Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, доклад

Описание работы

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм (см. гл. 3, § 3). Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

Работа содержит 1 файл

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП.docx

— 90.07 Кб (Скачать)

Таким образом, речь — особая и наиболее совершенная  форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют  две стороны — говорящий и  слушающий (коммуникатор и реципиент). Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у коммуникатора и реципиента должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.   

Язык — строго нормализованная система средств  общения, а речь — его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства.   

Итак, речь это вербальная коммуникация , т.е . процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.   

Речь бывает письменная и устная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую .   

Наиболее простой  разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи —  монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д.   

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности между  людьми, разделенными пространством  и временем.

Функции речи   

С помощью психологического анализа можно выделить различные  функции речи. В современной психологии наиболее распространена точка зрения о двух основных функциях речи : 1) коммуникативной (сообщение, общение) и 2) сигнификативной (обозначающей, смысловой, семантической). Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие.   

Коммуникативная функция речи включает в себя средства выражения и средства воздействия .   

Выразительная функция сама по себе не определяет речи. Стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем собственно обозначает. Человеческая речь не сводится лишь к совокупности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается. В речи есть эмоционально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, интонациях, в модуляциях голоса и т.д. Выразительно-экспрессивные моменты всегда имеются в речи, особенно устной. Письменная речь тоже может быть достаточно выразительной. Это проявляется в ритме, в расстановке слов. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его личность.    

Будучи средством  выражения, речь является вместе с тем  и средством воздействия. Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу, и поэтому является действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена. С. Л. Рубинштейн считал, что “функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных её функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение , то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия”. 9   

В социальной психологии существует множество экспериментальных  исследований, выясняющих условия и  способы повышения эффекта речевого воздействия, исследованы как формы  различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления.    

Совокупность  определенных мер, направленных на повышение  эффективности речевого воздействия, получила название “убеждающей коммуникации”, на основе которой разрабатывается  экспериментальная риторика — искусство  убеждения посредством речи.   

Простейшая модель коммуникативного процесса, которую предложил американский журналист Г. Лассуэлл, исследовавший убеждающее воздействие средств массовой информации, включает пять элементов.

  1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор.
  2. Что? (передается) — Сообщение (текст).
  3. Как? (осуществляется передача) — Канал.
  4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория.
  5. С каким эффектом? — Эффективность 10 .

Последовательность действий говорящего и слушающего    

Итак, вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляется кодирование  и декодирование информации. Коммуникатор в процессе говорения кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.   

Г. М. Андреева предлагает следующую схему действий коммуникатора  и реципиента. 11   

Для коммуникатора  смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он имеет  сначала определенный замысел (намерение, интенцию), а затем воплощает его  в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Таким  образом, схема передачи и приема информации является асимметричной.   

Важно подчеркнуть, что в данном случае большое значение имеет ситуация совместной деятельности. Раскрытие смысла сообщения реципиентом немыслимо вне этой ситуации.    

Часто коммуникатор осознает точность понимания реципиентом  смысла высказывания только при смене  коммуникативных ролей. В этом случае слушающий превращается в говорящего и своим высказыванием дает знать, как он понял принятую информацию. Диалог — последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой происходит обогащение, развитие информации. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога зависит от того, “насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также её двусторонний характер”. 12   

Как мы уже сказали, речь является универсальным средством  общения. Речь приобретает значение, когда включена в систему деятельности. Это включение обязательно дополняется  употреблением неречевых знаковых систем.

Невербальная коммуникация   

Невербальная  коммуникация включает в себя следующие  основные знаковые системы:

  1. оптико-кинетическую,
  2. пара- и экстралингвистическую,
  3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса,
  4. визуальный контакт.
 

   В невербальной коммуникации вся совокупность средств  призвана выполнять следующие функции: дополнение речи , репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.    

Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.   

Выражение лица (мимика) отражает внутренне эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.   

Основные человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с  помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К.Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций. Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции. 13   

И. Атватер отмечает, что обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

  • удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
  • страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
  • гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
  • отвращение — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
  • печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
  • счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад. 14
 

   Жесты, позы, походка и т.д. также несут при общении много информации. В языке жестов, как и в речи, есть свои слова и предложения. Для примера приведем некоторые виды жестов, которые часто возникают при общении:

  • жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.
  • жесты уверенности — соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем как на него сесть и др.;
  • жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом зажимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
  • жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания — сложенные на груди руки; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.
  • жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности — “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др. 15
 

   Умение понимать жесты позволит лучше разбираться  в людях. Однако следует учесть то обстоятельство, что некоторые жесты  имеют разное значение в разных национальных культурах. Например, поднятый вверх  большой палец руки в Америке  используется при голосовании на дорогах; в Греции этот жест обозначает “заткнись”; в России — “все в  порядке”.   

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько  велика, что в настоящее время  выделилась особая область исследований кинесика, которая имеет дело с этими проблемами.   

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плач, смех и т.д.). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию “околоречевыми” приемами.   

Тон голоса, высота и сила звуков — это ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх  тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне  тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и  усталость, обычно передаются мягким и  приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.    

Скорость речи тоже отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они  взволнованы или обеспокоены  чем-то. Медленная речь чаще свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии  или усталости.   

Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас и т.д. Этот ряд бесконечен, потому что звуки часто обозначают больше, чем слова.   

Пространство и время организации коммуникативного процесса также выступают в качестве знаковой системы и несут определенную смысловую нагрузку. Наука, занимающаяся пространственной и временной организацией общения, называется проксемика. Основателем проксемики является американский психолог Э. Холл.    

Межличностное пространство (как близко или как  далеко находятся собеседники по отношению друг к другу) является важным фактором в общении. Часто  наши отношения мы выражаем пространственными  категориями: “держаться подальше”  от того, кого мы боимся; “держаться поближе” к тому, в ком мы заинтересованы. Существует определенный предел расстояния между собеседниками. И. Атватер, продолжая исследования Э. Холла, выделяет следующие расстояния между собеседниками, которые характерны для США:

Информация о работе Феноменология малых групп