Методы расчёта индексов цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

Содержание

Введение
1. Статистика цен и инфляции
1.1 Понятие и сущность цен и инфляции
1.2 Задачи статистики цен
1.3 Система показателей статистики цен
2. Методы расчёта индексов цен и инфляции
2.1 Методы расчёта и анализа индексов цен
2.2 Методы оценки уровня и динамики инфляции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач ценообразование.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Статистика  цен и инфляции

1.1 Понятие и  сущность цен и инфляции

1.2 Задачи статистики  цен

1.3 Система показателей  статистики цен

2. Методы расчёта  индексов цен и инфляции

2.1 Методы расчёта  и анализа индексов цен

2.2 Методы оценки  уровня и динамики инфляции

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций  и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин "статистика" употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке  и анализу цифровых данных, характеризующих  население, экономику, культуру, образование  и другие явления в жизни общества.

Статистикой также  называют особую науку, т.е. отрасль  значений, изучающую явления в  жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации. Между  статистической наукой и практикой  существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает  методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения  статистической науки для решения  конкретных управленческих задач.

Статистика имеет  многовековую историю. Ее возникновение  и развитие обусловлено общественными  потребностями. История развития статистики показывает, что статистическая наука  сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством  передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями  управления жизни общества.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем  более обострено в связи с  осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни  общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных  условий правильного восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и  обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических  явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом  исследовании.

В настоящее  время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего  совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранения и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности  автоматизированных систем управления, создания автоматизированных банков данных, распределительных банков данных и  т.д., которые в свою очередь могли  бы способствовать созданию автоматизированной системы коммерческой информации.

 

1. СТАТИСТИКА  ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

1.1 ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма  денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной  статистики сформирована самостоятельная  служба статистики цен. Сложились уже  и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор,  отражающий политику и конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и  предложения, торговый и экономический  риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкуренции на рынке  и т. д.);

- маркетинговый  регулятор рынка, с помощью  которого осуществляется воздействие  на спрос и предложение, структуру  и емкость рынка, покупательную  способность рубля, оборачиваемость  товарных запасов и т. д.  В качестве регулятора цены  позволяют ограничивать потребление  ресурсов и являются мотивацией  для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и измеритель при  обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния  на инвестиционную политику (повышение  цен часто ведет к росту  привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и  структуру потребления, уровень  реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Цены классифицируют по различным направлениям:

По сферам товарного  обслуживания:

- оптовые цены, по которым предприятия реализуют  в больших объемах продукцию  промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри  оптовой сферы и из оптовой  в розничную). При наличии разветвленной  сети потребления товара оптимизировать  продажу позволяют посреднические  оптовые фирмы или организации  (снабженческо-сбытовые организации,  товарные биржи). При отсутствии  потребности в посредниках поставщики  и потребители устанавливают  прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном  населению) в ограниченном количестве;

- закупочные  цены, по которым государство  покупает продукцию у сельскохозяйственных  предприятий (фермеров);

- цены и тарифы  на услуги. Тарифы могут относиться  к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт)  и розничной (пассажирские тарифы).

По способу  отражения транспортных расходов:

- цены франко-отправления  (на товары ограниченного производства  и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь  покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы  до пункта назначения.

По формам продаж:

- контрактные  (договорные) цены - цены фактической  договоренности между продавцом  и покупателем;

- биржевые котировки  - это уровень цены товара, реализуемого  через биржу. Цена биржевого  товара складывается из биржевой  котировки и надбавки (скидки) за  качество, удаленность от места  поставки;

- цены ярмарок  и выставок (часто льготные);

- аукционные  цены, отражающие ход продаж на  аукционах (различают стартовые  цены и продажные).

Аукционы (публичные  торги) бывают трех типов:

1.С повышением  цены (товар продают по цене, наиболее  высокой из предложенных покупателями);

2.Вейлинговые  торги (цена предложения наивысшая,  на экране-циферблате стрелки  имеют обратный ход, покупатель  нажатием кнопки определяет устраивающую  его цену);

3.С подачей  заявок в запечатанных конвертах,  при этом отсутствует возможность  сравнения с запросами других  покупателей.

По стадиям  продажи:

- цены предложения  (цены продавца, или стартовые), по  которым продавец желает продать  товар. Как правило, это верхний  предел диапазона возможных цен  этого товара (за исключением  аукционных и цен подряда), который  корректируется в ходе переговоров  с покупателем. Для некоторых  товаров (машин, оборудования) цены  предложения - единственный источник  информации об уровне цен на  рынке;

- цены спроса, по которым покупатель заинтересован  приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические,  или номинальные, цены. Их следует  отличать от реальных, соотнесенных  с уровнем дохода общества  или общим уровнем цен.

По степени  регулирования:

- жестко фиксированные  (основной тип цен в условиях  административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются изменения в определенных  пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного  социального назначения);

- свободные (не  подвержены прямому вмешательству,  формируются в соответствии с  конъюнктурой рынка).

По степени  устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются  при заключении договора на  весь срок действия;

- подвижные:  зафиксированная в договоре цена  меняется в момент поставки, если  изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному  в контракте источнику;

- скользящие: в  договоре устанавливается исходная  цена и оговаривается порядок  (формула) внесения поправок в  случае изменения стоимости ценообразующих  факторов. Скользящие цены применяются  к товарам, требующим длительного  срока изготовления;

- с последующей  фиксацией: в договоре определяются  условия фиксации и принцип  определения уровня цены: периодичность  фиксации, база фиксации, сроки согласования  и осуществления фиксации.

В качестве базовой  цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1.Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком  для каждого конкретного заказа  с учетом его технических и  коммерческих условий;

2.Справочные  цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены  фактических сделок за определенный  период, экспертные оценки, биржевые  котировки, цены предложений крупных  фирм и т. д.;

3.Цены прейскурантов  и ценников. Прейскуранты выпускаются,  как правило, производителем для  готовых изделий, рассылаются  клиентам, включают цены для конечных  пользователей, стабильные скидки  в разрезе всей или части  товарной номенклатуры фирмы.  При необходимости частого изменения  цен прейскуранты дополняются  вкладышами с коэффициентами  изменений.

Кроме перечисленных  выделяют и другие виды цен, например:

- трансфертные (внутрифирменные - для обмена  между цехами одного предприятия,  дочерними фирмами, заграничными  филиалами, конфиденциальны);

- мировые (выступают  в качестве условной средней  стоимости товаров, реализуемых  в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е.  цены отдельных стран - основных  производителей товара).

Базовый, или  установленный, уровень цены может  быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение  получили следующие:

- скидки за  оплату наличными;

- сезонные скидки  за покупку вне сезона;

- скидка за  количество или серийность при  покупке количества товара, увеличивающегося  по сравнению с заранее определенным;

- скидка за  оборот (бонусная) по определенной  шкале в зависимости от оборота,  достигнутого в течение согласованного  сторонами срока;

Информация о работе Методы расчёта индексов цен и инфляции