Малые группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

Введение………………………………………………….………….….....2

Понятие малой группы……………………………………………...3

Наблюдение как метод сбора социологической информации…………5

Заключение………………………………………………………….…….7

Список используемой литературы………………………………………8

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 33.08 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение………………………………………………….………….….....2

Понятие малой  группы……………………………………………...3

Наблюдение как  метод сбора социологической  информации…………5

Заключение………………………………………………………….…….7

Список используемой литературы………………………………………8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

      Проблема  групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности,

- важнейший вопрос  социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это  некоторая совокупность людей, рассматриваемых  их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».

      С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

      С другой стороны, в целом цикле  общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие малой группы

     Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

     Существует  бесчисленное количество определений  малых групп. Г.М.Андреева приводит наиболее «синтетическое», которое сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Исходя из этого определения, специфическим признаком малой группы, отличающим ее от больших групп, являются общественные отношения, выступающие в форме непосредственных личных контактов. Следует отметить, что малая группа — это не просто любые контакты между людьми, так как и в произвольном случайном собрании людей всегда есть какие-нибудь контакты, это контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые, в то же время, опосредованы совместной деятельностью. Малые группы функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества и выступают в качестве социальной микросреды, которая оказывает непосредственное воздействие на формирование и развитие личности. Ученые нашей страны при изучении малых групп используют деятельностный подход, из которого выходит, что особенности групповой деятельности в конкретных социальных условиях влияют на формирование и развитие малых групп.

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

Виды  и функции малых  групп

По роду деятельности :

(промышленные, учебные, любительские)

По способу  возникновения:

  • формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
  • неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени  развития межличностных отношений:

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида:

  • группы членства (все люди в группе)
  • референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп:

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные  функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны  с эмоциональными потребностями  индивида.

      Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

Психолог должен иметь четкое представление, на каких  объектах, в каких

условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и

закономерности и в какой степени приложимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Наблюдение  как метод сбора  социологической  информации

     Социологическое наблюдение связано с непосредственным восприятием различных событий, поэтому имеет много общего с  тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует  и объясняет причины поведения  людей, обобщает события, очевидцем  которых он является. Однако наблюдение именно как научный метод сбора  информации имеет свою специфику. Социологическое  наблюдение – это всегда направленное, преднамеренное, систематическое, непосредственное фиксирование значимых социальных явлений  и процессов. Применение метода наблюдения в социологии требует от наблюдателя  определенного уровня профессиональной и социально-психологической подготовки, а также предполагает процедуру  контроля и проверки достоверности  полученной информации.

     Социологическое наблюдение – это целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого непосредственно фиксируются исследователем.

Важнейшим преимуществом  наблюдения как метода сбора информации является регистрация событий непосредственно  в момент их осуществления. У исследователя  появляется возможность воспринимать поведение людей в режиме реального  времени. Кроме того, наблюдение позволяет  достаточно широко охватить изучаемое  явление, охарактеризовать взаимодействие участников тех или иных значимых социальных событий вне зависимости  от их желания.

Помимо достоинств социологическое наблюдение обладает и рядом недостатков, которые  можно разделить на две группы: Объективные, не зависящие от наблюдателя (невозможность повторения наблюдаемой ситуации, высокая трудоемкость метода и пр.); субъективные, связанные с особенностями самого наблюдателя (различия в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их ценностных ориентаций и стереотипов поведения и пр.). Тем не менее, социологическое наблюдение эффективно используется при изучении поведения индивидов и групп в сфере труда и общественно-политических отношений, в сфере досуга, а также в процессе анализа других форм общения между людьми.

Какие виды наблюдения можно использовать в ходе реализации целей социологического исследования?

В зависимости  от степени контроля различают контролируемое и неконтролируемое социологическое наблюдение. В первом случае процедура контроля не применяется, поэтому надежность полученной информации зависит прежде всего от опытности и уровня профессиональной квалификации наблюдателя. Контролируемое наблюдение предполагает использование технических приборов, дублирующих информацию, полученную от наблюдателя (например, может осуществляться видеосъемка происходящих событий). Другой способ контроля – одновременная работа нескольких наблюдателей, которые фиксируют происходящие события с разных ракурсов.

В зависимости  от условий организации наблюдение может быть Полевым, когда оно осуществляется в естественных для наблюдаемых условиях (на митинге, в классе и пр.), и лабораторным, когда сбор информации проводится, например, в специально оборудованном помещении.

Степень включенности наблюдателя в наблюдаемую ситуацию также является критерием для выделения видов рассматриваемого нами метода. Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором исследователь непосредственно включен в изучаемый процесс, участвует в деятельности группы, за которой он наблюдает. В данной ситуации социолог имеет возможность оценить изучаемое явление изнутри, следовательно, получить более надежную информацию о нем. С другой стороны, существует опасность необъективности оценки исследователем происходящих событий. Дистантное (неучаствующее, невключенное) наблюдение предполагает, что исследователь находится на расстоянии от событий, за которыми он наблюдает. Использование данной разновидности метода позволяет гарантировать, что социолог не окажет влияния на естественный ход событий.

В зависимости  от степени формализации, т. е. от того, насколько четко разработаны концептуальная схема и регистрируемые параметры наблюдения, выделяют структурализованную (формализованную) и неструкрурализованную (неформализованную) его разновидности. В последнем случае отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации и примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в ходе процедуры наблюдения уточняются границы объекта наблюдения, конкретизируется программа исследования.

Поскольку любая  разновидность метода социологического наблюдения имеет как преимущества, так и недостатки, в процессе принятия решения об использовании конкретной разновидности необходимо учитывать  цель и характер планируемого исследования. 
 
 

Заключение

Социология малых  групп — область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности.

В отечественной  социологии изучение малых групп  преследует двоякую цель: получение  теоретических знаний о сущности малых групп как специфического социального явления и выработка  практических рекомендаций по управлению групповыми процессами.

Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым — непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических и антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа Друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер малой группы — два человека, максимальный — несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5—7 чел.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

Информация о работе Малые группы