Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:34, дипломная работа
Целью дипломной работы определённо изучение цен на предприятии, а также путей совершенствования ценообразования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
- изучить теоретические основы, связанные с ценами и ценообразованием;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть сложившуюся на предприятии систему цен и ценообразования;
- выявить путем совершенствования ценообразования;
- произвести расчет эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО РЫНКА
1.1 Сущность и функции цены.
1.2. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
1.3. Механизм ценообразования
1.4. Методы ценообразования
1.5. Изменение цен в зависимости от рыночной ситуации
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СХПК «ТЕПЛИЧНЫЙ»
2.1. Организационно-правовое обеспечение деятельности
2.2 Оценка состояния производственных ресурсов и эффективности их использования.
2.3. Экономическая оценка взаимосвязи цены продукции с затратами
на её производство
2.4. Уровень и динамика цен в СХПК «Тепличный»
2.5. Анализ влияния цены на конечные финансовые
результаты деятельности предприятия
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СХПК «ТЕПЛИЧНЫЙ»
3.1. Формирование ценовой политики предприятия.
3.2. Эффективность установления цен затратно - рыночным методом
3.3 Расчет эффективности применения количественных
скидок к отпускным ценам.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Безопасность на производстве
5.2 Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важное место среди различных рычагов рыночного механизма хозяйственной деятельности предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. В условиях рыночной экономики цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением, а ценообразование – сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов.
Ценообразование призвано способствовать поощрению производства и поддержке доходности предприятия. В его основу следует заложить право товаропроизводителя реализовывать свою продукцию по ценам, определяемым соотношением спроса и предложения. Механизм ценообразования должен представлять собой целостную систему. Одним из главных её элементов является расчет целевых цен, обеспечивающих товаропроизводителям доходы, достаточные для осуществления не только простого воспроизводства, но и расширенного .
Установление цены – важный этап экономической деятельности предприятия, который влияет на объемы производства и товарооборота, повышение уровня производства, максимилизацию прибыли и укрепление рыночных позиций фирмы.
В
условиях конкурентного рынка
Целью дипломной работы определённо изучение цен на предприятии, а также путей совершенствования ценообразования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
- изучить теоретические основы, связанные с ценами и ценообразованием;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть
сложившуюся на предприятии
- выявить
путем совершенствования
- произвести расчет эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступил СХПК «Тепличный», расположенный в с. Плодопитомник Благовещенского района Амурской области.
Предмет исследования – деятельность предприятия в области ценообразования и её результаты.
За
период исследования взяты 2002 – 2004 годы.
Теоретической основой
Источниками исходной информации послужили: учредительные документы СХПК «Тепличный», данные бухгалтерской и статистической отчетности.
В
процессе исследования применялись
такие методы, как: монографический,
экономико-статистический, расчетно-конструктивный,
сравнения, аналитический.
1. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО РЫНКА
1.1 Сущность
и функции цены.
Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики, а также сложной экономической категорией. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, распределению и использованию ВВП и национального дохода. [1, c. 5].
В экономической литературе нет единого определения понятия «цена», их известно несколько. Согласно трудовой теории стоимости, цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, то есть показатель величины общественно необходимых затрат труда (живого и овеществлённого) на производство единицы продукции.
Под общественно необходимыми затратами труда понимаются затраты, которые требуются для производства данного товара при средних общественных условиях производства данной отрасли (уровне технологии, организации производства и его интенсивности, степени квалификации и профессионального мастерства производителей). [2, c. 9].
Однако такое определение обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого определения не представляется возможным устанавливать цены предметов, не являющихся результатом человеческого труда -, например земли и природных богатств. Другое определение цены имеет более широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
В такой формулировке выделяются два основных акцента.
Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления.
Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Другими словами, вне рынка, без купли-продажи о цене говорить нельзя, её способен установить только рынок. [6, c. 314].
На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путём формирования системы налогообложения. И одновременно вводятся более низкие цены на отдельные виды детских и других товаров, лекарств, льготное обеспечение инвалидов и некоторых категорий больных, повышенные пенсии, стипендии и различные пособия.
Цена
опосредствует все товарно-
Цена призвана обеспечить оптимальные объемы реализации, прибыли и стабильные позиции на рынке весь период производства и продажи определённого вида продукции.
Оптимальная цена – ключ к настоящей и будущей рентабельности предприятия.
Кроме того, цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и прибыль сельскохозяйственного предприятия.
Существующий в России уровень цен обусловливает низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в большинстве предприятий. Поэтому должна возрасти роль государства в регулировании цен на продукцию сельского хозяйства. [6, c. 316].
С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что, в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Функции цены – это формы реализации в реальной действительности её сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении. [2, c. 18].
К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций у цены семь.
Первичной её функцией следует считать измерительную; благодаря цене удаётся измерить стоимость (ценность) товара. С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. Цена в данном случае показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в какой-либо конкретной продукции.
Измерительная
функция цены влияет на оборот товаров
и тем самым также отражает
экономические интересы участников
товарного оборота: производителя-посредника-
Как измеритель стоимости цена приобретает учетную функцию; переводя количество и качество товара из натуральных единиц в денежные, мы получаем возможность вести учет, сопоставлять доходы и расходы, рассчитывать валовую и товарную продукцию, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и другие экономические показатели.
Цена выполняет также важную регулирующую функцию (функцию балансирования спроса и предложения) через связь между спросом и предложением, производством и потреблением. Цена служит индикатором о наличии диспропорций между спросом и предложением и является гибким инструментом для достижение соответствия между ними. При нарушении соотношения равновесие достигается либо с помощью увеличения (сокращения) предложения, либо за счет изменения цены при одновременном изменении обоих параметров («ножницы Маршала»).
Распределительная (перераспределительная) функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет распределение и перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется за счет отклонения цены от стоимости, а также через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления различных фондов.
Стимулирующая
функция цены заключается в том,
что посредством системы цен
реализуются экономические
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что её уровень служит материальным стимулом к применению прогрессивных и экономичных форм и методов общественного производства и наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов общества, а также к производству конкурентоспособных товаров, как для внутреннего, так и для внешнего рынков. [1, c. 19].
Функция цены как критерия рационального размещения производства заключается в том, что с помощью механизма цен в стремлении получить более высокую прибыль осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, труда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.
Социальная функция цены позволяет с помощью цен регулировать объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит Уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения. [2, c.27].
Таким
образом, цена является мощным рычагом
управления экономическими процессами
вместе с тем цена, есть объективная категория,
её величина обусловлена действием законов
стоимости, спроса и предложения.
1.2. Система
цен на продукцию сельского
хозяйства и их