Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, доклад

Описание работы

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм (см. гл. 3, § 3). Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

Работа содержит 1 файл

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП.docx

— 90.07 Кб (Скачать)

Но при  всех условиях лидер в группе нужен. Его необходимость диктуется  тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две  взаимодополняющие системы от ношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителем.

Кто может  стать и реально становится лидером  в группе? Как и при каких  условиях это происходит? На два  этих вопроса в науке имеются  разные ответы. Обсудим их..

Одни  ученые считают, что настоящим лидером  в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становится человек, который обладает особым набором  лидерских личностных черт. Эти черты, полагают сторонники данной точки зрения, даны человеку от природы. Тот, кто лишен  специфических лидерских черт и  способностей, никогда не становится хорошим, признанным лидером, имеющим  высокий статус в группе.

Несмотря  на внешнюю простоту и привлекательность  данной точки зрения, которая, казалось бы, подтверждается и жизненными наблюдениями (действительно, далеко не каждый человек  в жизни становится хорошим лидером), до сих пор не удалось обнаружить у лидеров каких-либо специфических  особенностей, свойственных только им и существенно отличающих их от остальных  людей. В силу этого обстоятельства возникла альтернативная точка зрения, отрицающая наличие у лидера специфических  черт: выход человека в лидеры —  результат взаимодействия между  ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные  им в совместной деятельности и общении  с остальными членами группы, соответствуют  требованиям сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может  стать кто-то другой. В принципе для  каждого человека в группе можно  определить такие условия, при которых  он станет лидером, и для этого  вовсе не обязательно обладать какими-то специальными «лидерскими» чертами.

Истина скорее всего находится между этими двумя позициями и предполагает их интеграцию. Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и одновременно тот, кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент времени.

Кроме понятия лидерства в психологии используется другое уточняющее представление  о нем, в частности понятие  стиля

18. Р.  С. Немов. книга 1

лидерства. Стиль лидерства — это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный  стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, подвергать сомнению, оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности ведомых, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный — дисциплинированный исполнитель.

Демократичный стиль лидерства отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями ведомых. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы; они в свою очередь так же добровольно принимают на себя часть его обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер особенно ценит таких подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства — это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективным мнением, которое в группе принимается как закон, и этому в своем поведении следуют не только рядовые участники группы, но и сам ее лидер. Фактически в данном случае он является лидером лишь номинально.

На протяжении многих лет исследования лидерства  перед психологами неоднократно возникал вопрос: какой из рассмотренных стилей лидерства наиболее целесообразен? Поначалу, когда только еще зарождались соответствующие исследования, считалось, что демократичный стиль лидерства является наилучшим. Действительно, в нем больше привлекательных черт,

чем в  других. При данном стиле лидерства  в группе создается самая благоприятная  атмосфера для творческой работы и для удовлетворения других важных социальных потребностей людей. Этот стиль  лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных  задач. Он и людьми психологически воспринимается как наиболее благоприятный.

И, тем  не менее, сказать, что данный стиль  лидерства является наилучшим и  к нему надо стремиться во всех без  исключения случаях жизни, нельзя. Нередко  предпочтительнее оказывается авторитарный и даже либеральный стиль лидерства, например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой  организованности, дисциплины, согласованности  действий или когда необходимо принимать  решение, которое затрагивает интересы всех членов группы. Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей лидерства, а гибкий, или комбинированный, стиль лидерства, при котором  лидер, умея вести себя по-разному, гибко  меняет стиль своего поведения в  зависимости от сложившейся в  группе обстановки. 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

Особое  внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов  уделяется взаимоотношениям. Они, в  свою очередь, делятся на официальные  и неофициальные, отношения руководства  и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и  эмоциональные.

Официальными  называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Отношения руководства и подчинения мы уже кратко рассмотрели на примере лидерства.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать  в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга, и это характерно, в частности, для дальнейшего рассмотрения их в учебнике.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или  слабо знающие друг друга, не могут  определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Это можно  сделать, предположив зависимость  межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно ин-теракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого  человека есть свои положительные и  отрицательные черты, свои особые достоинства  и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с  людьми, зависит от этих людей и  социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в  данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями  группы.

Замечена  такая закономерность: чем ближе  по уровню своего развития группа находится  к коллективу, тем более благоприятные  условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И  напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится  к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она  предоставляет для проявления в  системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным  торможением лучших личностных устремлений Поясним то, что изображено на этом рисунке. В верхней его части кружками показаны два индивида — члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизодические отношения эмоционально нейтральны. Таковыми они являются, например, в только что образованной из случайных людей группе.

Эти отношения  нестабильны и в любой момент могут непредсказуемо измениться, повернуться  в любую сторону, что показано двусторонними полукруглыми стрелками  по краям на второй сверху части  рисунка.

В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению  к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны.

Мы описали  возможную динамику взаимоотношений  в микрогруппе-диаде, включающей только две личности. Такие группы довольно широко представлены в действительности. Они включают, например, близких друзей, молодые семьи; они же наиболее часто встречаются в любой малой группе, так как отношения между достаточно большим количеством людей всегда можно представить в виде конечного множества взаимоотношений, имеющихся между всевозможными парами людей, на которые можно разделить группу.

Однако  в целом отношения в малой  группе не сводимы к диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можно выделить значимых для них других членов той же самой  малой группы, отношения которых  к каждому члену данной пары влияют, в свою очередь, на их личные взаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетом отношений с другими окружающими данную пару людьми.

По этой причине более представительной моделью отношений, имеющихся в  любой малой группе, является система  взаимоотношений, существующих в  микрогруппе-триаде.

Межличностные отношения членов группы-триады, как  и взаимоотношения участников группы-диады, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда  один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов  отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе-триаде. Первый вариант — гармонические взаимоотношения (А). Они характеризуются тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, или только отрицательные вза имоотношения. В идеальном случае, например, в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары — противоположные им по знаку.

Информация о работе Феноменология малых групп