Методы расчёта индексов цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

Содержание

Введение
1. Статистика цен и инфляции
1.1 Понятие и сущность цен и инфляции
1.2 Задачи статистики цен
1.3 Система показателей статистики цен
2. Методы расчёта индексов цен и инфляции
2.1 Методы расчёта и анализа индексов цен
2.2 Методы оценки уровня и динамики инфляции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач ценообразование.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейреса. В "чистом" виде эта формула применяется  в статистике Великобритании для  построения индекса розничных цен (retail price index - RPI). В этом случае уровень  инфляции по сравнению с любым  периодом, принятым за базу, определяется по формуле:

 

В США (consumer price index - CPI ) используется другая формула расчета:

где qf -веса, фиксированные  на каком-либо конкретном уровне f, или  усредненное потребление за несколько  периодов времени. Это позволяет  напрямую сравнивать показатели текущего периода с любым другим, а не только с годом обследования потребительских  расходов, проводя такие обследования один раз в несколько лет. В  масштабах большой страны это  немаловажно. В России в годы интенсивного раскручивания инфляционной спирали  используемая для расчетов структура  потребления товаров и услуг  остается неизменной в течение года и ежегодно обновляется, а ИПЦ  исчисляется за каждый месяц и  нарастающим итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:

ДВВП (ДВНП) в  большинстве стран определяется по методу Пааше. Известная формула  может быть представлена в виде:

 

Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые  особенности: сначала с помощью  индексов цен или физического  объема (в зависимости от имеющейся  базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного  использования, в ценах предыдущего  года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых  ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.

Основным показателем  динамики инфляции служит норма инфляции:

Норма инфляции показывает, на сколько процентов  изменился уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 - 9%, инфляция называется "ползучей", 10 - 99% - "галопирующей". В случае 50% в месяц - экономика "больна" гиперинфляцией.

Кроме основных (обобщающих) показателей инфляции статистика рассчитывает показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах экономики  и т. д. (индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдельные  товары, конечную и промежуточную  продукцию, сырье и материалы).

Для измерения  инфляции используется индекс покупательной  способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:

Например, если индекс цен составил 125%, т. е. цены вы росли на 25% по сравнению с каким-либо уровнем, то покупательная способность  рубля за этот же период времени  снизилась на 20%:

1/1,25=0,8; (1 - 0,8) 100%=20%.

Этот показатель может исчисляться по отношению  к денежной единице текущего или  базисного года; например, динамический ряд покупательной способности  рубля в условиях инфляции может  иметь вид: 5,838 1,903 1,529 1,281 1,000 (текущий  год принят за базу) 1,000 0.326 0,262 0,220 0,171

При построении прогноза уровня инфляции применяются  традиционные методы прогнозирования: метод экспертных оценок, экстраполяции  и т. д. Кроме того, исчисляется показатель количества лет (месяцев) - t , за который уровень цен изменится в n раз:

 

Например, увеличение цен в 3 раза при имеющемся темпе  роста ( Т ) за год 125% произойдет за 5 лет.

Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством  товаров и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег  в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота  денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает  покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота  денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического  объема и цен товаров. Поскольку  товарная и денежная масса стремятся  к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического  объема, массы денег в обращении  и скорости их обращения. Рассмотрим пример.

Динамика денежной массы

 
Исходные  данные, млрд., руб. Базисный год Текущий год  Темп роста  
Д е  н е ж н а я м а с  с а:        
на  начало года 945,0 1541,0 1,631  
на  конец года 1511,0 11328,0 7,497  
в среднем  за год 1243,0 6434,5 5,177  
В В  П:        
в текущих  ценах 1822,3 22900,0 12,567  
в постоянных ценах

базисного года

1822,0 1500,0 0,823  
         

Отсюда дефлятор ВВП составил: 22900/1500=15,27.

Размер инфляции равен: (15,27-1)·100=1427%.

Количество оборотов денежной массы (отношение ВВП в  текущих ценах к среднегодовой  денежной массе):

в базисном году: 1822,3: 1243,0=l,466;

в текущем году: 22900,0: 6434,5=3,559.

Ускорение оборачиваемости  в текущем году по сравнению с  базисным: 3,559: l,466=2,427.

Дефлятор ВВП  также можно определить через  изменение денежной массы, скорости оборота денег и физического  объема ВВП: 15,27=5,1772,427:0,823.

Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно  пропорционален росту товарной массы ( в постоянных ценах).

Денежная масса  рассчитывается государственной статистикой  как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера  накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается  с помощью ряда показателей:

- соотношения  денежной и товарной массы  в статистике и динамике;

- соотношения  темпов роста денежной эмиссии  и цен;

- соотношения  темпов роста доходов и цен.

Изменение номинальных  доходов ( p1q1-p0q0 ) складывается из изменения  реальных (пересчитанных в сопоставимые цены) доходов ( p0q1-p0q0 ) и роста доходов  за счет изменения цен ( p1q1-p0q1 ). Сопоставление  этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или  насколько рост доходов населения  возмещал его потери от обесценения  денег. Аналогично осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений населения.

В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные источники. Цены на товары и услуги-представители собираются статистикой методом выборочного  наблюдения; структура потребительских  расходов определяется статистикой  семейных бюджетов в ходе регулярных обследований; система статотчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной массе статорганы получают от банков; баланс денежных доходов  и расходов населения позволяет  определять затраты на приобретение товаров и услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистика цен  образует самостоятельный блок в  статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного  механизма и вместе с тем органично  входят в систему показателей  уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых  стоимостных показателей. Анализ цен - важное условие статистического  обеспечения ценообразования в  маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колебание и динамику. Этой цели соответствует и система  показателей статистики цен.

Современная методология  регистрации цен соответствует  международной статистической практике и базируется на использовании выборочного  метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий. Показаны отличия данной системы  от практиковавшейся ранее в условиях плановой экономики. Обосновывается необходимость  перехода к действующей системе.

Раскрыта методология  изучения уровня и структуры цен. На ряду с расчетом средних цен  вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как  наиболее обобщающий и объективный  показатель уровня цен, позволяющий  к тому же дифференцировать понятие "уровень цен" по социальным группам  населения.

Показаны основные методы анализа колебания цен  в увязке с принципами действия рыночного  механизма. Рассмотрена проблема изучения влияния качества товара на уровень  его цены. Отмечая, что цены образуют взаимосвязанную единую систему, авторы обращают особенное внимание на анализ соотношений цен, их эластичности (изменчивости) под влиянием различных факторов, в том числе перекрестной эластичности цен. Приводятся методы региональных сопоставлений  цен. Рассматривается социальная дифференциация цен с позиций покупательских предпочтений.

Центральным моментом в анализе цен остается использование  индексного метода. Авторы знакомят с  различными концепциями индексов цен, раскрывают современную методологию  построения индексов цен, соответствующую  международной практике, объясняют  преимущества и недостатки индекса  Ласпейреса, показывают возможности  других индексных систем.

Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного  процесса, показаны методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента ценообразования и  регулирования цен предпринято  моделирование влияния комплекса  факторов на уровень и динамику цен. На этой основе разрабатываются методы изучения тенденций и прогнозирования  цен.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. "Статистика  рынка товаров и услуг", И.К.  Беляевского, Москва, "Финансы  и статистика", 2006 г.

2. "Общая теория  статистики", 4-ое издание, А.А.  Спирина, О.Э. Башиной. Москва, "Финансы и статистика", 2006 г.

3. Боярский А.Я., Громыко Г.Л. Общая теория статистики, М.: "Московские университеты", 2007.

4. Экономико-статистические  методы в прогнозировании. М.: Наука, 2007

5. Теория статистики, под редакцией профессора Р.А.  Шмойловой,- Москва-2002 г.

6. Статистика/ учебник,  А.В. Сиденко, Г.Ю. Попов, В.М.  Матвеев, - Москва-2002 г.

7. Статистика, - Москва-2008 г.

8. Статистика, В.М.  Гусаров, - Москва-2007 г.

9. Теория статистики, электронный учебник МЭСИ.

10. Статистика, А.  М. Годин, - Москва-2004 г.

11. Общая теория  статистики, М.Р.Ефимом, В.М. Рябцев, - Москва-2007 г.

12. Общая теория  статистики, Н.Н.Ряузов, - Москва-2005 г.

13. Статистика, 2-е  издание-Минск-2008г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Система показателей  статистики цен и ценообразования

 
Блокипоказателей Показатели Субпоказатели  
Уровень цен Индивидуальный  уровень Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя  
  Средний уровень Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том  числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей   
  Обобщающий  уровень Стоимость потребительской  корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу  
Структура цены Себестоимость, наценки, скидки ( оптовые, розничные), налоги Удельный вес  каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в  товарообороте; соотношение оптовых  и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен  
Соотношение цен Коэффициенты  соотношения цен регионов, субрынков, товаров  Отношение цен  товаров к базовой цене; степень  отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений  в динамике  
Вариация  цен Показатели  вариации цен в пространстве (социально-экономическом  и географическом) и во времени Распределение цен в пределах товарной группы (группировка  одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен (группировка регионов или поселений  по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации  трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок  в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)  
Динамика  цен Показатели  динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров Индивидуальные  индексы цен; групповые индексы  цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен  
Соответствие  цены качеству товара и покупательским мнениям Показатели  влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен  Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки  
Эластичность Показатели  зависимости цен от социально-экономических  факторов, зависимости цен одних товаров от цен других Эмпирический  коэффициент эластичности; коэффициент  перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности  
       

Информация о работе Методы расчёта индексов цен и инфляции