Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, доклад

Описание работы

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм (см. гл. 3, § 3). Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

Работа содержит 1 файл

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП.docx

— 90.07 Кб (Скачать)
 

   В настоящее  время проблемами каузальной атрибуции  занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.

Обратная связь в общении   

Общение, как  было показано, не может быть сведено  к простой передаче информации. Для  того чтобы быть успешным, оно обязательно  предполагает обратную связь — получение  субъектом информации о результатах  взаимодействия. Отдельные черты  физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации  выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным  носителем сигналов обратной связи  оказывается лицо собеседника или  слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.   

При межличностном  общении важно быть открытым и  искренним. Без открытого общения  не могут существовать теплые и близкие  отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше  ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его  поступки в конкретных ситуациях, учитывать  истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении —  это еще и сообщение другому  человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать  обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.    

Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.
  3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно. 31

Заключение    

“Человек —  это узел связи”, писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность  человека, обеспечивает его вхождение  в социум. В общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются  в его общении с другими  людьми. Роль общения в жизни человека трудно переоценить.   

Основываясь на информации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.   

Коммуникативная сторона общения представляет собой  обмен информацией между участниками  совместной деятельности.   

Интерактивная сторона — это взаимодействие общающихся людей — обмен в  процессе речи не только словами, но и  действиями, поступками.   

Перцептивная сторона общения — восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.   

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение  выступает как способ организации  совместной деятельности и взаимоотношений  включенных в нее людей.

Роли  и ролевые ожидания

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром  ролей, «исполняемых» общающимися  людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т. д.). Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т. д. И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот  же человек, как правило, выполняет  различные роли, входя в различные  ситуации общения. Являясь по своей  служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей  престарелой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т. п.

Множественность ролевых позиций нередко порождает  их столкновение - ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Посещая родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель - обязан.

Взаимодействие  людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Так, например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям - это отвечает ролевым ожиданиям и социально  одобряется, признается достойным всяческого поощрения, Но избыток, «перебор» родительской ласки, всепрощения подмечается  окружающими и подвергается решительному осуждению. «Избаловала мамаша сыночка, скоро он не только ей, всем другим на голову сядет» - приговор безапелляционный, возможно, несправедливый, но четко  вычерчивающий верхнюю границу  ролевых ожиданий по отношению к  материнской доброте.

Родители должны быть строгими, требовательными к  своим детям. Это тоже ролевые  предписания для родителей. И  здесь общественная оценка устанавливает  нижнюю границу этих предписаний. «Он  при мамаше пикнуть не смеет, совсем она его задергала» - налицо «заглазное»  осуждение. Таким образом, существует определенный диапазон, в котором исполнение роли матери рассматривается как социально приемлемое. То же самое относится и к другим членам семьи, принадлежащим к старшему поколению.

Что же касается ребенка, то перечень ролевых ожиданий, связанных с обязательным послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т. д., общеизвестен. Все окружающие - не только в семье, но и повсюду вне ее, отнюдь не «заглазно», но, что называется, «открытым текстом» информируют  ребенка (дошкольника ли, подростка ли - безразлично), соответствует ли он своей роли или нет.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Нарушение ролевых  ожиданий воспринимается людьми как  нетактичность.

Из этого, разумеется, не следует, что тактичный человек  всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Если возникает  ситуация, в которой принципы и  убеждения субъекта вступают в резкое противоречие с тем, что от него, как он понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может  и не заботиться о том, насколько  тактично его поведение.

Легендарная фраза  Галилея «А все-таки она вертится!»  не может, разумеется, рассматриваться  как нарушение такта по отношению  к инквизиторам, ожидавшим от него полного и безоговорочного отречения, а является лишь свидетельством высочайшей принципиальности, научной честности  и гражданского мужества.

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное  приписывание ожиданий или их игнорирование  является бестактностью. Бестактность - это деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся иногда создающая конфликтные ситуации.

Бестактное поведение  может иметь сравнительно безобидный характер. Например, если на весьма формальный вопрос при встрече двух знакомых: «Как дела?» - следует подробный рассказ  одного из них о здоровье всех домашних, о незначительных событиях последних  дней, то это может расцениваться  как некоторая бестактность.

Но в ряде случаев нарушение требований такта  приводит к серьезным последствиям. Это в особенности относится  к проявлениям бестактности при  педагогическом общении.

Учитель не должен упускать из виду, что ученический  коллектив состоит из людей и  личность каждого надо принимать  во внимание, даже если работаешь фронтально, со всеми. Даже временная потеря психологического контакта со школьниками способна нанести  тяжелый ущерб, последствия которого трудно предвидеть. Если же такие нарушения  взаимопонимания оказываются скорее правилом, чем исключением, то можно  с уверенностью предсказать, что  между педагогом и учениками  вскоре образуется труднопреодолимая  пропасть.

Использование тех возможностей, которые предоставляет  воспитателю педагогический такт при  установлении необходимых контактов, дает возможность осуществить процесс  формирования личности школьника в  наиболее благоприятных условиях, открывая ей перспективы развития.

Социальный  контроль и социальные нормы 

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения отклоняющегося от нормы.

О существовании  и принятии норм свидетельствует  однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк - от образцов поведения, отвечающего  требованиям трудовой дисциплины, воинского  долга и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и внимательное отношение врача к больному, и  выполнение только что усвоенного первоклассником  правила вставать из-за парты при  появлении учителя в классе. Обращение  людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет  регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие  или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет  человеку соотносить формы своего поведения  с эталонами, отбирать нужные, социально  одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения  с другими людьми. Усвоенные нормы  используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется  сравнение их собственного и чужого поведения.

Информация о работе Феноменология малых групп