Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Соответственно перед нами стоит следующая цель исследования – выяснить направленность внеучебных интересов детей младшего школьного возраста (что их интересует: спорт, музыка, кино), широту этих интересов, активность и самостоятельность детей (стремиться ли, интересующийся музыкой ребенок сам научиться играть на каком-либо инструменте).

Содержание

Введение ……………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1 Внеучебные интересы младших школьников:
Понятие об интересах и их роли в жизни и деятельности человека……………………………………………………….....6-9
Особенности интересов современных младших школьников……………………………………………………10-14
ГЛАВА 2 Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников:
2.1 Практическое изучение внеучебных интересов детей……....15-17
2.2 Результаты исследования и их анализ………………………..18-23
Заключение…………………………………………………………24-25
Список литературных источников…………………………………...26
Приложение………………………………………………………...27-28

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан

Бизнес  колледж МБА 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 

                                                                                              Учащийся: Таласбаева Е. С.

                                                                                                                 Группа КИЯ-06   

                                                                                           Руководитель:   Коростелева Н. А. 
 
 

Караганда 2010

     Содержание:

  1. Введение ……………………………………………………………...3-5
  2. ГЛАВА 1 Внеучебные интересы младших школьников:
    1. Понятие об интересах и их роли в жизни и деятельности человека……………………………………………………….....6-9
    2. Особенности интересов современных младших школьников……………………………………………………10-14
  3. ГЛАВА 2 Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников:

    2.1 Практическое  изучение внеучебных интересов  детей……....15-17

    2.2 Результаты  исследования и их анализ………………………..18-23

  1. Заключение…………………………………………………………24-25
  2. Список литературных источников…………………………………...26
  3. Приложение………………………………………………………...27-28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Для нашего исследования нами была выбрана тема «Внеучебные интересы младших школьников», так как это важный аспект в изучении особенностей личности  младших школьников учителем. Данное исследование не является новым. Однако оно необходимо, так как учитель должен принимать в расчет направленность внеучебных интересов учащихся для создания на уроке атмосферы, благоприятной для усвоения новых знаний и умений. Также классному руководителю необходимо знать: кто из его класса посещает какие-либо секции или кружки, для планирования всевозможных внеклассных мероприятий.

     Исходя  из темы нашей курсовой работы, мы выделяем:

     Объект исследования - изучение личности младшего школьника;

     Предмет исследования – внеучебные интересы младшего школьника.

       Современное общество ставит перед образованием задачу: воспитать творческую, активную личность с широким кругозором, развивая способности, возможности и интересы школьников. Так как современный человек должен обладать широкими взглядами на жизнь, быть готовым к решению нестандартных ситуаций, проявляя способность творчески подходить к подобным ситуациям, то такие качества личности должны воспитываться с детства.

       В настоящее время существует множество организаций, секций и школ для детей различных возрастов, развивающие как физические, так и духовные, творческие возможности детей. Родители и их дети имеют широкий ассортимент при выборе вида внеучебной деятельности: спортивные кружки и секции боевых искусств, музыкальные школы, танцевальные студии и студии изобразительного искусства, и т. д.

     Соответственно  перед нами стоит следующая  цель исследования – выяснить направленность внеучебных интересов детей младшего школьного возраста (что их интересует: спорт, музыка, кино), широту этих интересов, активность и самостоятельность детей (стремиться ли, интересующийся музыкой ребенок сам научиться играть на каком-либо инструменте).

     Проблемами  творческого развития и необходимости  внеучебной деятельности для школьников занимались такие великие педагоги и психологи, как Л. С, Выготский, Б. Г, Ананьев, Ш. А. Амонашвили, Б. Д. Эльконин.

     Однако, проблема внеучебных интересов, как  таковая, не была достаточно глубоко  затронута и широко освящена до настоящего времени. Среди казахстанских педагогов по данной проблеме исследования не проводились. К тому же каждый год, в связи с появлением в науке и повседневной жизни всевозможных новшеств, интересы детей варьируются и находятся в постоянной прогрессии.

     Учитывая  все выше перечисленное, а также особенности характерный для младшего школьного возраста, была сформулирована гипотеза исследования, положенная в основу данной работы: в наш век высоких коммуникаций и сравнительной доступности покупки персонального компьютера, большинство интересов детей находятся в области использования ресурсов Интернета, и продукции игровой компьютерной индустрии, активность детей во внеучебной деятельности детей высокая, но не очень длительная.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

    • Анализ литературы по проблеме исследования;
    • Уточнение понятия «интерес»;
    • Подбор диагностических методик, наиболее подходящих для диагностики информации;
    • Проведение диагностического этапа исследования;
    • Анализ полученных результатов, выводы.

     Базой данного исследования явилась ГУ “Школа – гимназия № 95”  Октябрьского района города Караганды. Исследованием был охвачено 24 школьника из 2 “А” класса и их родители, в количестве 24 человека.

     Исследование  проводилось в период 22.09.2009 по 20.12.2009 года.

     Были  использованы взаимодополняющие, корректирующие и детерминирующие друг друга  методы: анализ литературы, изучение и  обобщение передового педагогического  опыта, беседа, анкетирование, анализ творческих работ, математическая и статистическая обработка полученной информации, количественный и качественный анализ результатов исследования.

     Исследование  состояло из нескольких этапов:

  • Проводился анализ литературных источников по теме курсовой работы, изучение и обобщение педагогического опыта по данной проблеме; были сформулированы: цель, объект, предмет и задачи исследования.
  • Были изучены и отобраны методы и методики диагностики, наиболее удобные для проведения и сбора информации в рамках школьного классного часа, и наиболее доступные для данного возраста.
  • Непосредственное проведение диагностики на базе исследования.
  • Осуществлялась систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, их литературное оформление,  а также проверка достоверности выдвинутого предположения.

     Структура нашей курсовой работы включает: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список литературы, содержащий 15 источников, приложение. 
 
 
 

     Глава 1: Внеучебные интересы младших школьников

     1.1 Понятие об интересах и их роли в жизни и деятельности человека

     В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует единого определения понятия «интерес». Проблема интереса, несмотря на исследования, остается  нерешенной. И существует несколько определений этого понятия.

     Проанализировав литературу по проблеме интереса, мы выделили несколько различных точек зрения:

  • «interest» в переводе с латинского языка обозначает буквально «имеет значение, важно», то есть интерес – это то, что для меня важно, то , что мне необходимо [1].
  • Вторая точка зрения рассматривает интерес как отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлекс [2], или же «интерес - эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [3].
  • С третьей точки зрения интерес рассматривается как направленность. С.Л. Рубинштейн определил интерес как специфическую направленность личности [4]. А Щукина Г. И. называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира [5].
  • С четвертой точки зрения интерес рассматривается при помощи сравнения с понятиями « потребность » и « мотив ». У этой точки зрения наибольшее число приверженцев. Например, в психологическом словаре интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности. Функциональные мотивы, среди которых и познавательные, возникают на основе потребностей [6]. Иногда исследователи объединяют понятия «потребность» и «мотив». Например, В.Симонов считает, что интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива [7]. Я.Л. Коломинский и А. А. Реан считают, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности [8]. А. В. Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания [9]. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указывается, что в ряду потребностных отношений интерес занимает промежуточное положение, он возникает на основе познавательного влечения (желания) и может перерасти в устойчивую потребность [10].

     Итак, несмотря на множество подходов к  определению понятия интереса, мнения исследователей все же сходятся при  выделении его параметров и характеристик. Прежде всего, интерес имеет положительно окрашенное избирательное отношение к своему объекту [11].

     Интерес проявляется в желании как  можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному поиску нового, в концентрации внимания, в приложении каких-то волевых усилий для достижения целей. И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное. Его основными свойствами являются предметность и осознанность.

     Анализ  литературы по проблеме интереса показал  нам, что интерес является сложным  и неоднородным понятием. И это  подтверждает множество его интерпретаций  и определений. Мы разделяем точку  зрения, что интерес очень тесно  связан с потребностями, но в отличии от них вызывает желание не обладать, а ознакомиться с предметом.

     В свою очередь человек может осознавать потребности в форме тех или  иных представлений. В связи с  потребностями из взаимоотношений  человека с окружающим его миром  возникают интересы.

     Итак, мы считаем наиболее верным и подходящим нам для исследования следующую интерпретацию интереса: Интерес – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

     Чтобы определить роль интересов в жизни и деятельности людей, во-первых, необходимо знать, что такое деятельность. Согласно «Словарю практического психолога» Головина, деятельность - это динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних ступенях исторического развития психики возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные, эмоциональные и волевые [12].

     Итак, мы имеем следующее – интересы определяют направленность или склонность субъекта к различным видам взаимодействий на объект для удовлетворения естественной потребности познать мир.

     Интересы охватывают все стороны жизни человека, все виды деятельности, на которые распространяется его познание. Соответственно,  существуют различные виды интересов, различающиеся по своему содержанию, и относящиеся к различным областям деятельности: интересы спортивные, технические, музыкальные, научные, общественные и т. д.

Информация о работе Анализ направленности внеучебных интересов младших школьников