимания  педагога – уникальная, целостная  личность ребенка, стремящаяся  к максимальному проявлению своих  возможностей, открытая для воспитания  нового опыта.

      Л.В. Епишина выделяет следующие  педагогические условия:

1. умение выслушать  ребёнка, дать ему возможность  выразить свое мнение;

2. учит школьников  думать, размышлять, высказывать и  отстаивать свои суждения;

3. групповая  форма работы.

     Для  развития коммуникативных умений  у младших школьников предлагается  специальный тренинги, такие как:  «Знакомство»; «Рассмешить партнера».  Их основу составляют упражнения  из сборника «Игры – обучение, тренинг, досуг» (под редакцией  В.В. Пктрусинского). Эти упражнения  направлены на практическое овладение  элементами коммуникации способностей, приобретению навыков управления  общением.

   Так же  во второй главе есть упражнения  для работы с детьми, имеющими  разного рода трудности в общение  с окружающими людьми. Целью таких  упражнений является снятие напряженного  состояния, поднятие эмоционального  тонуса, раскрепощение, повышение  самооценки и другое. Так же  некоторые из этих упражнений  развивают творческую фантазию  и театрально-пластичное творчество.

      
 
 
 
 
 
 

-27- 

Заключение  

Разрабатывая  тему курсовой работы, мы решали следующие  задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть содержание понятий: «развитие», «навык», «общение».

3. Раскрыть особенности развития навыков коммуникативного умения у младших школьников.

4. Подобрать и описать содержание упражнений для развития коммуникативных умений у младших школьников.

5. Составить методические рекомендации по формированию коммуникативных умений.

6. Описать педагогические условия по формированию коммуникативных умений.

      Анализируя литературу авторов  Маслоу А., Немова Р.С., Лизинского  В.М., Городского В.Г., Брофмана В.В., мы убедились в важности развития  коммуникативных умений у младших  школьников.

      Мы определили ведущие понятия:  «развитие», «навык», «коммуникативные  умения».

      В ходе исследования мы подтвердили  нашу гипотезу: «формирование коммуникативных  способностей у младших школьников  будет идти успешно, если учитель  умеет выслушать школьников и  дает ему возможность выразить  свое мнение и если для развития  коммуникативных способностей он  использует специальные упражнения».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время