Малая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.

Содержание

Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35

Исследование 38

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложение №1 41

Ответы испытуемых 47

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 109.23 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                                           4

  1. Малая группа                                                                                                        6
    1. Понятие и виды малых групп                                                                6
    2. Системообразующие компоненты психологии малых групп      17
  2. Социально – психологическая структура группы                                       24   
  3. Групповая динамика                                                                                          33
    1. Понятие групповой динамики и ее особенности                            33
    2. Стадии развития группы                                                                         35

Исследование                                                                                                                   38 

Заключение                                                                                                                       39

Список используемой литературы                                                                              40      

Приложение №1                                                                                                              41

Ответы испытуемых                                                                                                         47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Проблема  малой группы является более традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающем к анализу этой проблемы, малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но и только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.  В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа.

    Однако  из этого обстоятельства, что феномен  малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблема относится к простым  в социальной психологии. Прежде всего, и здесь также весьма остро  стоит вопрос, какие же группы рассматривают  в качестве «малых». Иными словами, необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и какие  ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии. Для этой цели полезно обратиться к истории изучения малых групп. Эти исследования прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.

    Что же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько  велик, что в каком-то смысле всю  социальную психологию можно рассматривать  как социальную психологию малых  групп. Существует ряд причин, как  объективны, так  и субъективных, почему малая группа стала своеобразным фокусом интереса социально психологии. М.Г.Ярошевский справедливо характеризует поведение этого явления как моменты общей познавательной ситуации в психологии XX в.

    Во-первых, это общение изменение общественной жизни, вызванное усиливающейся дифференциацией видов человеческой деятельности, усложнением общественного организма. Сам факт включенности людей в многочисленные образования по видам их деятельности по характеру их общественных связей становится настолько очевидным, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни.

    Во-вторых, более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы оказалась на перекрестке, который  образован пересечением психологии и социологии. Поэтому образование  социальной психологии  на стыке  этих двух наук «покрыло» собой, прежде всего именно дальнюю сферу реальности.

    В-третьих, к сказанному можно добавить еще  одну причину – методологического  порядка. Сама специфика социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой группе. Потребность  в получении все более точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психологии заставляют социальную психологию искать такой адекватный объект, где были бы приложимы экспериментальные методы, в частности метод лабораторного эксперимента. Малая группа оказалась та самая единица анализа, где более всего возможен и уместен эксперимент, что как бы «помогло» социальной психологии утвердить свое право на существования в качестве экспериментальной дисциплины.

    В частности, до сих пор является дискуссионным  вопросом о самом определении  малой группы, о ее наиболее существенном признаке. Также не решен вопрос о количественных параметрах малых  групп, нижнем и верхним пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в  равней степени интересует представителей разных теоретических ориентаций, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация с которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра положения в области, казалось бы, детально разработанной.

    Цели  моей курсовой работы раскрыть понятие  и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую  структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую  работу в виде тестирования. 

  1. Малая группа
    1. Понятие и виды малых групп
 

    Взаимодействие  людей происходит в разнообразных  группах. Каждый человек независимо от его самостоятельности, автономности не может существовать, выражая свою сущность, вне общения с другими  людьми. Первой социальной группой, в  которой закладываются основы личности человека, является семья, затем дружеские  компании сверстников, учебные группы, объединения по интересам, а в  последствии трудовой (производственный) коллектив.

    Под группой (итал. gruppo - связка) в общем смысле понимается совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях. Существует несколько разновидностей групп. Их классификация.

    Знания, накопленные наукой об организации, социальной группе, коллективе как  объектах управления представляют практический интерес для предпринимателей, руководителей, менеджеров. Но теория управления, социология и психология по-разному подходят к понятию «объект управления».

    Теория  управления в качестве объекта берет  организацию, ее структуру, рассматривает  ее как систему. Под организацией здесь понимается группа людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Роль организации как механизма достижения целей была признана в эпоху развитого капитализма. Огромный вклад в науку управления организациями, начиная с середины XIX в., был внесен А.Файолем, Ф.Тейлором, Э.Мэйо и другими учеными.

    Социология  и психология в качестве объекта  управления рассматривает социальную организацию, социальные группы. Западная психология долгое время не признавала такого понятия как «коллектив», а оперировала понятием «малая социальная группа». В последние годы в менеджменте, в зарубежной и отечественной психологии признается наличие и социальной группы, и коллектива, связанных с понятием «малая социальная группы». Существует несколько определений малой группы. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. В отечественной социальной психологии общепринятым является определение, данное ученым психологом  Г.Андреевой: « Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»1.

    С точки  зрения управления, наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие2:

    1. направленность группы (социальная ценность принятая ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);
    2. организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
    3. микроклимат или психологический климат группы (который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремиться быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства;
    4. референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);
    5. интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимоотношения, нахождения общего языка);
    6. эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворения социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
    7. волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкретных условиях).1

    В малой  группе высокого уровня возникает соответствующее  групповое сознание, групповые ценности, интересы и т.д. В малой группе можно выделить внешнюю и внутреннюю структуру, охватывающие деятельную и личностную ее стороны.

    Внешняя структура группы определяется деятельностью, а внутренняя –  общением. В связи с этим важно отметить, что когда на внутреннем уровне (уровне межличностного общения) возникает конфликтная ситуация, то даже хорошо отлаженная совместная деятельность (производственный процесс) не спасает коллектив от развала.

    Отличительные признаки малой группы:

    1. пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность для личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые американские исследователи считают, что перцептивные аспекты – главное, т.к. они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группу и только в этом случае можно говорить о малой группе. Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
    2. наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализация потребностей каждого и в тоже время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
      • ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
      • вторичные цели – более длительны во времени и выводят группы на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
      • дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.
 

      Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для  каждого члена группы. Важна не только объективная цель группы, сколько  ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

    1. наличие в группе организующего начала. Оно может персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидерства).
    2. разделение и дифференциация персональных ролей (разделение  и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
    3. наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, может приводить разделение группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
    4. выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, ели она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяет только лидеру.

Информация о работе Малая группа