Применение индексного метода при анализе цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить индексный метод анализа цен.

Задача курсового проекта:

1. изложить:

понятие и сущность цен
классификация цен
основные показатели статистики цен
индексный метод анализа цен.
2. в практической части рассчитать все показатели на основе реальных цен

3. сделать выводы на основании расчетов

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 692.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и  образования 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт  Экономики и финансов АПК 

              Кафедра «Экономического анализа и статистики» 
               
               

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

     Применение  индексного метода при анализе цен

     02.Э.03__ПЗ. 
 
 
 
 
 
 

     
     
     
     

                                                       
 
 
 

Красноярск 2010 г.

Оглавление

Реферат

     Тема  курсового проекта:  Применение индексного метода при анализе цен

     Курсовой проект содержит 40 страниц, 7 таблиц, 10 источников.

Объектом исследования является реально существующее предприятие  ЗАО «Кульбытстрой», осуществляющее свою деятельность на строительном рынке  города Красноярска.

     Цена, статистика цен, классификация цен, средние цены, показатели динамики цен, показатели вариации, индексный метод анализа цен.

     Цель  исследования состоит в том, чтобы изучить индексный метод анализа цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Цель  работы состоит в том, чтобы изучить индексный метод анализа цен.

    Задача курсового проекта:

    1.  изложить:

    • понятие и сущность цен
    • классификация цен
    • основные показатели статистики цен
    • индексный метод анализа цен.

    2. в практической части рассчитать все показатели на основе реальных цен

    3. сделать выводы на основании расчетов

    Данная тема очень интересна, так как исследование цен и их динамики актуально в различных сферах жизни населения.  
С точки зрения обывателя знания и умение анализировать цены на необходимые товары и услуги может способствовать оптимизации расходов. Уровень цен влияет на спрос и предложение, поэтому детальное рассмотрение продаж поможет установить такие цены на товары и услуги, в результате которых выручка будет максимальной.
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы статистического изучения  цен

1.1 Понятие цены

    Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

      Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги |7, с.266| . Цена- это выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара в конкретных условиях места и времени |1, с.88|.

    Цены, процессы  их образования и изменения  представляют  собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен |7, с.266|.

    Категория цен связана с функционированием  товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

    При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

    Цена  выполняет учетную, стимулирующую  и распределительную функции.

    Учетная функция позволяет оценить затраты  и результаты производства.

    Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

    Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи |3, с.369|.

    Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы |8, с.267|.

    Цены  классифицируют по различным направлениям.

    1. По сферам  товарного обслуживания:

    -  оптовые цены,  по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

    - розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

    - закупочные цены, по которым государство  покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

    - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) |7, с.271|.

    2. По способу отражения транспортных расходов:

    -  цены франко-отправления (на товары  ограниченного производства и  разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

    - цены франко-назначения, включающие  транспортные расходы до пункта  назначения.

     3. По формам продаж:

    - контрактные (договорные) цены - цены  фактической договоренности между  продавцом и покупателем;

    - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

     - цены ярмарок и выставок (часто  льготные);

     - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные)

       Аукционы (публичные торги) бывают  трех   типов:

    1. С повышением цены (товар продают  по цене, наиболее высокой из  предложенных покупателями).

    2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену).

    3. С подачей заявок в запечатанных  конвертах, при этом отсутствует   возможность сравнения с запросами  других покупателей.

    4.  По стадиям продажи:

    - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец  желает продать товар. Как правило,  это верхний предел диапазона  возможных цен этого товара (за  исключением аукционных и цен  подряда), который корректируется  в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

    - цены спроса, по которым покупатель  заинтересован приобрести товар;

    - цены реализации (сделки, продажи,  покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен |7, с.272|.

    5. По степени регулирования:

    - жестко фиксированные (основной  тип цен в условиях административно-командной  экономики);

    - регулируемые (допускаются изменения  в определенных пределах, устанавливаются  государством, как правило, на  продукты повышенного социального  назначения);

    - свободные (не подвержены прямому  вмешательству, формируются в  соответствии с конъюнктурой  рынка).

       6. По степени устойчивости во времени:

    - твердые: устанавливаются при  заключении договора на весь  срок действия;

    - подвижные: зафиксированная в  договоре цена меняется в момент  поставки, если изменилась рыночная  цена товара, установленная по  оговоренному в контракте источнику;

    - скользящие: в договоре устанавливается  исходная цена и оговаривается  порядок (формула) внесения поправок  в случае изменения стоимости  ценообразующих факторов. Скользящие  цены применяются к товарам,  требующим длительного срока  изготовления;

    - с последующей фиксацией: в  договоре определяются условия  фиксации и принцип определения  уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования  и осуществления фиксации.

    В качестве базовой цены, ориентира  для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

    1. Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного  заказа с  учетом его технических  и коммерческих условий.

    2. Справочные цены, публикуемые в  справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.

    3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как  правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

    Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

Информация о работе Применение индексного метода при анализе цен