Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:01, реферат
Понятия малой группы и коллектива. Большая и малая группы. Виды малых групп. Коллектив как малая группа. Основные отношения в коллективе: нравственность, ответственность, коллективизм, открытость, контактность, организованность, информированность. Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива.
Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Социальная изменчивость определений коллектива.
УО «Государственный
институт управления и социальных технологий.
Белорусский Государственный Университет»
Реферат на тему:
«Понятие
малой группы. Условия
и стадии её развития.
Классификация малых
групп»
Подготовил
Студент 1 курса
Специальности менеджмент
Шелуховский Алексей
Гр. 1011
Минск
2010
. МАЛАЯ ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ
Понятия малой группы и коллектива. Большая и малая группы. Виды малых групп. Коллектив как малая группа. Основные отношения в коллективе: нравственность, ответственность, коллективизм, открытость, контактность, организованность, информированность. Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива.
Становление
малой группы как коллектива. Критические
периоды в развитии коллектива, их
значение и пути преодоления. Социальная
изменчивость определений коллектива.
ПОНЯТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВА
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые.
Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.
Малую
группу характеризует
Малые
группы могут быть разными по величине,
по характеру и структуре
Модель развития малой группы, предложенная американским
психологом Б. Такменом.
Он предложил двухмерную или двухфакторную модель развития группы. Она явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп.
Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности — деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).
В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:
1)
стадия «проверки и
2)
стадия «внутреннего конфликта»
3)
стадия «развития групповой
4)
стадия «функционально-ролевой
Этапность развития малой группы в сфере деловой активности
Б. Такмен выделяет:
1)
стадию «ориентировки в задаче»
2)
стадию «эмоционального ответа
на требования задачи»,
3)
стадию «открытого обмена
4)
стадию «принятия решений» —
этап, характеризующийся
5) прекращение деятельности: речь идет о свертывании отношений в обеих сферах групповой активности, расформировании самой группы.
Изменения
в выделенных сферах протекают взаимосвязано,
а противоречия между ними могут рассматриваться
как механизмы группового развития.
Психологические механизмы развития малой группы.
К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
Модель
Б. Такмена весьма популярна в зарубежной
социальной и организационной психологии.
Ее, как правило, используют при анализе
формирования команд исследователи менеджмента
(см., например, Бодди и Пэйтон, 1999). Правда,
при этом стадии командообразования получают
несколько иное, более обобщенное (безотносительно
к конкретной сфере) название, а именно:
1) формирование, 2) возмущение (или смятение,
конфликт), 3) упорядочение (или нормирование),
4) выполнение (или решение задачи) и 5) прекращение
деятельности (или расформирование группы).
А сам термин «команда» предполагает,
как уже говорилось качественно особый,
наивысший уровень функционирования малой
группы.
Другой вариант выделения этапов командообразования в большей степени связан с практикой функционирования групп в реальной социальной практике. Так, Т. Ю. Базаров, используя модель Б. Такмена, называет следующие стадии.
1. Адаптация.
С точки зрения деловой активности характеризуется
как этап взаимного информирования и анализа
задач. На данном этапе происходит поиск
членами группы оптимального способа
решения задачи. Межличностные взаимодействия
осторожны и ведут к образованию диад,
наступает стадия проверки и зависимости,
предполагающая ориентировку членов группы
относительно характера действий друг
друга и поиск взаимоприемлемого поведения
в группе. Члены команды собираются вместе
с чувством настороженности и принужденности.
Результативность команды на данном этапе
низка, так как члены ее еще не знакомы
и не уверены друг в друге.
2. Группирование. Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. При группировании начинает складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, формирующих первые интрагрупповые нормы.
Особенности
существования групп на данном этапе
характерны для рабочих управленческих
групп с субкультурами типа «клика».
Происходит объединение всех членов
подгруппы вокруг ее лидера, которое
может послужить причиной некритичного
восприятия последнего со стороны отдельных
членов группы.
3. Кооперация.
На данной стадии происходит осознание
желания работать над решением задачи.
Она характеризуется более открытым и
конструктивным общением, чем на предыдущих
этапах, появляются элементы групповой
солидарности и сплоченности. Здесь впервые
возникает сложившаяся группа с отчетливо
выраженным чувством «МЫ». Ведущей на
этом этапе становится инструментальная
деятельность, имеется хорошая подготовленность
членов группы к ее осуществлению, развито
организационное единство. Однако в такой
группе отсутствуют достаточно выраженные
психологические связи. Особенности существования
групп на данном этапе характерны для
рабочих управленческих групп с субкультурами
типа «кружок» и «комбинат».
4. Нормирование
деятельности. На данной стадии разрабатываются
принципы группового взаимодействия.
Доминирующей становится сфера эмоциональной
активности, резко возрастает значение
отношений «Я—ТЫ», личные взаимоотношения
становятся особенно тесными. Одной из
характерных черт данной стадии развития
группы является отсутствие интергрупповой
активности. Процесс обособления сплоченной,
хорошо подготовленной, единой в организационном
и психологическом отношениях группе,
может превратить ее в группуавтономию,
для которой характерны замкнутость на
своих целях, эгоизм.
5. Функционирование.
С точки зрения деловой активности его
можно рассматривать как стадию принятия
решений, характеризующуюся конструктивными
попытками успешного решения задачи. Стадия
функциональноролевой соотнесенности,
связанной с образованием ролевой структуры
команды, являющейся своеобразным резонатором,
посредством которого проигрывается групповая
задача. Группа является открытой для
проявления и разрешения конфликта. Признается
разнообразие стилей и подходов к решению
задачи. На этом этапе группа достигает
высшего уровня социально-психологической
зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности,
организационным и психологическим единством,
характерными для командной субкультуры.
Классификация малых групп
.