Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, доклад

Описание работы

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм (см. гл. 3, § 3). Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

Работа содержит 1 файл

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП.docx

— 90.07 Кб (Скачать)
  • интимное расстояние (до 0,5м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
  • межличностное расстояние (0,5—1,2м) — для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
  • социальное расстояние (1,2—3,7м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
  • публичное расстояние (3,7м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения. 16
 

   Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам  взаимодействия. Чрезмерно близкое  или чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.    

Нужно также  отметить, что данные правила варьируют  в зависимости от возраста, пола, уровня культуры, общественного статуса  собеседника. Традиция — также один из наиболее важных факторов. Например, установлено, что жители Латинской  Америки и Средиземноморья склонны  подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.    

Таким образом, средства проксемики способствуют оптимальной организации коммуникативного процесса.    

Визуальный контакт или “контакт глаз” является исключительно важным элементом общения. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.   

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений  выражаются в том, как люди смотрят  друг на друга. По этому поводу И. Атватер пишет: “Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта… Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”. 17   

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую  вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Системы невербальной коммуникации могут не только усиливать или  ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Взаимодействие в структуре общения   

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов  общения, связанных с взаимодействием  людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответную реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.   

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция . Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.   

Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты”  кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.   

Что касается конкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован  в наиболее яркой её форме —  конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов  взаимодействия).   

Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как  соответствующие или несоответствующие  этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек  соотносит формы своего поведения  с эталонами, отбирает нужные и, таким  образом, регулирует свои отношения  с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в  которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям  и ожиданиям окружающих.   

Один и тот  же человек выполняет различные  роли. Множество ролевых позиций  нередко порождает их столкновение — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.   

Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностный конфликт.   

В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать  два рода детерминант: предметно-деловые  разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликта являются также непреодолённые смысловые барьеры в общении, которые препятствуют налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия.    

Здесь большое  значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А. Н. Леонтьева. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами её осуществления, то, в чем запечатлены потребности человека. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важно умение поставить себя на место того, с кем общаешься. В любой ситуации общения требуется “одинаковое понимание ситуации” 18 , т.е. понимание стратегии и тактики партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. В. Н. Куликов говорит, что взаимопонимание между общающимися людьми — это “единство взаимного понимания, взаимной эмпатии и взаимного доверия. В этой триаде исходным является понимание другого человека , которое помогает общающимся выбирать стратегию общения и отношения друг к другу”. 19   

Интересная теория конфликтного общения разработана  американским психологом Э. Берном. С  его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). “Я” в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве. В том же возрасте за счет подражания старшим формируется родительское “Я”. “Я” в форме взрослого складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называется житейской мудростью.   

Выступая в  позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым  и неуверенным в себе, в позиции  Родителя — самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого — корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.   

С позиции Родителя “играются” роли старого отца, старшей  сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”. С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.   

Наиболее успешным и эффективным является общение  двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два  Ребенка.   

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.   

Суть теории Э. Берна сводится к тому, что, когда  ролевые позиции партнеров по общению согласованы, акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее  присутствует в общении на радость  партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При  согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и может стать причиной конфликта. 20   

Как видно из всего сказанного, с психологической  точки зрения, содержание конфликта  может быть очень многообразным  по ролевым позициям партнеров. Для  всего диалога решающее значение может иметь то, насколько правильно  выбрана позиция, насколько она  согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологический ролей, которые  нам предстоит исполнить.

Влияние в условиях межличностного взаимодействия   

Психологическое воздействие или влияние — это структурная единица, компонент взаимодействия. По своей сути психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.).   

Но, личность не слепо отражает воздействия других людей, хотя такое отражение иногда тоже имеет место. В. Н. Куликов отмечает, что “личность и группа принимают только те внешние воздействия, которые не противоречат устойчивым взглядам и убеждениям, потребностям и интересам, ценностным ориентациям и другим явлениям общественной психики. Принимается то, что не расходится с требованиями социального окружения, принятыми и разделяемыми объектом психологического воздействия. То, что противоречит особенностям объекта внешних воздействий и требованиям его микро- и макросреды, отвергается как неприемлемое или вредное”. 21   

Психологическое воздействие может достичь желаемых результатов, только если субъект воздействия  обладает набором специальных, профессиональных умений. Среди них В. Н. Куликов  называет

  • умение определять и формулировать конкретные цели и задачи воздействия, учитывающие требования общества или аудитории;
  • умение быстро разбираться в тех людях, на которых должно быть направлено воздействие, понимать их психологические особенности и состояние;
  • умение выбирать (из имеющихся: убеждение, внушение, конформизм) наиболее эффективные способы и приемы психологического воздействия, учитывая при этом цель и особенности того, на кого оно направлено. 22
 

   Эффект воздействия  также зависит от психологической  податливости тех, на кого оно направлено. В. Н. Куликов пишет, что “такая податливость базируется на психологических особенностях личности или группы, но окончательно устанавливается в процессе реального  взаимовоздействия. Она означает снижение критичности тех структур индивидуальной или общественной психики, которые  осуществляют принятие внешних влияний”. 23   

Информация о работе Феноменология малых групп