Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, доклад

Описание работы

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм (см. гл. 3, § 3). Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

Работа содержит 1 файл

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП.docx

— 90.07 Кб (Скачать)

Однако, как отдельная  личность, так и группа избирательно относятся к психологическим  воздействиям. Это связано с тем, что на пути этих воздействий стоит  психологическая защита — своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия  от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностям от противоречащих им.   

Психологическая защита на современном этапе исследований понимается довольно широко. Отечественные  психологи показывают, что психологическая  защита —нормально действующий механизм, который предотвращает нарушение целостности личности, её внутренней устойчивости, нарушение нормального течения психической жизни человека.   

Таким образом, психологическое воздействие не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения  в психике людей, а через неё  — в деятельности и поведении.    

Основным направлением прикладных исследований психологического влияния или воздействия является изучение такой его формы, как  воспитательное воздействие.   

Психологическое влияние — прерогатива цивилизованных человеческих отношений. Е. В. Сидоренко  отмечает, что “психологическое влияние  — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого  человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие”. По ее мнению, психологически конструктивное влияние (полезное и созидательное для участников коммуникации) должно отвечать трем критериям:

  1. оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений;
  2. оно психологически корректно (грамотно, безошибочно);
  3. оно удовлетворяет потребности обеих сторон.
 

   Психологически  конструктивное противостояние влиянию, считает Е. В. Сидоренко, также должно отвечать этим трем критериям. Она пишет, что “в реальности влияние и противостояние влиянию — это две стороны  процесса взаимодействия, поэтому правильнее говорить о взаимном психологическом влиянии”. 24   

Если оказываемое  влияние соответствует критериям  психологической конструктивности, у его адресата есть два пути: 1) поддаться влиянию; 2) конструктивно  противостоять ему корректными  психологическими способами.   

В нижеследующей  таблице, которую предлагает в своей  работе Е. В. Сидоренко, сделана попытка  определить степень конструктивности разных видов влияния и видов  противостояния влиянию.

Вид влияния Характеристика 
конструктивности 
неконструктивности
Конструктивные 
виды 
контрвлияния
Неконструктивные 
виды 
контрвлияния
1. Убеждение  Конструктивный  вид влияния, при условии, что  мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия. Контраргументация Игнорирование;

Принуждение;

Деструктивная критика;

Манипуляция

2. Самопродви- 
жение
Конструктивный  вид влияния при условии, что  мы не используем обманных “трюков” и  раскрываем свои истинные цели и запросы  Конструктивная  критика;

Отказ

Деструктивная критика;

Игнорирование

3. Внушение  Спорный вид  влияния; Внушение — это всегда проникновение  через “черный вход”. Конструктивная  критика;

Энергетическая  мобилизация;

Уклонение.

Деструктивная критика;

Манипуляция;

Принуждение;

Игнорирование.

4. Заражение  Спорный вид  влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас Конструктивная  критика;

Энергетическая  мобилизация;

Уклонение.

Деструктивная критика;

Манипуляция;

Принуждение;

Игнорирование.

5. Пробуждение  импульса к подражанию  Спорный вид  влияния; считается приемлемым в  воспитании детей и передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу  Творчество;

Конструктивная  критика;

Уклонение.

Деструктивная критика;

Игнорирование.

6. Формирование 
благосклонности
Спорный вид  влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией Конструктивная  критика;

Уклонение;

Энергетическая  мобилизация.

Деструктивная критика;

Игнорирование

7. Просьба  Спорный вид  влияния; в российской культуре считается  разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданным Отказ;

Уклонение

Деструктивная критика;

Игнорирование

Вид влияния Характеристика 
конструктивности 
неконструктивности
Конструктивные 
виды 
контрвлияния
Неконструктивные 
виды 
контрвлияния
8. Принуждение  Спорный вид  влияния; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях  Конфронтация  Деструктивная критика;

Манипуляция;

Ответное принуждение;

Игнорирование.

9. Деструктивная  критика  Неконструктивный  вид влияния  Психологическая самооборона;

Уклонение.

Ответная деструктивная  критика;

Манипуляция;

Принуждение;

Игнорирование .

10. Манипуляция  Неконструктивный  вид влияния  Конструктивная  критика;

Конфронтация.

Встречная манипуляция;

Деструктивная критика.

 

   Процесс взаимного  влияния — это столкновение двух или нескольких воль, сознательно  или бессознательно борющихся за уподобление себе, своим планам, замыслам, желаниям, чувствам или действиям  других людей, их планов, замыслов, желаний, чувств и действий. Причем, симметрия  уподобления здесь необязательна. Например, достаточно уподобить чувства  или действия другого человека нашим  замыслам, но при этом вовсе необязательно, чтобы его замыслы совпадали  с нашими. Различные виды принуждения и манипуляции дают множество примеров подобного рода. Особенность психологически конструктивного влияния в том, что уподобление партнеров друг другу происходит с их взаимного согласия. 25   

Для познания механизма  взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки  одного индивида “накладываются”  на представление о партнере; а  так же, как все это проявляется  в принятии совместного решения. Поэтому, важно рассмотреть вопрос о том, как формируется образ  партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.    

Таким образом, мы переходим к рассмотрению третьей  стороны общения, которая условно  названа перцептивной.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ   

Термин “социальная  перцепция”, или, в более узком  смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека”  употребляется в литературе в  несколько вольном смысле. Нужно  отметить, что термин “восприятие” употребляется, в данном случае, не в общепсихологическом понимании. На самом деле, речь идет не столько  о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем  плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение  их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию  на этой основе его поступков.   

Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком  как личность. На основе внешней  стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого  человека, расшифровываем значение его  внешних данных. Впечатление, которое  возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная  оценка, и попытка понять строй  его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения  и построение стратегии собственного поведения.   

Необходимо отметить, что не все исследователи считают  восприятие и познание человека самостоятельной  стороной общения. Как мы уже отмечали выше, В. Н. Куликов считает познание другого человека необходимым условием успешной коммуникации, но не самостоятельной  её стороной. 26 Мы не усматриваем больших противоречий в различных подходах к этому вопросу. Эта проблема, на наш взгляд, имеет значение на методологическом уровне. На практическом уровне восприятие и познание человека в процессе общения — обязательная составная часть общения.

Механизмы восприятия человека человеком    

В процесс общения  включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии  взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как  этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.   

Идентификация это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.   

Экспериментально  установлена тесная связь между  идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии … сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения,… Однако… если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по иному”. 27   

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Феномены межличностного восприятия   

Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. “Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку. И даже, если потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроится на него”.
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
  10. “Эффект последней информации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. 28
 

   Большое значение для более глубокого понимания  того, как люди воспринимают и оценивают  друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики”. 29   

Процесс приписывания зависит от двух показателей: от степени  типичности поступка и от степени  социальной “желательности” или  “нежелательности” его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче  поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество  различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное”  поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому  легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально  “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.    

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим  закономерностям, которые оказывают  влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
  3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
  5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. 30

Информация о работе Феноменология малых групп