Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:34, дипломная работа
Целью дипломной работы определённо изучение цен на предприятии, а также путей совершенствования ценообразования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
- изучить теоретические основы, связанные с ценами и ценообразованием;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть сложившуюся на предприятии систему цен и ценообразования;
- выявить путем совершенствования ценообразования;
- произвести расчет эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО РЫНКА
1.1 Сущность и функции цены.
1.2. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
1.3. Механизм ценообразования
1.4. Методы ценообразования
1.5. Изменение цен в зависимости от рыночной ситуации
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СХПК «ТЕПЛИЧНЫЙ»
2.1. Организационно-правовое обеспечение деятельности
2.2 Оценка состояния производственных ресурсов и эффективности их использования.
2.3. Экономическая оценка взаимосвязи цены продукции с затратами
на её производство
2.4. Уровень и динамика цен в СХПК «Тепличный»
2.5. Анализ влияния цены на конечные финансовые
результаты деятельности предприятия
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СХПК «ТЕПЛИЧНЫЙ»
3.1. Формирование ценовой политики предприятия.
3.2. Эффективность установления цен затратно - рыночным методом
3.3 Расчет эффективности применения количественных
скидок к отпускным ценам.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Безопасность на производстве
5.2 Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимообусловленных цен. Их взаимосвязь выражается, в частности, в том, что повышение или понижение одних, как правило вызывает изменения других ( обычно в том же направлении).
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами формирование цен: на единой методологической основе; на законах стоимости, предложения и спроса и других экономических законах; а также взаимосвязью производства предприятий и отраслей, хозяйственная деятельность которых опосредована ценами.
Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень, структура, состав, динамика. [13, с. 36].
Уровень цен – это абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме.
Структура цены – это определённые соотношения элементов цены в процентах или долях.
Состав цены – значение элементов цены в абсолютном выражении.
В состав цены входят: полная себестоимость продукции, прибыль, налоги, торговая надбавка.
Полная
себестоимость продукции
Прибыль – обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости.
Налоги – форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок. Однако методика их расчета различна, в связи с чем процесс определения цены и её структура усложняются. [1, с. 213].
Часть налогов входит в состав себестоимости, это такие налоги, как: отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования.
Налоги государственные (федеральные) направляются в федеральный бюджет (НДС, акциз, налог на прибыль предприятий).
Налоги местные взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты.
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение. В-четвёртых, налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения.
В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль.
Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды.
Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.
По
объекту налогообложения
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т.д.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара и включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др. [1, с. 215].
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введён с 01.01.92 г.
По своей экономической сути – это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырьё и материалы.
Акциз введён на товары, не являющиеся предметами первоочередного потребления ( введён с 01.01.92 г.).
Формула определения суммы акциза (А):
где С – себестоимость единицы подакцизной продукции (при условии её производства на данном предприятии и использования в дальнейшей переработке при изготовлении не облагаемого акцизом товара) или отпускная цена еденицы подакцизного товара;
Т – ставка акциза в процентах от отпускной цены предприятия без НДС.
Общая стоимость (ОС) изготовления подакцизной продукции с акцизом, включаемая в отпускную цену, определяется по формуле:
Торговая надбавка представляет собой затраты торговых организаций по реализации продукции (издержки обращения) и их прибыль. В настоящее время централизованное утверждение торговых надбавок отсутствует, их предельный размер по особо социально значимым товарам утверждается местной администрацией региона.
Динамика цен – это изменение их уровня с течением времени.
Перейдём к классификации цен.
Особую роль в формировании цен на продукцию сельского хозяйства играют цены промышленных товаров (техники, удобрений, нефтепродуктов, ядохимикатов и т.д.) и тарифы транспорта и электроэнергии. Повышение этих цен приводит к их росту и в сельском хозяйстве.
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота различают оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли (продажа другим предприятиям или товарным организациям). Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети (реализация в небольшом объеме населению и частично – предприятиям). Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается прибыль в организациях розничной торговли. В Приложении 1 представлен состав цены по мере её формирования от оптовой до розничной.
Закупочные
цены – это цены, по которым государство
закупает продукцию у
Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.) называются тарифами (расценками).
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт) самостоятельно определяют уровень цен.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.
Монопольные цены устанавливаются фирмами или организациями, не имеющими конкурентов на рынке.
По времени действия различаются цены:
- постоянные
(твёрдые), которые не меняются
в течении всего срока
- текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменения ситуации на рынке;
- сезонные,
действующие в пределах
Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она образуется. По этому признаку различают биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. [6, с. 321].
Регулируемые
цены возникают в связи с
В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Этим указом были определены перечни видов продукции и услуг, по которым осуществляется такое регулирование. Кроме того, в сельском хозяйстве эти вопросы регламентируются законом РФ от 14 июля 1997г. «О государственном регулировании агропромышленного производства». Разновидность регулируемых цен в сельском хозяйстве являются целевые и гарантированные цены.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, для получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по всем отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен и залоговых ставок при залоге сельхозпродукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельхозпроизводителям.
Гарантированные
цены на сельхозпродукцию применяются
в случае, если средние рыночные
цены ниже гарантированных, а также
при реализации сельхозпродукции непосредственно
государству или при
Если рыночные (договорные) цены на сельхозпродукцию, сырьё и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервенции по гарантированным ценам (в форме закупок или залоговых операций). В результате предложение на рынке снизится и рыночная цена стабилизируется.
Если уровень рыночных (договорных) цен неоправданно повышается из-за временного дефицита продукции, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродаж из федерального и региональных продовольственных фондов.
В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции. Если внутренние цены выше импортных и сбыт отечественного продовольствия затруднён, целесообразно устанавливать так называемые пороговые (защитные) цены, используемые при определении таможенных пошлин.