Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Соответственно перед нами стоит следующая цель исследования – выяснить направленность внеучебных интересов детей младшего школьного возраста (что их интересует: спорт, музыка, кино), широту этих интересов, активность и самостоятельность детей (стремиться ли, интересующийся музыкой ребенок сам научиться играть на каком-либо инструменте).

Содержание

Введение ……………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1 Внеучебные интересы младших школьников:
Понятие об интересах и их роли в жизни и деятельности человека……………………………………………………….....6-9
Особенности интересов современных младших школьников……………………………………………………10-14
ГЛАВА 2 Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников:
2.1 Практическое изучение внеучебных интересов детей……....15-17
2.2 Результаты исследования и их анализ………………………..18-23
Заключение…………………………………………………………24-25
Список литературных источников…………………………………...26
Приложение………………………………………………………...27-28

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     В дополнение была проведена беседа с  детьми по разработанному вопроснику [приложение 2], для того чтобы более подробно описать их внеучебные интересы.

     Для получения более полной информации о детях был проведен анализ школьного  классного журнала.

     Подводя итог можно сказать, что для наиболее точных результатов нашего исследования были отобраны и использованы взаимодополняющие, корректирующие и детерминирующие  друг друга методы: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ школьной документации. 
 
 

     2.1 Результаты исследования и их анализ 

       Для обработки полученных в  ходе нашего исследования результатов  были использованы методы статистики  и ранжирования.

     Результаты  исследования предложены в процентном отношении.

  • Чем ты любишь заниматься в свободное время?

    Мальчики:

  • Играть на компьютере 29%
  • Лепить 21,5%
  • Рисовать 21,5%
  • Читать 7%
  • Слушать музыку 7%
  • Мастерить 7%

    Девочки:

  • Играть с товарищами 40%
  • Читать 20%
  • Рисовать 20%
  • Слушать музыку 10%
  • Лепить 10%

     Итак, игра стоит на первом месте, как у  девочек, так и у мальчиков, но различие очевидно: девочки предпочитают проводить время со сверстниками, а мальчики неравнодушны к компьютерам. Причина данного явления скрыта в том, что возможно девочки более нуждаются в общении, чем мальчики.

     И мальчикам и девочкам нравится читать, рисовать и слушать музыку, лепить, что в общем-то нормально для  этого возраста. Исходя из проведенного анкетирования можно увидеть, что  мастерить и ухаживать за животными нравится только мальчикам.

  • Какую секцию ты посещаешь?

    Мальчики  ответили так:

  • Спортивные секции 64%
  • Умелые ручки (оригами) 21%
  • Хореография 15%

    Девочки дали такие ответы:

  • Спортивные секции 40%
  • Музыкальная школа 40%
  • Хореография 10%
  • Умелые ручки (оригами) 10%

     Анализ  анкет по данному вопросу показал, что в наши дни спорт очень  популярен, так как и у мальчиков  и у девочек он стоит на первом месте. Ведь каждый знает, что занятие  спортом полезно для здоровья. Анализ школьной документации показал, что у детей, занятых в спортивных секциях (52%) превосходное здоровье, нет никаких хронических заболеваний. Умение играть на музыкальном инструменте – признак хорошего воспитания, занятия музыкой развивают слух и память, прививают хороший вкус и дисциплинирует, но девочки всегда больше мальчиков интересуются подобными вещами. Танцевать девочкам нравится больше, чем мастерить, тогда как мальчикам наоборот.

     Анализ  беседы дал следующие результаты: на вопрос «Почему ты посещаешь именно эту секцию?» дети ответили следующим образом:

  • Это круто – уметь драться как ниндзя 50%
  • Так решила мама (папа) 29%
  • Потому, что мне нравится 21%

     Результаты  бесед показали, что из 13 детей, занимающихся спортом, 10 посещают секции по борьбе и 2 гимнастику, 1 – футбол. В музыкальной школе 2 учатся играть на фортепиано, 1 – на флейте, и 1 – поет в хоре.

     На  вопрос беседы «Как долго ты занимаешься  в этой секции?», дети ответили:

  • 2 года – 54%
  • 3 года – 25%
  • 1 год – 21%

     Мнения  детей также разделились при  ответе на следующий вопрос:

  • Какие фильмы или телепередачи ты смотришь?

    Мальчики  смотрят:

  • Ужасы 43%
  • Приключения 21%
  • Познавательные программы 21%
  • Комедии 7,5%
  • Развлекательные программы 7,5%

    Девочки предпочитают смотреть:

  • Познавательные программы 30%
  • Ужасы 20%
  • Фантастика 20%
  • Комедии 10%
  • Развлекательные программы 10%

     Девочки не смотрят приключенческие фильмы, но любят фантастику, и можно сказать, что девочки любознательнее мальчиков, так как у них познавательные программы стоят на первом месте.

     Фильмы  жанра «Ужас» нравятся детям очень  часть, возможно потому, что они еще не понимают достаточно хорошо страх перед смертью, не примерят жизненные ситуации на себя, и не способны испытать катарсис.

  • Какие книги ты читаешь?

     Современные мальчики младшего школьного возраста выбирают книги:

  • О животных 36%
  • Сказки 28%
  • Приключения 14%
  • О войне 14%
  • Фантастика 8%

     Тогда как девочкам нравится читать:

  • О животных 40%
  • Фантастика 20%
  • Сказки 20%
  • Приключения 10%
  • О войне 10%

     Согласно  полученным данным дети отдают предпочтение одинаковым жанрам литературы. Детям  свойственна любовь к животным оттого  и книги про животных стоят первыми в списке.

  • Какую музыку ты слушаешь?

     Мальчики  в свое свободное время предпочитают:

  • Рэп – 25%
  • r’n’b – 25%
  • поп – музыка – 25%
  • рок – музыка – 15%
  • Metal – 10%

     Девочки ответили следующим образом:

  • поп – музыка – 70%
  • рок – музыка – 15%
  • Классика – 15%

     Как видно из результатов анкетирования  мальчикам нравится более «жесткие»  жанры музыкальной индустрии, девочки  же по природе своей нежнее, поэтому  и продукция поп – музыки у  них на первом месте, к тому же

некоторые (40%) посещают музыкальную школу, чем  и объясняется появление графы  «Классика» в их ответах.

     По  результатам проведенных бесед  выяснилось, что самая любимая  игра у детей «Выбивалы», затем  идут «Кошки-мышки» и «Прятки». О  таких играх как «Классики» дети даже не слышали. Затем идут ролевые игры: «Школа», «Домик», «Поликлиника», «Магазин», своеобразно выразилась всеобщая любовь к анимационным сериалам «Наруто» и «Чародейки», дети с удовольствием примеряют на себя персонажей и совместно ведут борьбу против злодеев. Игры с мячом – футбол, баскетбол, пионербол, «Горячая картошка» и «Сабжо» стоят на последнем месте.

     Три популярнейших у детей телевизионных  каналов – «ТелеНяня», «Discovery» и «Jetix». Абсолютно все: и девочки, и мальчики смотрят  такие передачи, как: «Большие буквы», «Вопрос на засыпку», о животных и «Зов Джунглей». Несколько мальчиков  предпочитают (15%)  «Мир акул» и передачи про конструкцию автомобилей, вроде «Тачка на прокачку».

     Самые любимые мультфильмы: «Наруто», «Чародейки», «Спанч Боб», «Простоквашино», «Том и Джерри».

     Мальчики  проводят за компьютером 2,5 – 4 часа в  день, а девочки 0,5 – 1 час. Среди компьютерных игр мальчики выделяют экшны Counterstrike, War craft, Assassin, GTA, Street fighters, и т. д., тогда как девочкам больше нравится симулятор Sims 2, 3. В Интернете мальчики играют больше по локальной сети, смотрят фильмы и скачивают музыку, а девочки на сайте «Мой Мир» занимаются фермой, составляют слова, и общаются по «Агенту».

       Подводя итог всему выше перечисленному, мы можем сказать, что:

  1. Интересы детей разнообразны, но не всегда полезны, например: компьютерные игры и их содержание, просмотр фильмов – ужасов, и т. п.;
  2. Каждый ребенок младшего школьного возраста имеет насыщенную внеучебную деятельность;
  3. Игры занимают важное место в жизни учащихся начальной школы;
  4. Интересы детей довольно-таки длительны и постоянны (54% учащихся занимается в секциях около 2 лет);
  5. Компьютер и все связанное с ним занимают большую часть времени младших школьников, особенно это относится к мальчикам;
  6. Большая часть детей проявляет активность в выборе интересов.

     Таким образом гипотеза о том, что в  наш век высоких коммуникаций и сравнительной доступности  покупки персонального компьютера, большинство интересов детей  находится в области использования  ресурсов Интернета, и продукции игровой компьютерной индустрии – подтвердилась полностью. Но наше предположение о том, что активность детей во внеучебной деятельности детей высокая, но не очень длительная подтвердилось частично. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Наше  исследование по выбранной теме «Внеучебные  интересы младших школьников» было проведено в период с 22.09.2009 года по 20.12.2009 года на базе ГУ «Школа – гимназия №95», во 2 «А» классе. Исследованию подверглись 24 школьника, из них 10 девочек и 14 мальчиков. Объект исследования нашей курсовой работы – изучение личности младшего школьника, а предмет – внеучебные интересы детей младшего школьного возраста.

     Нами  была достигнута поставленная цель исследования «Внеучебные интересы младших школьников» – выяснить направленность внеучебных интересов детей младшего школьного возраста, широту этих интересов, активность самих детей. Задачи исследования, выдвинутые в соответствии с целью, объектом, предметом и целью исследования, были выполнены: нами был проведен анализ литературы по проблеме исследования, сравнение и изучение опыта, накопленного по данной проблеме; для получения наилучших результатов исследования нами были подобраны и использованы взаимодополняющие, корректирующие и детерминирующие друг друга методы: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ школьной документации.

     На  основе анализа результатов исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Интересы детей разнообразны, но не всегда полезны, например: компьютерные игры и их содержание, просмотр фильмов – ужасов, и т. п.;
  2. Каждый ребенок младшего школьного возраста имеет насыщенную внеучебную деятельность;
  3. Игры занимают важное место в жизни учащихся начальной школы;
  4. Интересы детей довольно-таки длительны и постоянны (54% учащихся занимается в секциях около 2 лет);
  5. Компьютер и все связанное с ним занимают большую часть времени младших школьников, особенно это относится к мальчикам;
  6. Большая часть детей проявляет активность в выборе интересов.

     Выдвинутая  нами гипотеза исследования о том, что в наш век высоких коммуникаций и сравнительной доступности покупки персонального компьютера, большинство интересов детей находится в области использования ресурсов Интернета, и продукции игровой компьютерной индустрии – подтвердилась полностью. Но наше предположение о том, что активность детей во внеучебной деятельности детей высокая, но не очень длительная подтвердилось частично.

     Данные  выводы сделаны на основе проведенного анкетирования, бесед с детьми, наблюдений за поведением младших школьников, а также после тщательного их анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
  2. Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971
  3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.
  6. Психологический словарь. Краткое введение в психологию. http://psi.webzone.ru
  7. Симонов В. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза. http://flogiston.ru .
  8. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  11. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.
  12. Ю. С. Головин «словарь практического психолога». http://www.koob.ru
  13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
  14. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984.
  15. Куценко Т. И., Кононов М. Ф. Режим для школьника М.: Медицина, 1983.

Информация о работе Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников